Что делать если ребёнок ленивый. Как бороться с детской ленью

Ленивый ребенок: как бороться с детской ленью

Что делать если ребёнок ленивый. Как бороться с детской ленью

Раздражающий и вызывающий недовольство родителей фактор – детская лень – имеет вполне объяснимые причины. Чтобы понять, почему ребенок ленивый и у него отсутствуют наклонности к физическому труду, следует внимательно проследить и проанализировать поведение малыша.

Отсутствие мотивации

https://www..com/watch?v=ytabout

Ребёнок, который на протяжении длительного времени с удовольствием занимается любимым занятием, отказывается воспринимать просьбы о помощи или участии в домашней работе.

Психологические особенности характера

На этот фактор влияет темперамент малыша. Спокойного и медлительного маленького флегматика запросто можно принять за ленивого ребенка.

А он, в силу своих особенностей просто медленно переключается с одного занятия на другое. Бесполезно предъявлять претензии и к детям-холерикам.

Они могут бурно выражать своё несогласие, так как предпочитают заниматься только тем, что им интересно. Просто к таким детям нужен особый подход.

Неспособность оценить собственные силы

Неуверенность в себе внутренне сковывает и порождает страх перед чем-то новым. Такие дети обычно психологически зависимы от своих родителей, не способны на самостоятельные шаги и проявление инициативы.

Обычная усталость

Ребёнок, из которого родители стараются воспитать всесторонне развитую личность, может испытывать физическое переутомление. Поэтому родителям не стоит записывать одновременно во все кружки (вокальные, танцевальные, спортивные) сразу. Любые нагрузки должны быть соразмерны физическому и психологическому состоянию малыша.

Излишний контроль со стороны родителей

Чрезмерная любовь к крохе вызывает у родителей необоснованную жалость к нему. Им кажется, что малышу трудно самому одеваться, кушать, убирать за собой игрушки. Некоторые дети до школы не способны сами себя обслуживать. А ведь первый шаг к развитию трудолюбия – это научить малыша самостоятельности.

Чтобы приучить ребенка к труду, родителям вовсе не следует воспитывать его в спартанских условиях. Достаточно будет постепенно выполнять элементарные вещи. Для начала – самостоятельно обслуживать самого себя. А впоследствии – оказывать посильную помощь семье и окружающим.

Как приучить ребенка к труду: рекомендации педагогов и психологов

Психологами и педагогами написано огромное количество книг, как правильно воспитывать детей. Есть в них и главы, посвящённые развитию, как личности и роли в социуме. Ленивый ребенок, ничего не умеющий делать, вряд ли легко найдёт своё место в жизни.

Предлагаем ознакомиться  Какую гиалуроновую кислоту выбрать для лица

Личный пример

Всему в своей жизни, и хорошему, и плохому, дети в первую очередь учатся у родителей. Поэтому трудолюбие родителей – лучшая наглядная «картинка». Порядок в доме и чётко распределённые бытовые обязанности приучат малыша постепенно втягиваться в общий процесс.

Благодарность как награда

Вряд ли на белом свете найдётся много людей, которые не любят похвалу. Ни лесть, ни лицемерие, а заслуженную похвалу. Малышу, который нуждается в любви и ласке родителей, будет особенно приятно, если его самостоятельность и даже незначительную помощь по дому будут поддерживать благодарностью и похвалой.

Однако словесную похвалу не стоит заменять какими-то материальными благами (карманные деньги, подарки). Как, впрочем, не стоит приучать малыша к труду угрозой последующего наказания. В семье, где господствует любовь и взаимоуважение, ребёнок скорей поймёт, что его помощь по дому – это вклад в общее семейное дело.

https://www..com/watch?v=https:tv..com

Работа по плечу

Приучая ребёнка к работе, не стоит нагружать его сверх нормы. Первые «задания» должны быть не очень длительными и вполне могут проходить под присмотром мамы или папы. В начале процесса родителям будет лучше делать всё совместно с малышом. Терпеливо и настойчиво приучать собирать игрушки, складывать свои вещи и заправлять кроватку.

На первых порах (особенно молодым родителям) понадобится огромное терпение и выдержка. Не всё будет получаться идеально. Но ведь навыки приобретаются с опытом. Процесс обучения должен происходить исключительно в доброжелательном ключе.

Поощрение инициативы

Иногда ребёнок, которому надоело играть в одиночестве, сам приходит к маме на кухню или к папе, занятому ремонтом по дому. Не все взрослые любят таких «помощников», но этим моментом следует воспользоваться с пользой для всех. Дети иногда вызываются помогать взрослым.

Предлагаем ознакомиться  Маска из кокоса для лица

И в это время родителям важно не гнать от себя малыша, а поручить ему какое-то несложное дело. Значимость этого момента состоит в том, что кроха будет вовлечён в какой-то полезный процесс. А это уже будет одним из шагов вперёд в деле приучения ребенка к труду.

Домашние обязанности

Приучив ребёнка к первой самостоятельности, неплохо было бы закрепить за ним какую-нибудь домашнюю обязанность. Это будет дисциплинировать его, и воспитает в нём чувство личной ответственности. Физические нагрузки для каждого ребёнка сугубо индивидуальны. Но есть вещи, к которым необходимо приучать детей, начиная с трёхлетнего возраста. Дошкольник должен уметь:

  • собирать разбросанные игрушки;
  • умываться и чистить зубы;
  • одеваться и раздеваться;
  • складывать личные вещи;
  • ухаживать за домашними животными;
  • застилать кровать;
  • поддерживать порядок в детской комнате;
  • выполнять мелкие поручения старших.

Дети школьного возраста должны быть приучены:

  • готовиться к урокам;
  • содержать личные вещи и обувь в порядке;
  • помогать поддерживать порядок в доме (выносить мусор, подметать, пылесосить, мыть посуду, полы);
  • разогревать пищу;
  • заботиться о младших сестрах и братьях.

Советы родителям

Процесс обучения ленивого ребенка труду не должен выглядеть как принуждение к чему-то необходимому, но не очень приятному. Начало этому важному делу может быть положено через игры и поощрения малыша за каждый его успех.

Поручая ребёнку то или иное дело, важно учитывать его физические возможности, наклонности или предпочтения. Если малышу нравится мыть посуду или подметать пол, то не стоит его отговаривать или отмахиваться от него. Лучше подсказать ему, как это правильно делать и со временем он сможет оказывать существенную помощь в быту.

https://www..com/watch?v=upload

Любой процесс обучения не гарантирует моментальных «дивидендов». Малыш, воспринимающий помощь по дому, как игру, будет постепенно привыкать к порядку. Любовь и навыки к труду сумеют привить только любящие и терпеливые родители. Наградой за это им будет успешная адаптация ребёнка в социуме.

Не ругайте ребёнка за лень. Лучше разберитесь, почему он «ленится»

Что делать если ребёнок ленивый. Как бороться с детской ленью

Наш блогер, мама и психолог Софья Паскаль, перевела ребёнка на семейное обучение и теперь пишет о своём опыте. Сегодня она рассказывает, почему детская лень может быть продиктована усталостью, как с ней справиться и как замотивировать ребёнка хорошо учиться.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Ребёнок учится в школе вроде неплохо, но без особого энтузиазма. Вроде всё делает, но постоянно что-то забывает, если не контролировать, быстро скатывается по учёбе, и кажется, его самого это мало волнует.

Хорошо, что в школе хотя бы заставляют учится, если что, бьют тревогу и вызывают родителей. Какое уж тут семейное обучение, если не хватает самодисциплины и одолевает лень. Знакомая ситуация? Да-да, снова очень распространенный страх родителей.

Давайте об этом поговорим сегодня.

Лень

С точки зрения психологов, лень — это или отсутствие мотивации, или отсутствие ресурса. Специально привожу ссылку на научную статью, а не на сайты «популярной психологии».

Так вот, чаще всего у нас дети не ленивые, а уставшие. Первое, что нужно сделать для успешной учёбы, не важно, кстати, в школе или на СО — помочь им обрести физический ресурс. Все вот эти скучные штуки про режим, достаточное количество сна, правильное питание, физическую активность, воздух, витамины.

Хождение в школу помогает установить режим, ну по крайней мере приучает вставать в одно и то же время, но сильно усложняет всё остальное. Часто бывает трудно организовать ребёнку правильное питание, так как в школьных столовых не всегда кормят хорошо, а носить что-то полезное с собой дети почему-то отказываются, предпочитая всевозможные снэки.

Про физкультуру уже писала. Там чаще заставляют сдавать бессмысленные нормативы, чем реально укрепляют здоровье детей. Бегать и играть на переменах на свежем воздухе тоже далеко не во всех школах выпускают.

Часто дети устают не от самих занятий, а от неправильной организации. Слишком много уроков в день, плюс дополнительные занятия, плюс кружки/секции, потом ещё домашка. А если всё это ещё и в климате среднерусском или вообще северном, когда солнца не видно по полгода и энергии вообще нет?

Вспомните, как после длинных летних каникул дети с энтузиазмом приступают к учёбе, а потом ближе к Новому Году всё чаще начинают болеть, грустить, становятся рассеянными и апатичными. Ну вот.

Итак, самое первое, что нужно сделать на СО — помочь обрести и нарастить физический ресурс. Для этого контролируем:

  • Режим сна и количество сна. Это не значит, что ребёнок теперь будет спать до обеда каждый день. Как раз важно научиться вставать в определенное время утром и засыпать вечером до 23. Да, это очень важно. И да, на самотёк нельзя пускать.
  • Режим и качество питания. Про это много всякой информации, думаю, понятно о чём речь.
  • Общее состояние здоровья. Сдайте анализы, посмотрите, чего не хватает в организме, если врач назначит, пейте витамины и вот это всё.
  • Физическая активность. Подростки часто от неё отлынивают. Мягко, но настойчиво предлагаем разные виды активностей (танцы, плавание, велосипеды, скейты — что угодно), ищем что-то по интересам. В крайнем случае выводим на пешеходные прогулки. Засиживаться, залеживаться не даём.
  • Свежий воздух. Прогулки хотя бы 15-30 минут ежедневно, выходные желательно за городом.

Со здоровьем и силами всё порядке? Тогда дальше смотрим на мотивацию.

Мотивация

Всё хорошо работает только тогда, когда человек действительно чётко осознает, зачем он что-то делает. Тут, конечно, отталкиваемся от способностей и психотипа ребёнка. Что он любит, как действует в разных ситуациях?

Можно провести эксперимент. Если ребёнка оставить в покое на целый день с выключенным интернетом и запретом на компьютерные/телефонные игры, что он сделает? Будет читать книгу, слушать музыку, рисовать, шить, лепить, пойдёт гулять на улицу, чтобы пообщаться с друзьями? Если просто ляжет спать и проспит целый день, смотрите предыдущую часть поста.

Из этих наблюдений можно сделать много полезных выводов. В нашем случае я увидела, что ребёнок или рисует, или что-то лепит/клеит, или придумывает куклам платье. Ну с нами всё понятно.

Дальше просто много с ребёнком говорим, задаём вопросы и слушаем. На нашем примере:

— Ты любишь рисовать, хочешь стать художником?

— Нет.

— Любишь шить платья, хочешь стать дизайнером одежды?

— Нет.

— Любишь лепить, хочешь стать скульптором?

— Нет.

— А кем ты хочешь стать?

— Я хочу рисовать мультфильмы.

Чтобы рисовать современные мультфильмы, нужно разбираться в технологиях, поэтому Маша с удовольствием учит математику и физику. Ещё нужен хороший английский и, возможно, ещё какой-то язык, потому что хочется учиться, стажироваться и работать в разных странах.

Другая ценность для Маши — общение с интересными людьми и осмысление реальности. Она задаёт много вопросов, почему в мире что-то устроено сейчас так, а в нашей стране вот эдак. Поэтому с удовольствием учит историю и обществознание — пытается разобраться.

А вот, например, зачем учить ботанику и отличать голосеменные растения от покрытосеменных, понять она никак не может. В таком случае я не настаиваю и прошу выучить необходимый минимум для получения положительной оценки.

Есть мнение, что в школе детей стимулирует конкуренция. Мол, это некое соревнование, хочется быть не хуже других по оценкам. Маша говорит, что это так себе работает. Мол, для неё это похоже на взятие на слабо. Цитирую: «Только дебил на такое пойдёт».

То есть в нашем случае на 100% работает формула — «хочется быть лучше себя вчерашней, а не лучше других». Но тут, наверное, с разными детьми это по-разному работает.

Что точно не надо говорить ребенку:

  • «Учись! Это тебе надо, а не нам!» / «Это разве нам надо, это всё для тебя!» Это дети и так понимают, фраза быстро теряет смысл и становится пустым звуком для них.
  • Не надо угрожать. Например, «если не будешь делать уроки, лишим тебя чего либо». Он же учится для себя, а не для вас, так?
  • «Если сейчас сядешь за уроки, то что-то получишь». То же самое. Учится для себя и уроки делает для того, чтобы приближаться к своей цели, а не к вашей.

Конечно, список можно сильно расширить, но, думаю, смысл понятен.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Боремся с детской ленью: эффективные советы

Что делать если ребёнок ленивый. Как бороться с детской ленью

19.07.2018

3

62775

Дети это создания, которые иногда бывают капризными и непослушными. Нередко они не хотят что-либо делать, отказываются от всех занятий, предпочитая просто лежать на диване или слоняться по дому. Но не стоит оставлять эту проблему без внимания. Родители должны знать, как отучить ребенка от лени.

Малыш неохотно делает уроки, отказывается мыть посуду или выполнять любое другое ваше поручение? «Ну, до чего обленился!» – подумаете вы. Однако психологи заявляют, что понятия «лень» не существует – у ребенка может быть масса других причин отказываться, что-либо делать.

Основные причины лени у ребенка

    1. Отсутствие мотивации. У ребенка недостаточно жизненного опыта, и он не понимает отсроченный результат какого-либо действия.

      Например, если дочка занимается хореографией, то она точно не сопоставляет физические нагрузки с гипотетической красотой фигуры в будущем, и говорить ей, что у нее сохранится хорошая осанка в 30 лет – пустой звук.

      В данный момент ей хочется гонять на самокате с подругами, а не тянуть шпагат у станка. Мотивируйте ребенка: рецепт у каждого свой.

    2. Ребенку неприятно делать, что-либо. Одна мама рассказывает: сколько не прошу сына вынести мусор – бесполезно. Совершенно случайно выяснилось, что ребенок боится открывать мусоропровод и ему не приятно это делать. Очень часто дети не могут объяснить эмоции, им проще сказать «мне не хочется».
    3. Ребенок увлечен своим делом. Вы не будете в восторге, если во время чтения захватывающей книги вас попросят приготовить ужин. Так и дети: они могут увлеченно собирать конструктор, гонять мяч во дворе или строить настоящий космический корабль из коробки от телевизора и в этот момент им совсем не хочется бежать за хлебом или забирать вещи из химчистки. Ребенок имеет право, чтобы взрослые уважали его интересы.
    4. Ребенок просто хочет пообщаться с вами. Ребенок сам не понимая того просит общения с вами. Если он быстро сделает уроки, вы его просто похвалите и пойдете заниматься своими делами. Если же он начнет ленится, мама сядет рядом, вы вместе будете решать задачки, клеить аппликации, складывать гербарий. В этот момент ребенок понимает, что стал центром вселенной для вас! Чаще хвалите детей и уделяйте им больше времени.
    5. Он может просто неважно себя чувствовать. Иногда родители бывают слишком черствы к детям. Прежде чем называть ребенка лентяем, убедитесь, что он здоров. Внешне недомогание может никак не проявляться, а малыш не в состоянии рассказать вам, потому что не знает, как это объяснить. Следите за здоровьем ребенка; помните, что многие болезни (например, ветрянка) могут протекать скрытно и проявляться спустя несколько недель.
    6. У него может просто не быть настроения. В жизни бывает всякое: в школе, что-то не поделил с приятелем, на улице погода не заладилась и не до чего нет дела, хочется только на диване перед телевизором лежать. Из-за плохого настроения ребенок не стал лодырем. Разрешите отложить дела на потом.
    7. Особенность темперамента. Если ребенок сангвиник или холерик, ему будет трудно сидеть на одном месте и читать книгу. Если же он флегматик, то ему будет совсем неинтересно бегать по улице в поисках нужной вещи. Поэтому учитывайте темперамент своего ребенка, когда будете давать ему выполнить какое-либо задание.

Советы по борьбе с детской ленью

Лень у ребенка нередкое занятие. Но нельзя просто наблюдать и думать, что проблема сама собой решится. Нужно подумать, как исправить положение и как бороться с ленью у ребенка.

      1. Человек в детском возрасте во всём подражает примеру родителей. Что и как они говорят, делают. Поэтому следите за собственным поведением. Ребенок будет лениться, если увидит, что мама не моет после ужина посуду, а папа уже несколько дней не может починить кран. Изменив своё поведение, вы измените поведение сына или дочери.
      2. Дайте ребенку возможность проявить самостоятельность. Не нужно лишний раз опекать его. Предоставьте ему шанс что-то решать в своей жизни. Это может быть блюдо на обед или выбор одежды. Делая что-то сам, он постепенно привыкнет к этому. А привычка – сильная вещь. Она доводится до автоматизма, и у малыша уже нет возможности лениться.
      3. Не нужно использовать труд в качестве наказания. Фраза «Если не сделаешь уроки, будешь убираться в своей комнате» – неправильная. Ребенок должен понять, что труд это обязанность, которую нужно выполнять вне зависимости от характера поведения. Наказывая малыша трудом, вы формируете у него негативное отношение к нему, а значит, сами создаёте лень.
      4. Давайте ребенку небольшие поручения. Это может быть поход в магазин или нарезка овощей в салат. Но это должны быть не приказы, а просьбы. Тогда он поймёт, что вы доверяете ему, что он на что-то способен. Выполнение мелких дел сформируют у него ответственность и повысит самооценку. Если же у него что-то не будет получатся, ничего страшного. Не нужно ругаться, иначе вы оттолкнете малыша. Лучше покажите ему, как исправить ситуацию.
      5. Составьте график работ по хозяйству для каждого члена семьи по мере их сил. Малышу можно выделить подметание пола и уборку в своей комнате. Тогда у сына или дочери не будет возможности отвертеться. Также это приучит их к трудолюбию и обязательности. Но не забывайте сами следовать графику, иначе ребенок, увидев, что вы отлыниваете, сделает так же.
      6. Контролируйте расписание дня ребенка. Кроме домашних дел и выполнения уроков, у него должно быть время на отдых. Потому
      7. Что под ленью часто скрывается элементарная усталость. Следите за тем, чтобы малыш соблюдал режим дня, полноценно питался, много гулял на свежем воздухе. Иначе у него возникнут проблемы как психического, так и физического характера. А это провоцирует лень.
      8. Хвалите ребенка за то, что он хочет помочь вам. Говорите спасибо и не отвергайте его помощь. Лень появляется в тот момент, когда родители что-то запрещают ребенку.

Чтобы конфликтов из-за лени стало меньше, мотивируйте, договаривайтесь и устанавливайте правила. Например, поможешь помыть посуду – пойдем вместе гулять. Выучишь быстро уроки сможешь сходить с друзьями в парк развлечений и так далее. Близкая взаимосвязь последовательных действий детям понятна больше.

Как бороться с ленью ребёнка – советы психолога

Что делать если ребёнок ленивый. Как бороться с детской ленью

Проблема, которая часто волнует родителей, – лень. Эта проблема не нова. Наверное, сколько веков существует жизнь на земле, столько и времени бьются родители в поисках ответа на вопрос: почему ленится их чадо, как бороться с ленью у ребёнка.

Ох уж эти «не хочу», «потом», «после» (масса вариантов от обеда до завтрашнего дня). И все эти отговорки детей вызывают резкую реакцию у взрослых: «Кому говорят, быстро, нечего лодыря гонять». Так что же, проблема лени генетически заложена в человеке?

Попробуем выяснить причины лени. Считается, что малыши не ленивы, если, конечно, это не следствие болезни.

Дети младшего возраста очень любознательны. Потому любая деятельность для них интересна. Они с удовольствием занимаются всем, что только можно: и пол моют, и метут, и книжки складывать помогают.

Их любимое выражение «Я сам!». Если же ребенок инертен, малоактивен, но температуры нет, и чувствует себя нормально, то родители считают, что он просто ленится. Но за таким поведением могут скрываться и другие причины.

Возможные причины

Итак, каковы же причины лени?

  1. Боязнь неудачи, неуверенность в своих силах, возможностях.
  2. Усталость, переутомление.
  3. Неумение быть самостоятельным, гиперопека родителей.
  4. Отсутствие интереса.
  5. Особенности темперамента.
  6. Проблемы общения.
  7. Отсутствие мотивации.

Страх неудачи

Лень у детей часто связана с чувством страха перед возможной неудачей. Ребенок хочет радовать своих родителей. Иначе и быть не может. Но не всё у ребёнка может получиться с первого раза. Он переделывает раз, два, но всё равно часто результат неудовлетворительный.

Если в этот момент кто-то даст ему отрицательную оценку, например: «Какой же ты несообразительный!» – то считайте, что одна причина лени уже найдена. Впоследствии малыш всё будет делать неуверенно, «из-под палки», боясь низкой оценки от вас. Либо же его самооценка будет низка.

Усталость

Порой взрослые считают ленью обыкновенную усталость ребёнка или просто желание отдохнуть после сложных уроков, секции или длительной прогулки. Взрослые почему-то уверены, что дети не устают.

Стремясь развивать детей многосторонне, родители часто не замечают, что он перегружен: школа, художественная школа, спортивная секция, репетиторы и так далее. А ещё должен учиться непременно на хорошие отметки. Всё это, конечно, приводит к переутомлению. У малыша появляется желание просто раствориться, чтобы его не трогали.

Неумение быть самостоятельным

Это качество, к сожалению, родители, сами того не желая, воспитывают с раннего возраста. Призыв ребёнка «Я сам», они не слышат – некогда. Они всегда куда-то спешат. Им удобнее одеть ребёнка самим, покормить с ложки, убрать за ним игрушки.

На попытки ребёнка помочь, он слышит: «Не лезь в муку, а то рассыплешь» или «Не трогай молоток, а то пальцы прибьёшь». Таких запретов много. А ведь можно с пользой использовать желание ребёнка. Но взрослым кажется иначе.

В итоге ребёнок оказывается ни к чему не приученным и уже ничего не хочет делать. «Я сам!» остаётся лишь в памяти родителей.

Отсутствие интереса

«Мне скучно это, неинтересно». Причина, вероятно, в родительском равнодушии. В раннем возрасте ребёнку интересно всё, у него тысячи вопросов, предложений. А в ответ: «Отстань, мама устала», «Не мешай папе, он спит».

Вот ребёнок сидит один, пытаясь разобраться в каких-то игрушках самостоятельно, что-то не получается, он бросает это занятие, берётся за другое – опять неудача, сохранить сосредоточенность уже не может.

И интерес пропадает, приходит желание ничего не делать.

Влияние темперамента

Все дети разные. Одни робкие, медлительные, другие чрезмерно активны, подвижны, им нелегко усидеть на месте, им сложно соблюдать любые правила. Таким детям сложнее сосредоточиться на словах учителя. Учителя, в свою очередь, делают подчас резкие замечания, вызывают в школу родителей, которые тоже ругают дитя за замечания.

С точностью до наоборот происходит такое и с медлительным ребёнком. Он не успевает писать, быстро читать. А результат и у того, и у другого один – пропадает желание учиться.

Проблемы в общении

Скорее эта причина психологического характера. Дети не всегда находят понимание в коллективе, вступают в конфликт не только с одноклассниками, но с учителями, а иногда и с несколькими. Родители должны быть частыми гостями в школе, чтобы в самом начале предотвратить конфликт, помочь ребёнку в таких ситуациях

Отсутствие смысла, мотивации

Современная жизнь насыщена информационно, дети знают, чего хотят и реально могут оценить, какие занятия им нужны и стоит ли тратить время на заучивание стихотворения. И не учат стихотворение, потому что нет мотивации либо она слабая.

Итак, основа всех причин лени – отсутствие интереса. Значит, развитие интереса – это и есть борьба с ленью.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.