Что делать если ребенок замкнут. Работа с замкнутыми детьми в доу

Содержание

Как помочь замкнутому и стеснительному ребенку?

Что делать если ребенок замкнут. Работа с замкнутыми детьми в доу

Замкнутые дети – не продукт 21 века. Чрезмерное увлечение родителей и подростков гаджетами влияет на некоторые области семейной жизни, но действительно серьезных проблем не вызывает. Распознав у малыша признаки замкнутости, следует не винить современные технологии, а разобраться в собственном поведении.

Как распознать замкнутого ребенка

Существует 3 типа поведения, которые часто путают. Похожим образом ведут себя интроверты, стеснительные и замкнутые дети. Важно понимать, что каждый тип требует особой реакции, и не всегда попытки изменить его будут безопасны для ребенка.

  • Интроверты. Это не отклонение, а темперамент. Интроверт не нуждается в открытом диалоге с обществом, он черпает энергию из внутренних ресурсов, и делает это в тишине или даже в одиночестве. Общение с ровесниками не в тягость такому ребенку, он способен заявить о своих потребностях, проблемах и задать интересующие вопросы. Устав от чужих и эмоций, интроверт ищет уединения, чтобы вернуться в комфортные для него условия. Такой ребенок не нуждается в помощи психологов, так как нормальному развитию интроверсия не препятствует.
  • Стеснительные дети. Младенцы не умеют стесняться. Этот навык приходит со временем, когда ребенок понимает, что чрезмерное внимание со стороны не всегда несет только позитивные эмоции. Стеснительность менее безобидна, чем интроверсия. Однако, бороться с ней просто – объясняя ребенку его право на голос и самовыражение. Стеснительность можно перерасти, перебороть, можно изменить окружение на более доброжелательное. Ребенок, который боится озвучить свои потребности перед публикой, теряет возможность получать необходимые блага. Чтобы избежать или предотвратить такой сценарий, родителям следует уделить внимание вопросу развития самостоятельности у ребенка.
  • Замкнутые дети. Этих детей легко спутать со стеснительными или необщительными. Но есть одно важное отличие – страх. Замкнутый в себе человек боится вступать в коммуникацию с окружающим миром, так как наверняка имеет негативный опыт. Такой ребенок имеет тесный круг общения, состоящий иногда из одного близкого друга. И даже в такой компании никогда не проявляет себя лидером, не выступает инициатором игр, молчит, если его что-то не устраивает. Быть удобным и незаметным – главная задача ребенка. С такой позицией родители должны бороться при первых проявлениях проблемы. Обратиться за помощью к психологу нужно как можно раньше.

Причины замкнутости детей

В здоровой атмосфере взаимоуважения и любви растут уверенные в себе, общительные дети. Если ребенок замыкается в себе, это говорит о проблемах внутри семьи или в ближайшем окружении. Часто родители практикуют традиционные методы воспитания, не подозревая об их опасности для здорового развития личности. Причины замкнутого поведения детей могут быть разными:

  • Боязнь новых задач, когда сказать «я не умею» безопасней, чем не справиться;
  • Негативный опыт общения с ровесниками, когда ребенок становился объектом насмешек, розыгрышей или физического насилия;
  • Негативный опыт в самовыражении – ребенок мог делиться эмоциями или проблемами с другим человеком и каждый раз слышать в ответ грубости или откровенно равнодушные отзывы;
  • Попытки взрослых втянуть ребенка в действия, неприятные ему;
  • Неспособность делать самостоятельный выбор часто развивается у детей слишком строгих, властных родителей;
  • Большой багаж негативных воспоминаний, обиды, связанных с одним или несколькими людьми;
  • Постоянное напряжение, состояние тревоги из-за ощущения, что сам ребенок или его близкие в опасности;
  • Свалившийся на ребенка багаж обязанностей, с которым он не в силах справиться;
  • Страх быть наказанным приводит к замкнутости, когда наказания отличаются жестокостью;
  • Ребенок, ставший жертвой сексуального насилия или рискующий ей стать, нуждается в регулярном посещении врачей;
  • Общая слабость, болезненность;
  • Длительное перенесение тяжелого заболевания;
  • Завышенные требования от родителей, которым не нравятся любые отклонения от образа идеального ребенка;
  • Недостаток внимания и любви членов семьи.

Замкнутые дети испытывают трудности, о которых не могут сказать. Со временем проблем становится больше, и уже во взрослой жизни человек столкнется с серьезными трудностями.

Последствия детской замкнутости

Замкнуться в себе может ребенок любого возраста. Даже самостоятельный подросток, переборовший несколько возрастных кризисов, не защищен от радикальных реакций мозга на новые стрессовые ситуации. Если запустить проблему, в дальнейшем она покажет себя в новых проявлениях:

  • Неспособность доводить начатое до конца;
  • Невозможность самостоятельно сделать выбор;
  • Агрессия со стороны людей, желающих самоутвердиться за счет слабых соперников;
  • Ночные кошмары;
  • Низкие коммуникативные навыки;
  • Неспособность донести до окружающих свои требования и опасения;
  • Попытки удержать себя в искусственных рамках;
  • Страх перед новыми знаниями, творчеством и спортом;
  • Уверенность в собственном бессилии;
  • Неспособность решать проблемы;
  • Трудности в поисках партнера;
  • Девиантные проявления.

Последний пункт наиболее опасен. Расстройства психики, связанные с неспособностью человека удовлетворить свои потребности, могут быть опасны не только для их носителя, но и для окружающих.

Как бороться с замкнутостью ребенка

Действовать нужно незамедлительно. Если родители видят изменение реакций ребенка, или его поведение с первых лет вызывает тревогу, не стоит ждать дальнейшего развития событий. Действия, которые точно не навредят психике малыша, но могут предотвратить трагедию:

Наладить тактильный контакт

Ребенок должен быть уверен, что близкие люди помнят о нем, даже когда они рядом. Часто родителям достаточно наблюдать малыша боковым зрением, чтобы знать, что с ним все в порядке.

Однако, этого недостаточно, чтобы и ребенок чувствовал себя нужным и любимым. Его нужно обнимать, держать за руку, трогать так часто, как это возможно. Избаловать тактильным вниманием невозможно.

А привить уверенность в себе, чувство безопасности и нужности любимым людям очень просто.

Говорить о важном

У детей свои мысли и желания. Им важно то, чего родители порой не замечают. Замкнутые дети не умеют говорить о своих тревогах, поэтому их нужно направлять.

Чтобы малыш почувствовал себя комфортно, нужно установить зрительный контакт на удобном ему уровне. Можно присесть, посадить его к себе на колени, взять на руки, или лечь на одной кровати.

Чтобы ребенку было проще говорить, нужно задавать конкретные вопросы, от общих он теряется и закрывается в себе.

Общие вопросыПравильные вопросы
Как дела в саду?Ты рад, что был сегодня в саду? Ты плакал? С кем ты играл? А во что? Хочешь завтра поиграть во что-то другое? Какая игра тебе нравится?
Что ты делал сегодня?Что ты ел на обед? Было вкусно? А что ты хотел бы съесть вместо этого? Наверное, ты рисовал или лепил. Что ты больше любишь?
Тебя что-то беспокоит?У тебя болит живот? А голова? Ты сегодня падал? Как это произошло? Хочешь поиграть в доктора?
Почему ты не сделал уроки?С какой задачей ты не можешь справиться? Тебе объясняли, как это делается? Хочешь поискать другие способы решения?
Чем хочешь заняться?Ты любишь рисовать? Хотел бы порисовать мелом на асфальте? Может, погуляем в парке? Хочешь поехать на велосипеде или самокате?
Тебя кто-то обижает?Я вчера обошлась с тобой грубо, прости меня. Хочешь, чтобы кто-то еще извинился? Он тебя толкнул или обозвал?

Проигрывать сценарии ситуаций, в которых ребенок сможет уверенно выразить свое мнение

Ребенок учится в игре. Даже с подростками можно моделировать ситуации, играя в театр. Малышам будет интересно возиться с куклами или примерять на себя роль другого человека. В такой игре родители предлагают сыграть роль мамы, папы или воспитателя. Последствия могут оказаться неожиданными для всех игроков.

Играя в супергероя, ребенок имитирует поведение сильного и уверенного в себе персонажа. Такой опыт будет полезен для дальнейшего общения с ровесниками. Поиграв несколько раз дома, можно предложить малышу побыть супергероем на площадке или в торговом центре. Этот метод позволит ребенку адаптироваться к общественным местам в роли полноценного участника коммуникации.

Читать сказки

В детских книжках разыграны сценарии, интересные малышам. Чем больше общаются герои в сказках, тем важнее роль живого общения в системе ценностей ребенка.

Учитывать мнение ребенка

В традиционной системе воспитания ребенок воспринимается как сырье, из которого нужно изготовить человека, вкладывая полезное и отсекая ненужное.

Воспринимать его как полноправного участника семейной жизни почему-то не принято. Однако, формировать самостоятельность и уверенность в себе с таким подходом крайне сложно.

Ребенок имеет право на собственное мнение. Задачи, которые может решать даже двухлетний член семьи:

  • Какого цвета свитер надеть;
  • Что попить после обеда: чай или компот;
  • Какую раскраску купить;
  • На какой площадке погулять;
  • Какую футболку надеть папе;
  • Какие цветы подарить маме.

Множество подобных вопросов можно задавать ребенку, чтобы научить его выбирать. Важное правило – всегда прислушиваться к его мнению. Видя, что его мнение значимо, и он действительно может влиять на ход событий, ребенок обретает веру в себя.

Как Ребёнку Строить Отношения со Сверстниками | Межличностные Отношения Детей | Советы Родителям

Замкнутый ребенок: как пробить оборону и стать ему другом

Что делать если ребенок замкнут. Работа с замкнутыми детьми в доу

Мне не раз приходилось работать аниматором на детских мероприятиях и среди толпы малышей почти всегда находился один особенный ребенок.

«Эти детские игры не для меня, давно же понятно, что елка сама не загорится» — сказал мне однажды пятилетний Игорь, отвечая на мои просьбы присоединиться к хороводу.

Его ничем не обидели, он не ссорился с маленькими друзьями, в чем же причина такого поведения? Причина проста: он – замкнутый ребенок, которому гораздо комфортнее в своем «панцире». Как же выманить его оттуда и стоит ли это делать?

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Детские комплексы: причины и способы борьбы”. Скачайте его и и узнайте как избежать психологических проблем у малыша.

Каждый малыш по-своему адаптируется в обществе, он самостоятельно определяет границы своей открытости, ставит свой невидимый «заборчик», дальше которого пройдут только близкие люди.

Детей можно сравнить с книгами, одни сразу открываются перед вами, словно от дуновения легкого ветерка, другие слегка приоткрыты. Реже встречаются и такие, которые закрыты на маленький замочек, ключ от которого не так-то просто заполучить.

Но сделать это нужно! Все книги написаны для того, чтобы их кто-то прочитал, и каждый малыш, даже самый замкнутый, нуждается в общении. Как же помочь такому ребенку?

Для начала стоит определить – замкнут ли ваш малыш. Темперамент у детей разный и часто замкнутость ребенка родители принимают за усидчивый характер, спокойный нрав или осторожное отношение к обществу.

Но закрытость – это не скромность, этого своего рода защитный «панцирь» малыша, внутри которого так тепло и спокойно. Как же его рассмотреть?

Ваш ребенок замкнут, если:

  • Он очень мало говорит. Иногда такие дети ограничиваются дежурным набором слов или общаются вполголоса.
  • Тяжело переживает смену коллектива, даже на детской площадке ведет себя отстранено, пока не увидит знакомое лицо.
  • Такие малыши не станут громко отстаивать свое мнение, даже если у них отняли любимую игрушку.
  • Не имеют друзей и боятся всего нового.
  • Очередная ваша история остается без внимания, замкнутый ребенок редко с интересом поддерживает беседу.
  • На вопросы отвечает односложно, а если вы пытаетесь выяснить его мнение – отвечает: «Я не знаю».
  • Закрытый ребенок компенсирует недостаток общения необычным увлечением, не удивляйтесь, если он попросит купить ему змею, хамелеона или другого экзотического питомца.
  • Даже жесты у такого ребенка отличаются, они просто отсутствуют! Он держит руки за спиной, скрещивает на груди, а еще чаще прячет в карманах.

Узнали своего малыша в этом описании? Значит, пора подумать, как разрушить невидимую «коробочку», в которой он закрылся от окружающего мира.

А сделать это обязательно нужно, ему там скучно и одиноко, хотя он и пытается это скрыть.

Нельзя путать замкнутость малыша и интровертность. Интроверт – это особенность характера, ребенок любит и умеет общаться, но не хочет делиться переживаниями.

Замкнутый ребенок – тяготится общением, но в то же время страдает от одиночества, он ХОЧЕТ рассказать всему миру о том, что научился играть на пианино новую пьесу, хорошо пробежал эстафету или прочитал интересную книгу.

Он хочет поделиться, но БОИТСЯ, и это не просто скромность, это настоящий страх.

Почему ребенок «закрылся»?

Как утверждают психологи, чем раньше диагностирована истинная замкнутость малыша, тем легче «пробить броню». Замкнутость – не врожденная особенность, ребенок просто так не отгородится от всего мира неприступной стеной, этому всегда есть причина.

Чаще всего он «закрывается» тогда, когда очень обижен: на маму, на брата, на одноклассников. Например, его стих собственного сочинения был высмеян школьными друзьями, а он вложил в него всю душу и ждал совсем другой реакции.

А может быть, вы слишком строго наказали его за двойку, и он единственный из класса не пошел в поход?

Удивительно, но нередко закрываются «за семью замками» слишком правильные дети, от которых родители требуют быть первыми во всем.

Отличник, лучший спортсмен в школе, первый помощник дома! Любая неудача сильно бьёт по его самооценке, он погружается в раздумья и все плотнее закрывает дверь к своим эмоциям.

Причины замкнутости могут крыться в семье: родители часто ссорятся или один из них болеет. Даже прозаичные для взрослых вещи могут стать для ребенка настоящей трагедией.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Детские комплексы: причины и способы борьбы”. Скачайте его и и узнайте как избежать психологических проблем у малыша.

“Когда Мите было шесть лет, он принес дворового кота с перебитой лапой, у меня не хватило смелости выгнать его. Прожил кот у нас почти пять лет, но все эти годы много болел.

Я постоянно готовила сына к тому, что кот старый и слабый, но когда Васька умер, сын впал в настоящую депрессию.

Прошел уже год как кота нет, но сын так и не стал прежним, замкнулся в себе, с друзьями не общается, секцию забросил” — рассказывает мама подростка Виктория, даже не догадываясь, что вовсе не потеря кота выбила ребенка из равновесия.

Он «закрылся» от равнодушия собственных родителей, которые так и не смогли понять детских переживаний. «Подумаешь, кот, нового принесем!» – говорил папа. А ведь Митя все пять лет старался выходить кота, вместе с мамой ходил к ветеринару, держал кота, когда ему делали уколы, и целые ночи ухаживал за животным.

Даже самый общительный и эмоционально открытый ребенок может вдруг замкнуться в себе, но этого не произойдет, если рядом будут чуткие, искренне сопереживающие родители, которых всегда интересует мнение малыша. А если вы упустили момент, и ребенок уже спрятался «в футляр»? Пора исправлять ошибки!

Как победить детскую замкнутость?

Не стоит напрямую говорить ребенку, что он замкнут, он и так это чувствует. Большинство ситуаций типичны, и психологи советуют такие методы:

  • Закрытыми часто являются дети-интеллектуалы, не перекрывайте «кислород» его увлечению, даже если они не принесут пользы в будущем. Не заменяйте занятия по авиамоделированию уроками английского, искренне интересуйтесь его хобби.
  • Замкнутые дети чересчур самокритичны, не добавляйте свою «ложку дегтя», даже если у него ничего не получается!
  • Если малыш начал что-то рассказывать, не отвергайте его, «мне некогда» он воспримет на свой счет. Не перебивайте его, для него каждое слово, каждая эмоция, которой он готов поделиться – настоящий подвиг.
  • Скажите, что страхи есть у всех, но только их преодоление – это как открыть новогодний подарок – очень интересно. Расскажите, что однажды не побоялись заговорить с симпатичным мальчиком, и он стал вашим мужем.
  • Доверяйте ребенку, интересуйтесь его мнением, пусть и высказанным очень робко. Вместе выбирайте диван или место для путешествия, меняйте планы по его просьбе, пусть почувствует свою значимость.
  • Не ограничивайте его творческую самореализацию, наоборот, будьте на шаг впереди. Он только начал играть на бас-гитаре, а вы уже купили ему билет на концерт любимой группы.
  • Смелее рассказывайте ему о том, как строить отношения с противоположным полом, пусть свои страхи он развеет, беседуя с вами!
  • Хвалите и наказывайте вовремя и по заслугам! Не стоит слишком беречь его, он также заслуживает адекватного родительского отношения, как и ребенок, который является душой компании.

Одним словом, чтобы приоткрыть хоть немного дверцу в детский мир замкнутого ребенка, родителям надо настежь распахнуть двери своего мира, и тогда малыш точно откликнется!

А вы не замечали за своим ребенком признаков замкнутости? Или вам уже удалось ее победить?

Ребенок зависим от чужого мнения, что делать?

7 способов побороть стеснительность у ребенка

Недетская ответственность. Когда ребенку плохо?

Все о детской замкнутости

Что делать если ребенок замкнут. Работа с замкнутыми детьми в доу

Каждый ребенок адаптируется в социуме по-своему, самостоятельно определяя границы собственной открытости.

Одни дети легко общаются с людьми, которых видят впервые, другие нелегко находят общий язык даже со своими близкими. Однако каждый из малышей нуждается в общении.

О том, откуда берется детская замкнутость, что отличает ее от природной скромности и как родителям помочь малышу преодолеть внутренние барьеры, расскажет «Я — Родитель».

Замкнутость или скромность?

Для того чтобы понять, что ваш ребенок действительно замкнутый, а не интроверт, скромный и тихий по характеру, нужно внимательно наблюдать за его поведением. О замкнутости говорят следующие признаки:

  • Ребенок неразговорчив, редко с интересом поддерживает беседу, общается вполголоса и ограничивается дежурным набором фраз (например, ответом «не знаю»);
  • Малыш тяжело переживает смену коллектива, напряжен в присутствии незнакомых детей и взрослых;
  • Ребенок никогда не отстаивает свое мнение (даже если у него отобрали любимую игрушку);
  • У него нет друзей;
  • Малыш боится всего нового;
  • Он практически не жестикулирует, часто держит руки за спиной или прячет их в карманах;
  • Ребенок увлекается необычным хобби (замкнутые дети нередко компенсируют этим недостаток общения).

Как уже было сказано, детскую замкнутость легко можно перепутать со скромностью и интровертностью.

Скромность

Скромные дети вполне нормально общаются с хорошо знакомыми людьми, охотно поддерживают беседу с близкими и выглядят «буками» только в незнакомой компании или при неожиданных обстоятельствах.

Интровертность

Интровертность — это особенность характера, которая выражается в том, что ребенок умеет и любит общаться, но все свои эмоции и мысли предпочитает держать при себе.

Замкнутый же малыш одновременно и не любит общаться, и страдает от одиночества. Ему хочется рассказать что-нибудь о себе, но он боится поделиться этим с кем-либо. Замкнутость — это не врожденное качество, оно приобретается детьми из-за определенно сложившихся обстоятельств. Отмечено, что чаще всего замкнутыми становятся дети с высоким уровнем интеллекта.

Причины детской замкнутости

  • Неправильное поведение родителей:
    • постоянно недовольны поступками ребенка (не так ходит, не так ест, и др.);
    • предъявляют к ребенку повышенные требования (такие дети близко к сердцу принимают даже мелкие неудачи, а это сильно бьет по их самооценке, заставляет погружаться в раздумья и запирать на замок собственные эмоции);
    • ссорятся между собой (из-за родительских ссор ребенок ищет уединения);
    • проявляют равнодушие к переживаниям ребенка (они кажутся им незначительными).
  • Психологическая травма, вызванная насмешками близких или приятелей.

  • Тяжелое заболевание, причиняющее ребенку неудобства или заставляющее его думать о том, что он не такой, как другие дети.

Замкнутый ребёнок, что делать?

Что делать если ребенок замкнут. Работа с замкнутыми детьми в доу

«Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения», – говорил французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери, «папа» Маленького Принца. Если маленький человек общается неохотно и с трудом, не любит и не умеет дружить, ведет замкнутую жизнь, ему обязательно нужно помочь.

Ведь нежелание выстраивать связи и обзаводиться контактами может сильно осложнить жизнь ребенка в будущем – тогда, когда ему придется взаимодействовать с коллективом в школе, в институте, на работе. Кроме того, дети без навыков общения чаще общительных сверстников подвержены стрессам, ведь любая неожиданная ситуация выбивает их из колеи.

Давайте посмотрим, как родители могут выполнить важную задачу – помочь своему «тихоне» раскрыться и стать более дружелюбным и коммуникабельным.

Что такое детская замкнутость

Иногда родители путают замкнутость с застенчивостью. Немудрено, потому что и замкнутые, и застенчивые малыши на многое реагируют схожим образом: на незнакомцев, на перемены в привычном жизненном распорядке, на все новое, с чем сталкиваются.

Но есть и разница. Скромный, застенчивый ребенок к общению стремится. Да, оно может сложиться как-то не так, и он будет переживать, но он нуждается в компании. Все иначе с замкнутым малышом, который пытается отгородиться от остального мира.

Он просто не испытывает потребности в общении, потому что не понимает: а зачем оно, если и так неплохо? Поэтому и действия родителей должны быть разными.

Стеснительного малыша нужно учить общаться, а замкнутого – мотивировать и стимулировать, приучая к детскому коллективу.

Так как распознать, что ребенок нелюдим?

Речь. Малыш либо вообще не разговаривает, либо разговаривает мало и тихо.

Коммуникабельность. Новый коллектив для него – стресс. Неважно, вышли вы погулять на детскую площадку или отвели ребенка в детский сад, даже спустя долгое время ребенок будет с опаской относиться к этому месту, к детям, которые его окружают, и держаться в сторонке.

Личное мнение. У замкнутого ребенка оно, может, и есть, но о нем никто не знает: он либо отмалчивается, либо всегда согласен с остальными.

Друзья. Они в жизни замкнутого ребенка – очень редкое явление.

Хобби. Не удивляйтесь, если вместо щенка кроха попросит игуану.

Обучение. Ему сложно даются предметы, которые требуют навыков устного рассказа и взаимодействия с другими детьми. Физкультура, литература – таких предметов в школьном расписании довольно много.

Настроение. Смена настроения может быть резкая. И слезы у такого ребенка всегда на подходе.

Адаптация к школе. Она протекает тяжелее, чем у более общительных сверстников.

Здоровье. Очень часто симптомы указывают на какое-либо заболевание, но врачи по результатам обследований разводят руками и говорят, что болеет малыш на нервной почве. Психосоматические боли в животе, головные боли, затрудненное дыхание, скованность движений – признаки замкнутости.

Почему малыш замкнут?

Не нужно искать в замкнутости генетические корни: мол, «папа был такой же нелюдим» или «мама тоже всегда была стеснительной девочкой». Замкнутость – это приобретенная черта характера. И приобретается она в качестве защитного механизма перед лицом опасностей мира внешнего. Так малыш пытается оградить свой внутренний мир от вторжения извне.

Что это за опасности? Замкнутый ребенок, как правило, становится таким под воздействием внешних факторов. На его характер влияют особенности воспитания (слишком строгого, например), общая обстановка в семье, а также в детском саду или в школе, пережитые им конфликты.

Иногда причины замкнутости ищут в совсем раннем детстве.

Есть версия, что детки, которых после рождения на некоторое время разлучили с мамой и которые были лишены общения с ней в первые дни своей жизни, в более взрослом возрасте проявляют замкнутость чаще.

вырастают замкнутыми и стеснительными. Но более достоверен факт, что согласно данным психологов, замкнутость как черту характера малыш проявляет после 1 года.

Причиной замкнутости может быть болезнь, психологическая травма, особенности темперамента, особенности воспитания. О последнем нужно сказать отдельно. На поведении малыша может сказаться как чрезмерно строгое воспитание, так и необычайная «залюбленность», при которой ребенка не отпускают даже в детский сад.

Если при этом родители уделяют малышу недостаточно внимания, редко общаются с ним, почти никогда не спрашивают о том, как прошел его день и каковы его успехи – малыш замыкается в себе. Замкнутыми могут быть и дети, которые по каким-то причинам не посещали детский коллектив, например, часто болеющие малыши.

Как помочь малышу преодолеть замкнутость в себе?

Без консультации со специалистом в данном вопросе вам вряд ли удастся обойтись, поэтому имеет смысл наведаться к детскому психологу. Вот что советуют психологи делать родителям, если ваш ребенок замкнут.

Выходить с малышом в людные места. Чтобы привыкнуть к компании сверстников, надо уделять общению много времени. Парк, детский сад, игровая площадка – подойдет все, что угодно.

Главное – не подталкивать кроху настойчиво «пойти поиграть с другими детьми». Пусть понаблюдает, привыкнет, заинтересуется.

Если родители не будут давить на ребенка, он сам потихоньку начнет строить свои социальные связи.

Обнимать.Тактильный контакт очень важен для замкнутых детей дошкольного возраста. Чаще обнимайте малыша, держите его за руку – это успокоит его.

Провоцировать общение. Ненавязчиво, искусно: например, попросите передать деньги за билет кондуктору, или узнать, сколько стоят его любимые сладости. Если малыш отказывается, не надо настаивать, попробуете в другой раз.

Учить выражать эмоции и чувства словами. Если малыш сидит с отсутствующим видом, обязательно поинтересуйтесь, что случилось.

Читая сказку, обсудите, какие эмоции испытывает тот или иной персонаж, акцентируйте внимание на положительных эмоциях. Предложите угадать, что чувствует человек, сидящий напротив в вагоне метро.

Как можно чаще обсуждайте происходящее вокруг с погруженным в себя ребенком.

Выбирать правильные сказки. Важно, чтобы они были не описательными, чтобы в книгах для совместного чтения было много диалогов между персонажами.

Играть в командные игры. Использовать для участия можно любой подходящий повод, важно, чтобы ребенок потихоньку привыкал к взаимодействию в компании.

Бывать в гостях и приглашать к себе гостей. Малыш не только будет учиться общаться с другими людьми. Видя общительность родителей, он на их личном примере будет убеждаться, что общение – это интересно, полезно, весело!

Особенности воспитания замкнутого ребенка

Что делать если ребенок замкнут. Работа с замкнутыми детьми в доу

Замкнутый ребенок дошкольного возраста практически не причиняет родителям проблем. Он тихо сидит один, не любит шумных подвижных игр, избегает контактов со сверстниками и взрослыми. Чаще всего проблемы появляются, когда такого необщительного малыша отдают в детский сад.

В дошкольном учреждении замкнутый ребенок трудно адаптируется к коллективу, не может задать воспитателю даже самый простой вопрос, например, попроситься в туалет.

Не расслышав задания на занятии, он боится переспросить взрослого, в результате, выполняет его так неумело, что вызывает детские насмешки.

На вопросы он отвечает тихо и невнятно, а утренники и вовсе превращаются для него в настоящий ад.

Если не помочь ребенку преодолеть замкнутость, положение его в группе сверстников будет незавидным. Не вступая в активный контакт с другими детьми, он будет обречен на изоляцию. В лучшем случае замкнутого карапуза будут сторониться, в худшем – обращаться с ним грубо: дразнить, отнимать игрушки и т. д.

Столкнувшись с активным нежеланием идти в садик, слезами и истериками, некоторые мамы опускают руки и заносят свое чадо в категорию «несадовских детей». Но подобные ситуации могут повториться и в школе. Неумение адаптироваться в обществе негативно скажется во взрослой жизни. Если не помочь ему в дошкольном возрасте, замкнутый малыш сохранит в себе неуверенность на долгие годы.

Постепенно необщительный ребенок приспосабливается жить в своем одиноком мире, что негативно сказывается на его социализации. Потребность в эмоциональных контактах подавляется, а замкнутость становится причиной серьезного комплекса неполноценности. Ему будет трудно реализоваться как личности: найти призвание, создать семью, научиться дружить…

Какого ребенка дошкольного возраста можно назвать замкнутым

Психологи считают, что замкнутость формируется после одного года. Как правило, такие крохи сильно привязаны к маме и болезненно реагируют на ее отсутствие. Они не идут на контакт с незнакомыми людьми и не отпускают родителей от себя надолго. По мере взросления появляются и другие симптомы:

  • Ребенок больше молчит, а если и обращается к кому-то, то делает это неуверенным, тихим голосом.
  • Плохо адаптируется к компании сверстников: играет один на детской площадке, в садике.
  • Старается не высказывать своего суждения, соглашается с мнением большинства.
  • Не любит посещать детские секции, кружки, где требуется коммуникация.
  • У ребенка мало или вообще нет друзей.
  • Уклоняется от разговоров, любимая фраза: «Я не знаю».
  • Отсутствует живая жестикуляция, часто прячет руки в карманах или за спиной.

Врачи отмечают у замкнутых детей дошкольного возраста некоторые психосоматические проявления: боли в животе, частое поверхностное дыхание, беспокойство, перепады настроения.

Похожие модели поведения могут наблюдаться и у излишне застенчивых детей. Однако закрытость и застенчивость – это совершенно разные состояния.

Главное отличие в том, что застенчивый дошколенок хочет общаться и очень переживает из-за своей стеснительности. У закрытого ребенка потребность в общении напрочь отсутствует. Если первому нужно помочь преодолеть скромность, то второго – грамотно мотивировать к общению.

Почему дети становятся малообщительными

Психологи считают детскую замкнутость сложным феноменом, в основе которого лежат личностные особенности, издержки воспитания и другие причины. Без устранения истинного побудительного мотива скорректировать поведение замкнутого ребенка невероятно трудно. Почему же малыши растут нелюдимыми? 

  1. Тяжелое заболевание, заставляющее думать о том, что он не такой, как все.
  2. Если ребенок интроверт по натуре, некоторая доля замкнутости свойственна ему от рождения. Исправить эту особенность темперамента коррекция не поможет. Такой маленький человечек умеет общаться, но отличается мечтательностью, неэмоциональностью, погруженностью во внутренний мир.
  3. Строгое воспитание. Ребенок может стать замкнутым, если родители предъявляют к нему завышенные требования, часто ругают, выражают недовольство его поведением, наказывают несоразмерно проступкам. В результате он чувствует свою ненужность, а его отстраненность становится средством защиты от негатива окружающих.
  4. Большую вероятность стать замкнутым имеет ребенок дошкольного возраста, отличающийся высоким уровнем интеллекта.
  5. Психологическая травма. Малыш может замкнуться вследствие сильного стресса для детской психики. Шокирующим обстоятельством может послужить потеря одного из членов семьи, развод родителей, частые скандалы в его присутствии.

Определить первопричину необщительности маленьких детей трудно, так как они очень закрыты и еще не осознают истоков своего поведения.

С другой стороны, родителям, постоянно находящимся рядом, также трудно понять, почему он стал замкнутым. Если причина не лежит на поверхности, лучше всего обратиться к детскому психологу.

Проведя совместную беседу, он определит степень его замкнутости, поможет отличить ее от застенчивости и даст советы по коррекции поведения.

Следует быть готовым к тому, что помочь замкнутому ребенку раскрепоститься – непростая задача. Некоторые малыши откликаются практически сразу, другим потребуется уделить немало времени и терпения.

Направления работы с замкнутым ребенком

Коррекция должна проводиться в трех плоскостях:

  1. Устранить причины, повлекшие это нарушение.
  2. Мотивировать ребенка к контактам со сверстниками и взрослыми.
  3. Гармонизировать отношения в детском коллективе. Здесь требуется не только помочь закрытому ребенку «повернуться» к сверстникам, но и снять с него ярлык «белой вороны».

Если первые два пункта во власти родителей, возможно, с привлечением психолога, то для решения последней задачи потребуется задействовать воспитателей детских садов. Если в дошкольном учреждении, куда ходит ваш ребенок, нет грамотного специалиста, нужно задуматься о том, чтобы поискать более прогрессивную группу или садик, где к воспитанникам применяется индивидуальный подход.

Рекомендации родителям

Из-за большой чувствительности детей дошкольного возраста, обучать их общаться нужно с большой осторожностью. Следует избегать оказывать на малыша сильное тактильное и психологическое воздействие: не тормошить его, чтобы вывести из задумчивости, не смотреть пристально ему в глаза.

Ребенок, имеющий негативный опыт общения, не должен понимать, что его намеренно хотят вовлечь в неприятную для него ситуацию. Не настаивайте на том, чтобы он делал это против желания, барьер замкнутости невозможно преодолеть одномоментно.

Избавиться от необщительности поможет спокойная, уютная, безопасная обстановка. Например, при разговоре держите его за ручку, поглаживайте по голове или посадите к себе на колени.

Понаблюдайте, что он любит делать, какие игры ему нравятся, а не предлагайте незнакомые ему занятия. Постарайтесь постепенно разнообразить удовольствия от игры, усильте их выражением собственной радости.

Это покажет ему, что играть вместе гораздо веселее, чем одному.

Первые успехи могут появиться достаточно быстро, но обольщаться ими не стоит. После «прорыва» скорлупы замкнутого ребенка наступит своеобразное «плато», когда придется работать долгое время без видимых результатов. Когда наладится контакт с близкими людьми, наступит длительный период адаптации с окружающим миром. Форсирование этого этапа может привести к обратному эффекту.

Советы психологов

  • Не навязывайте ребенку общение с посторонними людьми, а приспосабливайтесь к его реакции. Если он отказывается играть с ребятами, не настаивайте. Пусть пока постоит в стороне, почувствует атмосферу веселья.
  • Найдите область, которая ему интересна, и через обсуждение этих тем помогите наладить общение.

    Если ребенка интересуют космические приключения, запишите его на детские занятия в планетарий. Увидев, что его сверстников интересует то же самое, он воспримет их как своих друзей.

  • Приглашайте почаще гостей в дом, покажите малышу на собственном примере, как важно людям общаться, какие положительные эмоции они при этом испытывают: радость, смех, удивление.

  • Если вы пригласили детей, не предоставляйте их самим себе. Организуйте совместные занятия для детской и взрослой компании. Вам помогут настольные игры, отгадывание загадок, прятки и собственная фантазия.
  • Дайте ему почувствовать принадлежность к коллективу.

    Читайте сказки, посещайте спектакли, где рассказывается о дружбе, коллективном занятии или творчестве, например: «Репка», «Карлсон», «Винни Пух» и др.

  • Для замкнутых детей дошкольного возраста полезны игры, где есть тактильный контакт, например, паровозик, салочки, хоровод.
  • Обеспечьте ощущение безопасности.

    Когда ребенок находится в незнакомом месте, держите его за руку. Дайте понять, что не оставите его одного.

  • Учите малыша выражать свои эмоции словами. Научите ребенка, как правильно знакомиться. Для начала можно экспериментировать с игрушками. Он должен уметь представиться, поздороваться, рассказать о себе, попрощаться.

    Как бы формально это не звучало, без этого дружеского общения не получится.

  • Искусственно создавайте ситуации, когда ребенок должен первым заговорить со взрослым. Например, он просит вас купить игрушку в магазине. Попросите его подойти к продавцу и попросить показать, как она работает.

    Если ребенок еще не созрел для такого подвига, повторите просьбу через неделю, месяц. Постепенно желание пересилит застенчивость.

  • Если ребенок внешне отличается от сверстников, подумайте, как скорректировать его особенности. Заикание, неуклюжесть — все это мешает ему почувствовать себя на равных.

  • Замкнутым детям бывает намного проще найти общий язык со старшими или младшими детьми. Если у него появится друг старше или младше по возрасту, это будет хорошей тренировкой для общения со сверстниками.
  • Дозируйте общение. Неконтактные дети быстро истощаются от активного времяпровождения, дайте ему время освоиться в компании.

     

  • Если вы идете в театр, театр, океанариум, музей, приглашайте детей ваших знакомых. После просмотра представления у них появится много интересных тем для обсуждения.

И последнее. Когда вы почувствуете, что ребенок научился преодолевать замкнутость, сведите свою помощь к минимуму. Настало время для самостоятельных поступков.

Похожие посты

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.