Что нужно говорить ребенку, о чем можно поговорить с ребенком. Когда и о чем говорить с ребенком

Содержание

7 практических советов, как поладить с чужим ребёнком

Что нужно говорить ребенку, о чем можно поговорить с ребенком. Когда и о чем говорить с ребенком

Представьте, что вы попали в ситуацию, когда вас просят присмотреть за соседским ребёнком, пока родители отлучились по неотложным делам. Или же вы зашли в гости, и, пока хозяйка на кухне, ваша задача — развлечь ребёнка. А может быть, ваша работа предполагает общение с детьми — частое или не очень (к примеру, воспитатель или парикмахер).

Как вы будете налаживать контакт с ребёнком в подобных ситуациях?

Мы подготовили список практических советов, которые помогут вам быстро найти общий язык с ребёнком. Эти советы для тех, кто не имеет профессионального опыта работы с детьми. А под словом «дети» в большей степени имеем в виду детей дошкольного возраста.

1. Относитесь к ребёнку как к обычному человеку, только маленькому

Пожалуй, это самый важный совет, который лежит у истоков остальных советов из этой статьи.

Обратите внимание, что те люди, кто наиболее успешен в установлении контакта с детьми (я наблюдал это на примере воспитателей, докторов, тренеров, с которыми контактирует мой ребёнок), общаются с ними спокойно, уравновешенно, нормальным тоном объясняя им сложные вещи. Эти люди с самого начала воспринимают ребёнка как полноценного человека, только делают скидку на то, что он ещё маленький. И такой подход подкупает детей.

Вы можете взять эту стратегию на вооружение и перестать сюсюкаться с детьми, если это уже далеко не младенцы. Ведите с ними полноценный диалог, только не с позиции «взрослый — взрослый», а с позиции «ребёнок — ребёнок».

Заметьте, что дети всегда легко находят общий язык друг с другом, сложности начинаются тогда, когда мы взрослеем. Поэтому «понизьте» себя на время до уровня ребёнка. Это значит, что не нужно открыто сомневаться, если услышите подобные заявления: «Вчера огромный самолёт прилетел к нам в огород».

Вместо этого развивайте разговор: «Серьёзно? Хочешь рассказать мне об этом?».

2. Опуститесь на уровень глаз ребёнка

Когда мы приходим с ребёнком на занятие в детский клуб, преподаватель всегда наклоняется или приседает, чтобы поприветствовать или что-то спросить у ребёнка. По её словам, это помогает ей отойти от шаблона общения «взрослый — ребёнок» и продемонстрировать своё уважение и равенство. Судя по тому, насколько хорошо у неё получается налаживать контакт с детьми, это отличный совет.

3. Не хвалите ребёнка напрямую

Если при встрече хотите сделать комплимент ребёнку, акцентируйте внимание на его одежде или на предмете, который он держит в руках. Когда посторонние люди затрагивают что-то личное, они рискуют сделать ребёнка ещё более застенчивым.

Всё, что требуется при первой встрече, — это снять напряжение, которое возникает у ребёнка при контакте с незнакомым человеком. Например, вы можете построить диалог следующим образом:

— Вау, какой у тебя красивый грузовик! Наверное, он песок на стройку возит.

Так вы переключите взгляд ребёнка на игрушку вместо пугающего лица незнакомца. Этот трюк поможет выиграть время, чтобы ребёнок привык к вашему голосу.

Или вот ещё один трюк, который может помочь. Если видите на одежде или в руках у ребёнка персонажа из мультика, который знаком вам обоим, это отличный предлог завести разговор.

— Ух ты, это фиксик? — спрашиваете вы.

— Фиксик, — отвечает ребёнок после небольшой паузы.

— А как зовут этого фиксика? — развиваете диалог вы.

Предмет общего интереса — это всегда хороший повод найти взаимопонимание как со взрослыми, так и с детьми.

Или ещё один способ, который использует наш дедушка, когда в гости заходят мои приятели со своими детьми. Он намеренно включает ошибку в то, о чём говорит:

— Какие у тебя красивые жёлтые сандалии, — обращается он к ребёнку.

— Они ведь синие, — отвечает тот.

— Точно, синие. Я потерял свои очки, а без них плохо вижу. Ты их не видел?

— Они же у вас на носу, — с улыбкой отвечает ребёнок.

После этой шутки дети легко идут с ним на контакт.

4. Выражайте эмоции ребёнка на своём лице

Часто можно встретить ситуации, когда люди смеются, когда ребёнок плачет, в попытках поднять ему настроение. Что происходит на самом деле? Ребёнок плачет ещё громче, впадая больше в отчаянье, как будто говорит: «Почему никто не понимает меня?».

В следующий раз, когда встретите ребёнка в расстроенных чувствах, попробуйте сделать грустное лицо и посочувствовать. В большинстве случаев это помогает, и малыш легче идёт на контакт.

5. Говорите о его вещах и игрушках

Если вы оказались дома у ребёнка, интересуйтесь его игрушками и книжками: «Любишь читать? Какая твоя любимая книга? Можешь показать?».

Этот трюк отлично работает не только с детьми, но и со взрослыми, ведь все мы любим повышенный интерес к своей персоне.

Или же, если нужно чем-то занять ребёнка, пока его родители отлучились, отличный выход — предложить порисовать. А если вдруг ребёнок находит это занятие слишком скучным, предложите ему рисовать с закрытыми глазами. А затем вместе угадывайте, что он нарисовал.

6. Станьте своим среди детей

Самый лучший способ ладить с детьми — это дать волю тому ребёнку, который живёт внутри вас.

Станьте своим среди детей, которые вас окружают. Примите их правила, а не навязывайте свои. Играйте в те игры, в которые они хотят играть. Говорите с ними о том, о чём им интересно слушать. Читайте те книги, которые нравятся им.

7. Универсальный способ поладить с детьми во всех ситуациях

Есть одна уловка, которая срабатывает практически всегда и со всеми детьми. Наверняка вы видели, как её используют другие взрослые, а может быть, и сами ею пользовались.

Закройте глаза руками. Держите их так некоторое время. Затем медленно раздвиньте пальцы и посмотрите на ребёнка. На его лице появится улыбка. После нескольких повторений смех и радость наполнят малыша.

Как и зачем разговаривать с новорожденным ребенком?

Что нужно говорить ребенку, о чем можно поговорить с ребенком. Когда и о чем говорить с ребенком
Формирование речи малыша начинается задолго до появления первых осознанных слов. И крик, и гуление, и лепет – это начальные ее проявления, своего рода тренировка всего речевого аппарата. И задача мамы – активизировать этот важный процесс. Разговаривать с малышом можно самыми разными способами. Каждый из них хорош сам по себе.

Но лучше сочетать их все вместе. Например, когда вы переодеваете ребенка, когда играете или просто хотите пообщаться, старайтесь наладить контакт с крохой. Для этого поймайте взгляд малыша и удерживайте его внимание, глядя в глаза. Ласково назовите ребенка по имени и делайте это как можно чаще.

Конечно, малыш не сразу поймет, что так вы обращаетесь именно к нему. Но скоро он запомнит особое сочетание звуков и станет, как взрослый, поворачивать голову в вашу сторону, едва услышав свое имя. Разговаривая с малышом, старайтесь не произносить длинных слов и предложений.

Растягивайте слова, делая акцент на гласных: «Ва-а-а-нечка хоро-о-о-о-ший! Мальчик ма-а-а-а-ленький, ми-и-и-и-и-ленький…» Вместо местоимения «ты» называйте имя малыша. О себе говорите не «я», а «мама», рассказывайте крохе о том, что вы сейчас будете делать: «Сейчас мама Ванечку переоденет, животик Ванечке погладит…» Очень важна и ваша мимика.

Старайтесь делать особенно выразительные движения губами, чтобы малыш постепенно запоминал, а позже начал копировать вашу артикуляцию. Лишь от одного хочется предостеречь – от чрезмерного «сюсюканья». Конечно, в разговоре с малышом вполне уместно использовать уменьшительные слова и эпитеты.

Но вот коверкать слова не нужно! Пусть с рождения малыш слышит только правильное произношение слов. Ведь он во всем нас копирует.

А теперь подумаем, о чем же можно разговаривать с малышом?

Устраивайте для крохи ежедневные «экскурсии» по дому. Возьмите его на руки и, удерживая вертикально, переносите из комнаты в кухню, из кухни в прихожую, из прихожей в ванную… При этом называйте все, что видите вокруг: «Смотри, Ванечка, вот часики! Как часики делают: тик-так, тик-так! А вот выключатель. Оп, включили! Лампочка загорелась. Оп, выключили! Лампочка потухла! А здесь из крана водичка капает. Кап-кап! Мокрая водичка! Вот холодильник, сейчас мы достанем Ванечке яблочко… » Одним словом, рассказывайте все и обо всем, называйте побольше звукоподражаний, старайтесь вызвать у крохи эмоциональный отклик на свои слова. Точно так же можно говорить с малышом и на прогулке. Только здесь объекты будут уже другие: дома, скамейки, кошечки-собачки, птички, деревья, цветы, облака, солнышко, ветер, детки, машины… Так вы делаете большое дело, помогая малышу накапливать пассивный словарный запас. Обращаясь к малышу, задавайте ему вопросы и сами же на них отвечайте: «Ванечка хочет спать? Конечно, хочет! Сейчас мы пойдем в кроватку…» Или: «Ванечка хочет на ручки? Конечно, хочет! Сейчас мамочка возьмет сыночка на ручки…» «Ой, кто это там пришел? Это папа пришел!» Задавая вопрос крохе, делайте небольшие паузы, прежде чем ответить. Давайте ребенку возможность отреагировать на ваши слова: оживиться, покряхтеть, погулить, улыбнуться. Это будет своеобразный диалог.

Учим детские потешки

Бывает, что говорить «просто так» маме довольно сложно. Ну, плохо получается у нее разговаривать с грудничком, который пока еще мало понимает смысл слов. Если подобные разговоры даются вам нелегко, вас выручат всевозможные детские потешки.

Они четкие, ритмичные, а малышам ритм очень нравится. Детки с удовольствием прислушиваются к таким стишкам и бурно на них реагируют.

К тому же в потешках много всевозможных звукоподражаний, а слова – простые и понятные даже самым маленьким слушателям:

Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда – Га-га-га! Га-га-га! А индюк среди двора – Бал-бал-бал! Балды-балда! Наши гуленьки вверху – Грру-грру-угрру-у-грру-у! Наши курочки в окно – Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко! А наш Петя-петушок Рано-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!

Выучите несколько потешек и рассказывайте их малышу в течение дня. Есть множество стишков, которыми можно сопровождать одевание, массаж, кормление, купание и т.п. Рассказывайте потешки весело, эмоционально – с выражением. Так вы не только заинтересуете малыша, но и поможете ему услышать все многообразие родной речи.
Конечно, рассказывать крохе можно не только потешки. Замечательно подойдут ритмичные стихи детских поэтов-классиков. Это и «Игрушки» А. Барто, и «Детки в клетке» С. Маршака, и многие другие. Умывая малыша или совершая ежедневный утренний туалет, можно приговаривать:

Лапки? Мыли. Ушки? Мыли. Хвостик? Мыли. Все помыли. И теперь мы чистые

Зайчики пушистые.

И просыпалочка-потягушечка найдется:

Вот проснулись. Потянулись! С боку на бок Повернулись. Потягушечки! Потягушечки! Где игрушечки? Погремушечки? Ты, игрушка, погреми!

Нашу дочку подними! (И сыночка подними!)

А теперь кушаем:

Куклу? Кормили. Зайку? Кормили. Мишку? Кормили. А Машу? (Ваню, Сашу, Дашу…)

Забыли.

И конечно, не забываем о самых первых сказках: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка»… Когда малыш немного подрастет, можно будет сопровождать рассказ жестами, показывая, как «яичко били», как «мышка хвостиком махнула», как «дед плачет» и т.п. Тогда к возрасту 9–10 месяцев ребенок запомнит эти жесты и станет «показывать» сказку руками, едва услышав знакомые фразы. А чуть позже – и словечки будет подсказывать. Такие игры замечательно развивают речь и мышление малыша.

Как петь ребенку

Если любите петь – пойте малышу! Любые песни, которые вам нравятся. И, конечно, многочисленные детские песенки из мультфильмов и фильмов.

Если не помните слова, то включайте песенки на дисках в то время, когда малыш не спит и находится в хорошем расположении духа, и подпевайте паровозику из Ромашкова, Ежику из Тилимилитрямдии или Крокодилу Гене и Чебурашке. И слова очень быстро запомнятся.

Петь малышу можно когда угодно: если просто носите кроху на руках, если купаете его, если делаете ему массаж и занимаетесь зарядкой, если готовите обед, а малыш лежит рядом в люльке…

Отдельный разговор о колыбельных. К сожалению, их поют своим малышам далеко не все мамы.

Одни считают это ненужным, другие стесняются своего голоса. Но для малыша ваш голос – лучший на свете! Петь можно и народные колыбельные, и авторские. Например, «Колыбельную медведицы» из мультика про Умку или песенку «Спят усталые игрушки».

Всевозможные речевые игры будут не только развлекать и развивать малыша. Они дадут вам замечательную возможность пообщаться. Самые простые игры – это игры со звукоподражаниями, которые можно придумывать прямо на ходу. Например, сложите пальцы в щепоть и превратите их в жужжащую «пчелку». Пчелка может просто летать над малышом, привлекая его внимание. А может садиться то на ручку, то на щечку, то на животик. При этом мама приговаривает:

«Я пчелка, жу-жу-жу, я лечу к малышу! Жу-жу-жу, села на ручку малышу.

Жу-жу-жу, села на ножку малышу…»

Можно «топать» пальцами по ручке, ножке, животику малыша, приговаривая:

«Я коровка, му-му-му,
вот я к Машеньке иду!»

Пальчики могут быть и кошечкой, и собачкой, и любым другим животным.

А еще можно вспомнить народную потешку про комариков:

Дарики-дарики, Летели комарики, Вились, вились, Маше в ушко вцепились.

Цап!

Дотрагиваемся малышу до ушка и повторяем потешку сначала. Теперь вспоминаем о щечке, носике, ножке, пятке и т.п. А еще вам пригодятся куклы-перчатки. Надевайте на руку зайку или лисичку и разговаривайте с малышом с их помощью. Веселые зверушки могут «рассказывать» сказки и стишки, «петь» песенки и просто беседовать с малышом. При этом они могут двигать лапками, хлопать в ладоши, пританцовывать, гладить и трогать малыша и т.п. Подобные игры ребятишек просто завораживают… Никогда не стесняйтесь выказывать свою нежность к малышу, играть, разговаривать с ним, петь ему. Вы получите от такого общения ни с чем не сравнимое удовольствие. К тому же результатом ваших усилий станет не только чистая и грамотная речь малыша, но и его искренняя и безграничная любовь…

Источник фото: Shutterstock

О чем обязательно нужно говорить с маленьким ребенком?

Что нужно говорить ребенку, о чем можно поговорить с ребенком. Когда и о чем говорить с ребенком

Общение необходимо любому ребёнку, оно напрямую влияет на его развитие. Но как и о чём можно разговаривать с детьми? Выясним это.

Как разговаривать?

Как же лучше всего разговаривать с ребёнком? Вот основные правила:

  • Крайне важно следить за своей речью. Дети всё впитывают, как губки, так что любое неосторожно брошенное вами слово может отложиться в памяти вашего чада, а потом активно использоваться им. И если это слово было плохим, то вам впоследствии придётся краснеть. Поэтому каждое слово и каждую фразу продумывайте, прежде чем произнести. Избавляйтесь от слов-паразитов, их малыши тоже быстро запоминают. И, конечно, забудьте о жаргоне и матерных словах, они в доме, в котором живёт ребёнок, звучать не должны.
  • Не «сюсюкайтесь» со своим ребёнком. Многие родители трансформируют и меняют некоторые слова, звуки и буквы, пытаясь общаться с чадом на равных. Но это неверно. Вы должны быть примером для своего чада, учить его, помогать ему развивать речь и осваивать новые слова. И если вы будете произносить звуки неправильно, то малыш не научится говорить, и вам придётся вести его к логопеду.
  • Важен визуальный контакт. Когда вы ведёте беседу с малышом, смотрите ему в глаза, чтобы он понял, что вы обращаетесь именно к нему. Кроме того, визуальный контакт поможет завоевать доверие, а также проследить реакцию юного собеседника на те или иные слова.
  • Не повышайте голос. Если вы начинаете говорить громко, ребёнок может подумать, что вы злитесь, и откажется с вами разговаривать. Ваш тон должен быть ровным и спокойным, но при этом убедительным, чтобы малыш понял, что вы серьёзны.
  • Если вы хотите, чтобы ваши слова были услышаны и поняты, то попробуйте визуальный контакт закрепить тактильным. Для этого возьмите малыша за руку или посадите к себе на колени.
  • Если чадо не желает разговаривать из-за плохого настроения или интересной игры, не стоит настаивать. Подождите и поймайте более удобный момент и вновь заведите беседу.
  • Если предстоит серьёзный разговор или обсуждение плохого поступка чада, не пугайте его фразами типа «Ну-ка, иди быстро сюда!» или «Сейчас я буду тебя ругать». В таком случае конструктивной и плодотворной беседы у вас точно не получится. Контролируйте себя и свои эмоции, не нервничайте. Если вы чувствуете, что начинаете выходить из себя, то сначала успокойтесь, затем продолжайте разговор, так как ваша гневная тирада вызовет у ребёнка страх или нежелание вас слушать.
  • Если вы разговариваете с чужим ребёнком, не пытайтесь с любопытством расспрашивать его о чём-то и держите дистанцию. Зачем это нужно? К примеру, вы наверняка своему ребёнку не раз говорили о том, что разговаривать с чужими людьми не следует. И такие наставления даёт практически каждый родитель. И чтобы не беспокоить маму и папу ребёнка, вступившего с вами в беседу, не вдавайтесь в подробности, это может насторожить.

О чём поговорить?

О чём говорить с маленьким ребёнком? Предлагаем безобидные и порой банальные, но довольно интересные темы:

  1. Погода. Да, это может звучать банально, но обсуждение погоды с маленьким ребёнком может быть довольно интересным. Для начала попросите малыша описать погоду и высказать своё мнение, а затем разъясните некоторые моменты. Расскажите, что солнышко выходит сутра, светит и греет. Если идёт дождик, расскажите, откуда он берётся и почему появляется. Если под ногами лужи, расскажите, что скоро они высохнут. Пусть ребёнок принимает активное участие в обсуждении.
  2. Окружающий мир или «Что вижу, то и говорю». На прогулке можно обсуждать самые разнообразные вещи, которые попадают в поле вашего зрения. Так, если вы увидите деревья, расскажите, как они растут. Просите малыша рассказать то, что он знает. Спрашивайте его, что он думает о предметах, которые видит. В итоге у вас может получиться интересное и живое обсуждение.
  3. Спросите чадо, как прошёл его день. Пусть он опишет все события и выскажет своё мнение, поделится своими эмоциями, спросит то, что ему было непонятно. Вы тоже можете высказать своё мнение, разъяснить некоторые моменты, дать малышу совет.
  4. Обсудите какой-нибудь мультфильм, сказку или книгу. Если малыш недавно смотрел или читал что-то, обсудите это. Распределите героев на категории (добрые и злые), оцените их поступки. Попросите малыша высказать своё мнение по поводу того или иного персонажа и его действий. Также можно спросить ребёнка, как он бы поступил на месте главного героя. Расскажите, как поступили бы в этом случае вы.
  5. Если ребёнок совершил какой-то поступок, обсудите его.
  6. Можно поговорить с чадом о профессиях. Спросите малыша, какие профессии он знает, выясните, что именно известно о них. Расскажите о профессиях, которые ребёнку неизвестны и выскажите своё мнение. Обсудите каждую профессию и непременно выясните, кем бы хотел стать ребёнок и почему. Поделитесь с малышом своими детскими мечтами, поведайте о своей реальной профессии и расскажите, почему вы выбрали её.

Тем для разговора с ребёнком на самом деле много. Больше общайтесь со своим чадом, чтобы выяснить, какие из них ему интересны. Просите кроху предлагать темы самостоятельно.

Детские вопросы

Как отвечать на вопросы детей? Вот самые распространённые и порой «неудобные»:

  • Почему мальчики и девочки разные? Объясните чаду, что различие между мальчиками и девочками задумано природой и необходимо для продолжения рода, создания семьи, рождения детей. Расскажите, что мужчины выполняют одни функции, а женщины – совсем другие.
  • Откуда я взялся, как появляются дети? Многие в ответ на такой распространённый вопрос (его задаёт практически каждый ребёнок) начинают придумывать истории про капусту или аиста. Маленький ребёнок может в это поверить, но ведь тайное в итоге всё равно станет явным. Так что малышу постарше можно рассказать о том, что мужчина и женщина встречаются, влюбляются, и у них появляется ребёнок.
  • Что такое любовь? Скажите, что это чувство, которое заставляет людей быть вместе. В качестве примера можно рассказать о любви родителей к детям или о взаимной любви жены и мужа.
  • Если подросток задаёт вопросы о сексе, значит, он интересуется этой темой и всё равно узнает подробности. Поэтому будет лучше, если обо всём чаду расскажете вы. Приобретите книгу с картинками и, используя общепринятые названия, расскажите, что и зачем нужно. Если ребёнку 12-14 лет, расскажите о контрацепции и об угрожающих опасностях.
  • Я красивый (ая)? Скажите, что все люди разные и все по-своему красивы. Отметьте, что вы считаете, что ваш малыш очень красив. И есть и другие люди, которые считают так же. Но некоторые имеют другое мнение, и это нормально.

Табу

Теперь о том, чего в разговоре с ребёнком делать нельзя:

  • Никогда не просите ребёнка, чтобы он больше не задавал глупых вопросов. Вы убьёте всё детское живое любопытство.
  • Не сравнивайте малыша с другими, это может привести к снижению его самооценки.
  • Не ведите беседы в негативном ключе, это может сделать чадо пессимистом.
  • Не перебивайте ребёнка, всегда дослушивайте его до конца.
  • Никогда не говорите: «Ты этого не понимаешь (не поймёшь)». Вместо этого объясняйте доступным языком и так, чтобы малыши понял.

Как можно больше общайтесь с ребёнком, и он будет развиваться!

О чем говорить с ребенком – интересные темы для разговора с детьми

Что нужно говорить ребенку, о чем можно поговорить с ребенком. Когда и о чем говорить с ребенком

Еще совсем недавно Вы учили своего ребенка говорить, и радовались каждому новому слову. Но время летит незаметно, и вот уже Вы с удивлением обнаруживаете, что можете говорить со своим малышом на любые темы.

В 4-5 лет детки уже способны анализировать ситуацию, и зачастую имеют свое мнение на любой счет! Особо разговорчивые комментируют все, что видят, а молчуны просто наблюдают за тем, что происходит в окружающем мире.

Но и те, и другие, делятся своими эмоциями и переживаниями с самыми близкими и родными людьми – мамой и папой.

Как отвечать на детские вопросы?

С самого рождения очень важно вестиразговор с ребенком. С первых дней жизни малыша, Ваш голос успокаивает кроху, и дает ему чувство защищенности. Потом этот же любимый и родной голос помогает назвать все окружающие предметы, все, что кроха видит, и что он чувствует. Поэтому когда ребенок растет, именно Вы становитесь тем человеком, которому он верит безоговорочно.

Все, что Вы произносите, ребенок воспринимает как истину. Тщательно следите за тем, что Вы говорите. Ведь именно от Вас зависит то, каким этот мир будет в глазах Вашего малыша. Ответ на вопрос, о чем можно говорить с ребенком, прост – обо всем. Гораздо сложнее понять, о чем нужно и важно говорить. Также важно, чтобы ответы на детские вопросы содержали необходимый минимум информации.

Самое важное, показать крохе, что Вы его любите, что в любой ситуации он может рассчитывать на Вашу помощь. Никогда не ругайте ребенка по пустякам, не кричите, и тем более не бейте его. Как можно чаще обнимайте малыша и говорите о своих чувствах.

О том, как сильно Вы его любите, как для Вас важно, чтобы он был здоров, как Вы гордитесь, когда у него что-то хорошо получается и как Вы счастливы уже просто потому, что он у Вас есть.

Если ребенок будет всегда об этом помнить, он никогда не будет злиться, если Вы запретите ему скушать лишнюю шоколадку, или не позволите бегать по лужам. Ведь Вы просто хотите сохранить его здоровье. Так говорите об этом!

Кроме любви существует и уважение. Нельзя обижать других детей. И не потому, что они могут дать сдачи, а потому что их нужно уважать. Нельзя выбрасывать хлеб. Не потому, что «это некрасиво».

Просто нужно уважать труд других людей. Перед тем, как зайти в комнату родителей, нужно постучать. Ведь это их пространство, которое нужно уважать.

Сами также всегда уважайте честь и достоинство своего ребенка, и всегда цените все, что он для Вас делает.

Никогда не пытайтесь скрыть свои чувства от малыша. Если он Вас обижает, объясните ему, как Вам больно. Если Вы злитесь, конечно, нужно контролировать себя, но нужно обязательно дать ребенку понять, что Вы очень недовольны его поведением.

Если Вы устали, и хотите, чтобы Вас просто оставили ненадолго в покое, попросите кроху Вас пожалеть и дать Вам полчаса передохнуть. Не отталкивайте малыша со словами «отстань от меня». Если Вы были на работе весь день, то вечером не забудьте сказать Вашему ребенку, как сильно Вы скучали.

Вы ведь действительно думали о нем много раз. Не стесняйтесь говорить о своих чувствах. Тогда и малыш будет с Вами открыт.

Как бы Вы ни любили своего малыша, но он должен понимать, что в мире позволено не все. И чем раньше ребенок это поймет, тем проще для него. Это не означает, что Вы должны без капли сомнения отказывать ему во всем. Наоборот, хорошенько подумайте, прежде чем отказать.

Действительно ли нужно отказывать ребенку, когда он просит с ним поиграть? Так ли Вы устали на работе? А может, просто Вы ленитесь? Тогда «нет» нужно сказать себе. Но часто ребенок действительно просит то, что вредно или Вы просто не можете ему дать. Целый день есть конфеты нельзя, даже если малыш плачет и просит.

Сначала спокойно и доходчиво объясните, как вредно это для зубов, а потом смело и безоговорочно говорите «нет». Покупать много новых игрушек Вы тоже не можете. Объясните ребенку, что на те деньги, которые Вы зарабатываете, Вы покупаете еду, одежду, зубную пасту, шампунь, и еще много всего. Поэтому Вы не можете покупать много дорогих игрушек.

Если ребенок поймет, что Вы готовы сделать для него все, что можете, то отказы уже не будут казаться таким обидными. Тем более, если он будет уверен, что отказав раз, Вы не измените своего решения.

Вы должны не только заниматься воспитанием ребенка, но также и его образованием. Даже посещая садик, или детские кружки, многое со своим ребенком Вы должны освоить сами. Когда ходите гулять, старайтесь чередовать посещение игровых площадок с походами в парк или лес.

Во время таких спокойных прогулок у Вас появится время что-нибудь рассказать или научить ребенка чему-нибудь полезному. Так, например, каждый раз, гуляя в парке, повторяйте один и тот же стишок, и скоро Вы увидите, как ребенок будет рассказывать его вместе с Вами. Точно также можно выучить и счет, и иностранные слова.

Просто описывайте все, что видите, и малыш с удовольствием будет с Вами играть и учиться. Можете даже тихонько описывать людей, которых встречаете. Пытаться угадать, в каком они настроении. Ребенок вырастет хорошим психологом, и будет хорошо понимать эмоции людей по выражениям их лиц.

Или, например, играть в слова, по очереди называя слова на одну букву. В общем, можно делать все, что Вам обоим интересно, и на что способна Ваша фантазия.

На игровой площадке уже стишок не поучишь, но зато там у ребенка есть возможность общаться с другими детками. Это очень полезно, так как у детей развиваются социальные навыки. Так помогите ребенку в этом.

После каждого похода на площадку говорите с ребенком о его друзьях, кто как был одет, аккуратно или не аккуратно, кто как себя вел. Тогда общение с ребенком будет более полезным.

И Ваш малыш сможет сделать выводы о том, что хорошо, а что плохо.

Детские вопросы родителям

Как бы Вы не оберегали своего малыша, ему все же приходится сталкиваться с реалиями окружающего мира.

Поэтому Вы должны датьответы на вопросы ребенка, почему люди иногда ругаются, почему плачут, почему люди болеют и должны лежать в больнице, почему у метро стоит бабушка с протянутой рукой, почему нельзя разговаривать с чужими и многое другое.

Конечно, нужно стараться преподносить все более позитивно, но важно, чтобы ребенок воспринимал мир таким, каким он есть. Даже если Вы будете избегать подобных тем, ребенок сам начнет Вас спрашивать, так что будьте готовы ответить на подобные вопросы.

Не забывайте и о том прекрасном, что есть в этом мире. Ведь нужно уметь наслаждаться красотой природы, закатом, золотыми осенними листьями и первыми весенними цветами. И если Вы хотя бы иногда перед сном будете выглядывать в окошко и смотреть вместе на звездное небо, то может однажды уже взрослым Ваш сын или дочь также посмотрит на звездное небо и наберет Ваш мобильный.

Рассказывайте малышу о том, какая большая и дружная семья у него есть. Обязательно помогайте Вашему ребенку общаться с близкими людьми. Если Вы звоните родителям, дайте трубку и малышу, чтобы он мог поздороваться с бабушкой и дедушкой.

Если у Ваших братьев или сестер есть дети, также обязательно организовывайте встречи. Даже если у Вас самих несколько детей, и они играются вместе, ощущение большой семьи очень важно. Собирайтесь по праздникам за большим столом, эти воспоминания останутся у детей на всю их жизнь.

И в будущем они будут настроены создать такую же большую и крепкую семью.

О чем говорить с ребенком

Говорите с ребенком обо всем, что для Вас важно. Рассказывайте ребенку о своей работе, о том, что Вы любите. Если Вам нравится готовить, делайте это вместе с ребенком. Если Вы любите кататься на лыжах, когда ребенок подрос, вперед! Покоряйте снежные склоны вместе.

Если Вы хорошо плаваете, научите и малыша. Если Вы свободно говорите на нескольких иностранных языках, разговаривайте с ребенком. Ему непременно будет интересно все, что интересно Вам. Ведь малыш копирует все, что Вы делаете.

Так пускай он возьмет все самое лучшее, что есть в Вас.

Не забывайте разговаривать с ребенком о том, что интересно ему. Обязательно смотрите вместе его любимые мультфильмы.

Если Вашему малышу 3 года, Вы просто обязаны знать имена всех друзей Лунтика! Когда ребенок подрастет, постарайтесь определить какие виды спорта ему нравятся, какие способности у него есть – может он хорошо танцует, или поет, или считает все, что видит, или с легкостью может запомнить длинный стих, или с удовольствием занимается гимнастикой. Ведь сознание малыша – это целая вселенная. И может Ваш ребенок сможет Вас чему-нибудь научить. Может быть, Вы всю жизнь ждали его появления, чтобы начать кататься на роликах! Или занимаясь с ребенком его любимым рисованием вдруг обнаружите, что и в Вас проснулся художник! Так что будьте готовы к тому, что не только Вы будете учить и воспитывать малыша, но и он Вас. Приятного Вам общения и занимательных бесед!

Как общаться с новорождённым ребенком, о чем говорить с детьми 1–2 и 3 лет

Что нужно говорить ребенку, о чем можно поговорить с ребенком. Когда и о чем говорить с ребенком

Оправдание, которое слышишь от мам и пап: «Я не знаю, о чём говорить с маленькими детьми», «Понятия не имею, как общаться с малышом. Вот когда он подрастёт».

Давайте посмотрим, действительно ли сложно придумать, о чём говорить с ребёнком до трёх лет, и как взрослым общаться с новорождённым.

Общение с новорождённым ребёнком

Наблюдая за взаимодействием мамы с младенцем, можно заметить, как меняется её манера говорить: тембр, скорость, интонация. Учёные употребляют термин «родительский/материнский язык» (parentese/motherese language). Его отличительные черты:

  • голос звучит чуть громче;
  • интонация чуть выше обычной, медленнее и мелодичнее;
  • гласные растянуты;
  • слова повторяются;
  • речь направлена на ребёнка и стимулирует его слух.

При этом не нужно путать такую манеру говорить с сюсюканьем, которое не развивает речь, потому что в реальности мы не общаемся так ни со взрослыми, ни с подросшими детьми.

Так о чём же говорить с новорождённым? И будет ли разговор с младенцем отличаться в зависимости от того, кто к нему обращается: мама, папа, бабушка?

Для грудничка не имеет значения, о чём вы говорите. Важнее ваш голос, интонации, улыбки, ласковые прикосновения и то, что всё внимание в этот момент обращено к нему. При этом он в буквальном смысле смотрит вам в рот, проделывая колоссальную работу — имитируя ваши движения, овладевает речевым аппаратом.

Первый год взрослым придётся превратиться в «интерактивное радио»: радио потому, что чем больше говорят с малышом, тем больше способствуют его развитию и установлению доверительных отношений с ним, а интерактивное потому, что младенец не просто пассивный слушатель. С самого начала он активный участник общения: в ответ на любое обращение он замирает или, наоборот, начинает активно сучить ручками-ножками, улыбается или хмурится, издаёт звуки или пускает пузыри. Так что не забывайте делать паузы и включать кроху в разговор!

Как общаться с младенцем

  1. Вспомните про песню акына: что вижу, то и говорю. Описывайте всё, что делаете вы, что делает малыш, что происходит вокруг:
  • «Сейчас надену Катюше штанишки: на правую ножку, на левую ножку».
  • «Чьи это такие красивые глазки?»
  • «За окошком солнышко и зелёные листочки на деревьях».

Называя части тела и одновременно дотрагиваясь до них, вы формируете у ребёнка схему тела, что является важнейшим условием развития его внутреннего «я».

Это универсальный способ, который могут использовать все члены семьи.

  1. Если память вас не подводит, пойте по-настоящему.

Не только колыбельные или детские песенки, но и любое произведение, которое нравится. Голосовые данные при этом не важны, для малыша голос любимого человека — лучший на свете!

  1. Если вы описали уже всё в пределах видимости, действуйте как Винни-Пух: говорите о том, что приходит на ум, или просто издавайте звуки или звукосочетания на какую-нибудь мелодию.

Этот способ отлично подойдёт мужчинам, если они с трудом подбирают слова и фразы, которые нужно говорить ребёнку. Зато у них отлично получается издавать басовые звуки и имитировать духовой оркестр (и сочинять те самые «шумелки, пыхтелки, сопелки»).

  1. Первые полгода взрослому особенно важно быть «зеркалом» для малыша.

Поэтому не бойтесь выглядеть смешно и повторяйте звуки, издаваемые грудничком («а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» постепенно перерастут в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы»).

Главное, чтобы он видел при этом ваше лицо. Так кроха с поддержкой взрослого будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет.

А ещё у ребёнка будет чувство, что его понимают и ему отвечают. Это тоже необходимый навык общения.

  1. Здорово, если в вашем арсенале будет поэзия.

От ритма, слога, интонации малыш не только получает удовольствие. С их помощью он учится различать в речи отдельные элементы, которые потом будет соединять. Начинайте с потешек, стишков, побасенок.

В народной традиции можно найти присказку для любой ситуации:

  • «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…» — перед сном.
  • «Водичка, водичка, умой наше личико…» — при купании.
  • «Сорока-ворона кашку варила…» — во время еды.
  • «Потягунюшки-порастунюшки! А в ручки — хватунюшки…» — делая массаж.

Наверняка первыми на ум придут те, что когда-то пели и рассказывали вам в детстве. Большинство из нас сразу вспомнит «Ладушки-ладушки» и «Идёт коза рогатая». Но не стоит ограничиваться только потешками и прибаутками: подойдёт любое стихотворение, будь то Пушкин, Маяковский или Барто.

Исчерпав свой запас, подойдите к вопросу творчески. Вспомните Незнайку и начинайте рифмовать слова. Так, поглаживая ножки малыша, можно напевать-приговаривать: «Наши нож-ки бежали по дорож-ке». Или подбирать рифму к разным формам имени: «Катерина-балерина, Катюшка-девчушка». Главное, чтобы рифмы были необидными!

Кстати, об имени и обращении. Это ещё одна неисчерпаемая тема для разговора. Называйте кроху по имени, используя как можно больше ласкательно-уменьшительных имён и прозвищ, и вы услышите, сколько нежности появится в вашем голосе, и увидите, как расслабляюще это подействует на малыша.

  1. Читайте вслух любые книги, которые вам в данный момент по душе: прозу, научно-популярные издания, энциклопедии.

Делайте это во время кормления или, если получается, когда укладываете ребёночка спать — для каждого родителя подходящий момент будет свой.

  1. Если понимаете, что впереди долгий процесс укладывания и пытаетесь придумать, что говорить при укачивании ребёнка, попробуйте роль сказителя историй: Гомера или Арины Родионовны.

Необязательно это должны быть сказки! Рассказывайте малышу, как познакомились мама с папой, как он появился на свет, о его братьях-сёстрах, о том, что случилось за сегодняшний день или случится завтра. Главное, делать это монотонно, убаюкивающим голосом.

По большому счёту, перечисленные идеи подходят для разговора не только с новорождёнными. Большинство детей любит, когда им читают наизусть стихи, поют песенки и рассказывают истории (особенно о них самих), так что это всё можно и нужно продолжать делать всем взрослым в присутствии малыша. Но, безусловно, репертуар тем будет расти по мере взросления.

О чём говорить с ребёнком от 1 до 2 лет

Около года ребёнок осваивает первые слова — начинается лавинообразный рост лексикона. Зачастую это сложный период для родителей и детей: малыши очень хотят выразить свои мысли и чувства, но пока не в полной мере владеют речью. Поэтому взрослому важно быть внимательным и тактичным:

  • не смеяться и не передразнивать,
  • следить за своей речью: кроха будет активно копировать всё, что тот говорит.

В полтора года в норме появляются предложения из двух слов: «Мама, дай», а в два происходит «взрыв языка», как обозначила этот этап Мария Монтессори. Главный вопрос здесь: «Что?».

Даже если маленький человек ещё не заговорил, он будет активно показывать пальчиком на предметы и демонстрировать свою заинтересованность.

Задача родителей — удовлетворять потребность малыша в общении и поддерживать его попытки выразить себя, создавая ситуации успеха. Для этого взрослый может:

  • Продолжать называть предметы и события вокруг. Только теперь необходимо давать ребёнку возможность отреагировать «речью»: звуком, словом, предложением.
  • Задавать вопросы и дожидаться реакции малыша, даже если это будет простой кивок головой.
  • Как можно больше читать, рассматривать картинки (например, в виммельбухах) и обсуждать увиденное и прочитанное.
  • Петь песенки и выбирать те, которые особенно нравятся.

О чём говорить с ребёнком 2–3 лет

В 2–3 года дети осознают себя как отдельную личность — ярко проявляется позиция «Я сам!».

Эту особенность и нужно использовать: говорите о самом ребёнке! Рассматривайте фотографии, делайте из них небольшие книжечки: «Мой день», «На прогулке», «Моя семья». Такая книжечка поможет папе или бабушке начать разговор и найти контакт с малышом.

Это также прекрасный ответ на вопрос: «О чём говорить с ребёнком на ночь?» Вспомните прошедший день или сочините историю, где он будет главным героем.

В этом возрасте дети делают первые попытки обозначать свои чувства. Важно показывать им пример и давать возможность для этого. Делитесь с ними своими переживаниями, обозначайте их чувства и спрашивайте об эмоциях. Если двухлетка ещё плохо говорит, можно формулировать общий вопрос, чтобы он мог ответить «да» или «нет», либо вопрос, который предполагает конкретный ответ:

  • «Я радуюсь / печалюсь / сержусь, потому что…»
  • «Я вижу, ты расстроился, так?»
  • «Смотри, выглянуло солнце и у меня сразу же поднялось настроение! А у тебя хорошее настроение? Отчего тебе становится весело / грустно».

К трём годам круг общения ребёнка становится шире и выходит за рамки семьи, растёт количество тем, о которых можно говорить в разных ситуациях: на прогулке, по дороге в детский сад или домой. С трёхлетками можно играть в языковые игры. Но об этом мы поговорим в нашей следующей статье.

Какие этапы развития речи или трудности вам хотелось бы обсудить подробнее? Напишите нам!

Читать по теме:

Как общаться с маленькими детьми

О чем говорить с малышом: 5 интересных тем для разговора

Что нужно говорить ребенку, о чем можно поговорить с ребенком. Когда и о чем говорить с ребенком

Каждая мама начинает разговаривать с ребенком еще до его появления на свет, когда малыш находится в животике. С рождением — общение становится одной из насущных потребностей.

Бывает, что мама не может найти подходящую тему для общения, заменяя все обычным сюсюканьем. Однако общение с малышом очень важно, ведь оно помогает ему развиваться и улучшает отношения с родителями. Вот 9 идей, о чём можно и нужно говорить с ребенком.

Каждый хочет слышать о себе приятные слова

Ребенку важно понимать, что родители его любят и ценят. Рассказывайте малышу, как он был у вас в животике, как появился на свет. Расскажите о чувствах, переживаниях.

Опишите погоду, момент выписки из роддома, как и кто вас встречал. Не забывайте о первом купании. Опишите эмоции всех, кто радовался появлению малыша. Вместе сделайте альбом, наполняйте его постепенно, по мере взросления.

Каждое фото комментируйте, старайтесь создать яркую историю.

Наполните жизнь ребенка запоминающимися моментами

Не просто уделяйте малышу время, делайте что-то вместе. Помогите бездомному животному, постройте оригинального снеговика, переоденьтесь в любимых героев и т.д.

Такие события вспоминайте вместе с малышом, обговаривая самые маленькие детали: где нашли бездомное животное, кто прилепил нос снеговику, какого цвета была одежда героя.

Благодаря беседам вы увидите, что малыш отлично запоминает детали, которых вы сами не помните.

Тема родственников

Говорите обо всех: бабушке, дедушке, дяде, тёте, брате, сестре. Не забывайте называть имена, показывая снимки. Если ребенок уже встречался с ними, напомните этот момент, найдите какую-то отличительную особенность.

Например: «Помнишь, какой красивый кот у дяди Фёдора?» или «Ах, какой пирог испекла бабушка».

Рассказывайте о своём детстве

Ребенку интересно услышать о вас в его возрасте. Говорите обо всем: первой игрушке, разбитой коленке, походе в лес, о любых интересных моментах жизни. Расскажите о вещах, которые вы любили и наоборот: нелюбви к перловой каше, радости от снега и т.д. Поведайте малышу о первых достижениях, слабостях, страхах.

Вы откроетесь с той стороны, которая малышу особенно интересна, важна. Благодаря рассказам ребенок поймет, насколько вы близки, что можете понять и принять его чувства, потребности.

Разговоры о домашнем животном

Практически у всех есть домашний любимец. Расскажите, как питомец стал членом семьи, не забывайте интересные детали. Если любимец появился до малыша, то покажите его фотографии, когда собака/кошка/попугай были еще маленькими.

 Обговаривайте погоду

Как банально это не звучит, такие обсуждения могут стать довольно увлекательными. Пусть малыш выскажет мнение, потом акцентируйте внимание на интересных, ярких деталях. Малыш должен активно участвовать в беседе, поэтому расскажите: почему светит солнце, как высыхают лужи, откуда берется дождь и снег и т.д.

Говорите обо всем, что видите «Вижу и говорю»

Обсуждайте всё, что видите. Увидели красивое дерево, расскажите, как оно выросло. Старайтесь спрашивать ребенка, затем дополняйте рассказ. Задавайте вопросы о любых предметах, которые вызывают интерес, отвечайте на встречные вопросы. Так у Вас получится интересный и увлекательный диалог, который поможет малышу узнать что-то новое.

Обсуждайте профессии

В любом месте, где увидите представителя любой профессии, стоит расспросить малыша о ней. Дополните рассказ, поведайте о специальностях, неизвестных малышу. Благодаря обсуждению расширите кругозор малыша, узнаете, кем он хочет стать, на кого ровняется. Расскажите о детских мечтах, касательно профессии, что интересного в ней нашли.

Говорите о прочитанных сказках, просмотренных мультфильмах

Обсуждайте рассказы, мультфильмы, сказки. Поделите героев на хороших и плохих, оценивая поступки персонажей. Пусть ребенок выскажет мнение по поводу героя, его действий. Узнайте, как поступит в этой ситуации ребенок.

Это лишь часть тем, которые можно обсудить с малышом. Разговаривайте с ребенком, находите наиболее интересные для него темы.

Что нельзя делать?

  • Не говорите, что ребёнок задаёт глупые вопросы, так он потеряет интерес к разговорам, в нём пропадет любопытство, стремление к познанию.
  • Никогда не сравнивайте ребенка с кем-то. Таким способом можете занизить его самооценку.
  • Не заводите бесед, относящихся к негативным темам. Рискуете вырастить из малыша пессимиста.

  • Слушайте, не перебивайте, даже если спешите или знаете, что малыш хочет сказать.
  • Не употребляйте фраз: «Тебе не понять», «Ты слишком маленький» и т.д. Лучше объясните малышу всё доступным языком.

Со временем увидите, как у ребенка появятся личные темы для разговора.

Малыш начнет задавать интересные вопросы о вашей жизни или окружающем его мире.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.