Дефектология логопедия. Чем логопед отличается от дефектолога

Содержание

Дефектолог и логопед – в чем разница

Дефектология логопедия. Чем логопед отличается от дефектолога

Часто у детей проявляются трудности с дикцией и речью в целом, в таких случаях нужно идти к специалистам.

Подобными коррекциями навыков речи занимаются логопеды и дефектологи. Так к кому же стоит обратиться, к логопеду или дефектологу? Для того чтобы это понять, нужно разобраться чем отличаются эти профессии и какие проблемы призваны решать данные специалисты.

Общее у этих профессий

Следует сразу сказать, что логопед и дефектолог получают практически идентичное образование и работают в одной сфере. Обучаясь на одном факультете, студенты получают одинаковые навыки, и изучают в основном одни и те же дисциплины, среди которых психология, педагогика, логопедия, неврология, психиатрия.

Это позволяет в дальнейшем, уже специалистам, осуществлять коррекцию произношения маленьких пациентов, правильно взаимодействовать с детьми. Ведь крайне важное значение имеет установление контакта с ребенком, осознание его проблемы, что помогает создать наиболее эффективное планирование работы с малышом и успешно прийти к цели.

Обычно за помощью как к логопедам, так и дефектологам приходят дети у которых присутствуют трудности с развитием речи, они тяжело адаптируются в обществе, возникают проблемы в общении со сверстниками, им сложно учиться как в детских дошкольных учреждениях, так и школах.

И причины, из-за которых возникают подобные проблемы, различные. Это:

  • последствия родовых травм;
  • перенесенные еще во чреве матери инфекции;
  • различные заболевания на раннем периоде жизни;
  • расстройства неврологического либо психологического характера.

Мы перечислили лишь несколько причин, приводящих к трудностям с произношением и с речью в целом. На самом деле их намного больше, и найти их должны именно логопед и дефектолог, с тем, чтобы впоследствии подобрать варианты их устранения.

Эти специалисты, общаясь с каждым малышом индивидуально, используют идентичные средства, среди которых выделяют:

  • действия;
  • речь;
  • мимические средства, жесты.

Они могут использоваться как в комплексе, так и раздельно, все зависит от возраста, способности к восприятию ребенка и поставленного ему диагноза. Но все они имеют целью наработать правильную артикуляцию, усовершенствовать произнесение отдельных звуков и звуковых рядов.

Чем отличаются специальности логопеда и дефектолога?

Дефектологов в медицине и педагогике подразделяют на несколько категорий, в зависимости от типа детей, с которыми им приходится работать. А именно, на:

  • логопедов, работающих с детками, у которых только речь нарушена;
  • олигофренопедагогов, занимающихся с малышами у которых кроме проблем с речью наблюдаются задержки в умственном и, возможно также, физическом развитии;
  • тифлопедагогов, работающих с детками, у которых есть нарушения зрения;
  • сурдопедагогов, помогающих детям у которых проблемы со слухом.

Если у детей наблюдается несколько проблем сразу, то нужно искать специалиста широкого профиля. Логопед работает со всеми категориями, имеющими дефекты речи. И потому занятия, проводимые дефектологами и логопедами очень похожи, ведь у них есть одна общая цель.

Сфера деятельности логопеда

Нарушения речи наблюдаются как у здоровых деток, так и у малышей с нарушениями умственного развития, аутизмом и т.д.

Поэтому сфера деятельности логопеда широка, он способен работать с неречевыми (невербальными) способами общения, осуществлять постановку звуков, учить различать их и доводить произношение до автоматизма. Кроме того, он учит ребенка строить связную речь, осуществлять правильную грамматическую постановку речи.

При этом он в обязательном порядке занимается и с невербальной речью – движением, мимическим и жестовым языком.  Занимаясь с логопедом, малыш не только учится правильно говорить, но и ставить вопросы, создавать целые тексты, общаться диалогами.

Сфера деятельности дефектолога

Кроме стандартных для логопеда дисциплин дефектолог учит также язык жестов, сурдопедагогику тифлопедагогику и другие предметы. Поэтому он способен разрешать и весьма специфические проблемы, которые могут сопутствовать нарушению речи.

Так он может обучать слепого или плохо видящего ребенка передвигаться по квартире, ориентироваться на местности. А детей с проблемами слуха он обучит языку жестов, способам познания мира и поможет научиться говорить.

Дефектологи работают над различными проблемами, которые влекут за собой психические и физические патологии. Таким образом, они помогут маленьким пациентам получить необходимый объем знаний и навыков, научат ориентироваться на местности и облегчат адаптацию в обществе.

Таким образом, можно смело утверждать, что логопед занимается непосредственно обучением общению, правильной речи и оперированию единицами языка, в то время, как дефектолог еще и помогает осознать содержание общения, предоставляет знания и адаптирует ребенка к окружающей среде.

В чем разница между логопедом и дефектологом

Дефектология логопедия. Чем логопед отличается от дефектолога
28simpleНесколько мам разговаривают на площадке.- Миша мой совсем не говорит, – с грустью говорит одна мама. – Вчера ему исполнилось четыре года. Приходили гости, спрашивали его о разном, а он им на своем языке что-то бормочет. Девочки, порекомендуйте хорошего логопеда, пожалуйста.

А то мы и так уже все сроки пропустили.- Нет, здесь уже просто логопедом не обойдешься, – отвечает ей более опытная мама. – Здесь уже настоящая проблема. В четыре года не говорить это очень и очень серьезно. Тебе необходим не логопед, а логопед-дефектолог.- Да что ты такое говоришь?! – возмутилась еще одна мамочка.

– Зачем мешать все в одну кучу?! Каждый должен заниматься своим делом! У вас серьезная проблема и одним специалистом уже не обойдешься. Я бы рекомендовала найти и хорошего логопеда, и хорошего дефектолога. Все-таки это разные специалисты.

Случалось ли вам слышать подобные разговоры? Ловили ли вы сами себя на мысли, что не очень улавливаете разницу между логопедом и дефектологом?

Начну, пожалуй, с самого начала, а именно с заведений, из которых выходит большая часть логопедов, с институтов и университетов.Например, я училась в Российском Государственном Университете имени А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена) на факультете коррекционной педагогики. Кстати, не так уж и давно он стал так называться.

Раньше он назывался намного проще – дефектологический факультет (вы уже понимаете, куда я клоню?). И вот на этом самом дефектологическом факультете обучали четырем специальностям.

Кто-то учился на кафедре сурдопедагогики, кто-то на кафедре тифлопедагогики, кто-то на кафедре олигофренопедагогики, а кто-то ( и я в том числе) на кафедре логопедии (здесь хочется остановиться, вспомнить Людмилу Владимировну Лопатину и мысленно передать ей привет и слова благодарности).

Ну и, соответственно, на выходе мы получали сурдопедагога (специалиста, который обучает детей с нарушениями слуха), тифлопедагога (специалиста, который обучает детей с нарушениями зрения), олигофренопедагога (специалиста, который обучает детей с нарушениями интеллекта) и логопеда (специалиста, который занимается с детьми с нарушениями речи).

А в общей массе все эти специалисты дефектологи.

Соответственно, выбор педагога зависит о того, какое нарушение у ребенка является ведущим. Если основными являются нарушения слуха или зрения, то я вам гарантирую, «специализированные» дефектологи владеют методиками развития речи своих подопечных.

Есть даже такая поговорка в нашей среде, что нет лучше логопеда, чем сурдопедагог. Если уж он может научить говорить слабослышащего ребенка, то что говорить о детях с нормальным слухом.Сложнее определиться с ребенком, у которого, помимо нарушений речи, есть еще и нарушения интеллекта.

Здесь очень важно на начальном этапе понять, что первично. Очень большой процент детей с нарушениями интеллекта имеют задержку речевого развития. И это легко объяснить. Ведь речь является высшей психической функцией. Хорошо развитая речь показатель хорошо развитого мышления.

Поэтому если у ребенка есть трудности в интеллектуальной сфере, то его речи просто не на что «опереться». В таком случае ваш дефектолог – это олигофренопедагог.А есть дети, психомоторное развитие которых проходит как по учебнику, а речевое задерживается или не начинается вовсе. В таком случае ваш дефектолог – это логопед.

И запаздывать с занятиями не стоит, так как даже у интеллектуально сохранного ребенка отсутствие речи может привести к снижению умственной деятельности.

А теперь немного законодательстваЕсть единый квалификационный справочник. Так вот, из всего, что я выше перечислила, в нем присутствуют только специальности «логопед» и «дефектолог». Они идут под одним номером, через запятую и требования к ним предъявляются одинаковые.

Специальности «сурдопедагог», «тифлопедагог» и «олигофренопедагог» не существует. То есть вы не встретите специалиста с такой записью в трудовой книжке (не переживайте, эту запись вы увидите в дипломе). Их всех объединили под емким названием «дефектолог». Кстати, есть и логопеды, «записанные» дефектологами (я например).

Также нет специальности «логопед-дефектолог». Так что, если вам кто-то говорит, что он логопед-дефектолог, это значит, что перед вами логопед, который устал что-то там кому-то доказывать и объяснять, сдался и назвался так, как этого хотят мамы (шутка).

Надеюсь, я смогла внести некоторую ясность в эти глубоко запутанные между собой понятия и вы скоро найдете своего дефектолога.

Друзья, это переводная статья. Я взялась за нее еще неделю назад, потом отложила, потом еще раз взялась… В общем, получилось так, что ссылка на оригинальный источник куда-то подевалась. Даю слово, что отыщу ее и опубликую.

Статью написала дефектолог из США.

10 трудностей в профессии учителя-дефектолога

Дорогие друзья, а знает ли кто-нибудь из вас, что процент «перегоревших» коррекционных педагогов значительно выше, чем процент «перегоревших» электриков, врачей, машинистов и других, не менее важных, специалистов? Знаете ли вы, что дефектолог Дорогие уже в первую пятилетку трудового стажа принимает решение навсегда оставить (кому-нибудь другому) свое рабочее место? А если он, не смотря ни на что, перетерпит и продолжит трудиться в школе дальше, то по статистике все равно уволится в следующие 5 лет.Каковы же причины столь большой кадровой текучки?Я готова поделится с вами ответом на этот вопрос.Дело в том, что специальное образование – невероятно сложная область работы. Существует значительное количество проблем, которые ежедневно приходиться решать. И не всегда понятно, решил ты эту проблему или  она временно оставила тебя в покое. Но из всего этого вороха трудностей есть 10 самых-самых, которые не просто мешаются где-то там под ногами, а реально омрачают трудовые будни учителя-дефектолога.1.   Недооцененный учитель.Коррекционные педагоги почему-то очень часто остаются за бортом всего. Учителям повышают зарплату… К дефектологу это не относится. Правительство решило отблагодарить сотрудников образования хорошей премией…  Дефектолог может даже не пытаться жалобно смотреть в сторону бухгалтера. Родители организуют выпускной и зовут всех, всех, всех… Рано радуетесь, дефектолог, вы не все, все, все.2.   Отношения с родителями.К сожалению, иногда складывается такое впечатление, что я заинтересована в гармоничном развитии ребенка больше, чем его собственные родители.Дорогие мамы и папы, мне действительно становится не по себе, когда я не могу установить доверительный контакт с вами. Ведь мы одна команда. От того насколько мы с вами дружны, зависит судьба (да-да, вот так пафосно и высокопарно) вашего ребенка. Мне очень досадно, когда вы не выполняете дома с малышом те упражнения, которые были заданы. Мне грустно, когда вы не отвечаете на мои звонки, не перезваниваете и не читаете записки, которые я отправляю вам из школы вместе с вашими детьми.3.   Общественная поддержкаВ последние время в СМИ стало популярно обсуждать, как припеваючи живут педагоги. И зарплаты у них высокие, и рабочие места отличные. Но на деле все не так гладко. Спроси любого, трудно ли учить? Полезно ли учить? Важно ли учить? Конечно же, да. Именно поэтому труд педагога требует достойной оплаты и других преимуществ. Специальное  образование также необходимо, ведь оно особенное. Финансовая поддержка должна быть у ВСЕХ учителей4.   ДокументыИногда я чувствую, что у меня вообще нет времени преподавать. А все потому, что я постоянно работаю с какими-то «очень важными» документами и постоянно хожу на какие-то «очень важные» встречи.  Однажды директор школы выдал мне приказ о новых стандартах обучения размером в 56 (!) страниц. Обработка такого объема информации занимает невероятное количество времени. А сколько моральных сил она забирает! И это мы не берем в расчет «стандартные» документы:  планирование на год, поурочное планирование, конспекты занятий, отчеты и т.д. и т.п.5.   ПланированиеЯ должна скоординировать свое расписание работы с 15 различными учителями и их графиками. И это я не включила сюда «подстраивание» под учителей физкультуры, музыки и ИЗО. При составлении расписания мой перерыв на обед всегда куда-то улетучивается.  Я могу ждать целых две недели, чтобы получить окончательную версию своего графика. Но даже после этого в него постоянно вносят коррективы классные часы, творческие вечера и тому подобное. Любого, даже самого незначительного изменения в графике учителя общего образования достаточно, чтобы изменить весь мой день, а зачастую и целую неделю.6.   ПомощникиДва взрослых человека, которые тебе помогают – это здорово! Я им так благодарна, ведь без них полноценно выполнить свою задачу я не смогу. Проблема в том, что  сотрудничество добавляет значительный объем работы. Я должна обучить людей, как правильно общаться с моими непростыми учениками. Данное становится практически невыполнимым в том случае, когда у помощников на этот счет существует свое какое-то мнение.  А уж если ты ко всему еще и значительно их младше… Ну, вы понимаете.7.   Сотрудничество с учителем общего образованияЯ обязательно должна знать план общеобразовательной программы. Только так я смогу помочь своему ученику. Интересное заключается в том, что все мои ребята могут учиться в разных классах. Таким образом, я должна знать программу каждого из них. Мне необходимо сотрудничать с учителями всех моих подопечных. Ведь я должна понимать, что мы идем верным путем. Найти время на общение с каждым учителем чрезвычайно важно и чрезвычайно сложно. А уж организовать себя таким образом, чтобы все это воплотить, невероятно трудная задача!8.   Сбор информацииКоличество необходимой информации о ребенке просто огромно в специальном образовании.  Все свои «коррекционные» действия я обязательно должна подтверждать соответствующей бумажкой. Если я утверждаю, что ребенку все еще необходима работа определенного уровня сложности и на более высокий он пока выйти не может, то мне нужно собрать сведения, чтобы доказать это. Это, кстати, еще одна причина почему я должна сотрудничать с учителями общего образования. Ведь именно они могут собрать для меня информацию об успехах ребенка тогда, когда я не нахожусь в классе. Все эти данные мне просто необходимы для того, чтобы выбрать верное направление работы9.   Успехи учениковДа, это считается частью оценки учителя. И в идеале, педагог должен нести ответственность за рост своего ученика. Но это медаль, у которой две стороны.  Ведь не всегда отметка действительно отражает реальный рост. Дело в том, что успехи моих учеников не так заметны на общем фоне. Хотя для нас  и это прогресс! Иногда взрослым очень трудно признать  старания ребенка, особенно когда они постоянно сравнивают его с лучшими и самыми яркими детьми из класса.10.                Потребности учениковДаже в общеобразовательном классе у всех учеников свой уровень знаний, умений и навыков.  Давать инструкции и применять методы, которые бы подходили каждому из них, очень сложно. Еще более трудной эта задача становится в специальной педагогике.Мысли на последок…Все эти проблемы одинаково сложные. Иногда я даже чувствую себя мячиком в руках жонглера. Но не смотря на эти трудности, я полна решимости устранять разногласия и меняться. Педагогика – мое призвание. И из нее я уйду только старой женщиной, любящей свою работу не меньше, чем сейчас.

Вообще, конечно, было забавно сравнить их и наши трудности. Все практически один в один. Но вот знаете, что мне особенно запомнилось? Помощники… У них есть помощники!
  А вам как этот список?

Page 3

28simpleЭту прекрасную идею я подглядела в одном иностранном блоге (http://moffattgirls.blogspot.ru/)  Она проста и очень удобна.

Посмотрите, как девочка на картинке выполняет задания. Она обводит пунктирные линии маркером через файл.

А если что-то не получается, то стирает другой стороной маркера.

Я решила на своих занятиях применить такой способ.Все гениальное просто! Но не тут-то было! Я не смогла найти подобный маркер в наших магазинах. Согласна, возможно, я плохо искала и где-нибудь на просторах интернета обязательно бы нашла. Но во всех канцелярских магазинах продавцы, когда я им пыталась объяснить, смотрели на меня огромными глазами.И я решила сделать его сама.

В магазине Икеа я купила набор для доски (маркеры и специальная губка (199р)) + набор черных смывающихся  маркеров (их плоский задний колпачок больше подходит для дальнейших мероприятий(199р)).

Дальше началось творчество) Я отковыряла от пластиковой губки  ту часть, которая непосредственно стирает.

Отрезала от нее небольшой квадрат, чтобы подходил по размеру к задней части черного маркера

Клей мне не пригодился, так как задняя часть варварски отодранной губки была очень липкая. Все схватилось моментально и очень крепко.

Вуаля! У меня теперь тоже есть такой полезный маркер!

И сегодня он уже был опробован в деле

П.С.:  Буду рада, если вы мне расскажите, где все же продаются такие маркеры))

А, возможно, вы предложите более экономичный вариант “самоделки”?

.

Page 4

|

28simpleДорогие друзья!Мы объявляем лотерею!Для участия достаточно:

• быть участником нашей группы в вконтакте,(http://.com/logoped200) •

Логопед или Дефектолог?

Дефектология логопедия. Чем логопед отличается от дефектолога

Когда у ребенка появляются проблемы с речью или же с произношением, необходимо обращаться к специалисту. Коррекцией навыков общения занимаются многие специалисты. Сегодня пойдет речь о логопеде и дефектологе и о том в чём разница между этими специалистами.

Общее между логопедом и дефектологом — образование, сфера деятельности, способы работы

Во время обучения в университете логопеды и дефектологи учатся на одном факультете и большая часть дисциплин у них сходна. Там они изучают множество дисциплин: специальную психологию и педагогику, логопедию, психологию, неврологию, психиатрию и множество других дисциплин. Все это помогает не только коррекции звукопроизношения, но и учит взаимодействовать с ребенком.

Умение установить контакт, понять малыша, вникнуть в суть его проблем и определить имеющиеся трудности очень важно для таких специалистов. Если же этого не будет, то составить план занятий и добиться прогресса будет намного сложнее.

Некоторые причины трудностей в развитии

В помощи логопеда или дефектолога нуждаются дети, у которых в силу определенных обстоятельств есть проблемы с развитием речи, общением, адаптацией к миру, проблемы с обучением в различных учреждениях школах, детских садах.

Причины трудностей могут быть разными: родовые травмы; инфекции во внутриутробном периоде развития ребенка; болезни в раннем периоде развития ребенка; психологические и неврологические расстройства. Это лишь часть причин, следствием которых становятся проблемы с речью.

Такие специалисты как логопед и дефектолог могут их определить и подобрать способы их решения.

Средства общения в работе логопеда и дефектолога

Во время индивидуальных занятий с ребенком как логопед, так и дефектолог используют одинаковые способы работы и средства общения с ребенком.

Находясь на разных ступенях речевого развития, дети используют удобные для них средства общения. Они используют действия — ведут за руку, показывают интересные им предметы, другие дети используют речь для общения.

Все средства общения можно разделить на три группы: действия; речевые средства; жесты, мимика, пантомимика. Данные средства общения используются как вместе, так и отдельно друг от друга. Они становятся основной для упражнений, направленных на правильную артикуляцию и, как следствие, произношение звуков и совершенствование речи.

Разные трудности — разные специалисты

В специальной психологии и педагогики традиционно сложилось деление дефектологов в зависимости от той категории детей с кем работают эти специалисты: логопеды – дети с нарушением речи; олигофренопедагоги — дети с задержкой развития и и интеллектуальной недостаточностью; тифлопедагоги — дети с нарушением зрения; сурдопедагоги — дети с нарушением слуха.

Если у ребенка есть сложности в работе анализаторов зрения, слуха, то лучше подобрать специалиста исходя из этих трудностей. Т.к. у всех перечисленных категорий, как правило, имеются нарушения речи, то логопед работает со всеми этими категориями детей.

Особенности работы логопеда: задачи и цели работы

В связи с тем, что при многих нарушениях (задержка речевого развития, аутизм, умственная отсталость) есть нарушение в речи, то логопед занимается со всеми детьми.

Основная сфера его деятельности включает:

-работа над невербальными средствами общения;

-постановка, дифференциация, автоматизация звуков;

-работа над грамматическим строем и связной речью.

Обязательным этапом работы является работа над невербальной стороной речи: мимикой, жестами и движениями.

В процессе работы с логопедом ребенок не только улучшает качество своей речи, но и учится задавать вопросы, составлять рассказы и вести диалог как со сверстниками, так и со взрослыми.

Особенности работы дефектолога: какие проблемы решает данный специалист?

Кроме базовых дисциплин, в рамках курса дефектологии изучаются также такие предметы как тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика и др.

Поэтому в зависимости от вида нарушений у дефектолога поваляются специфически задачи.

Например, при работе с детьми с нарушениями зрения — обучение пространственной ориентировка в рамках квартиры.

Дефектолог работает также и с теми малышами, которые плохо слышат.

Вместе с дефектологами дети не только начинают правильно говорить, но и учатся познавать мир иначе с помощью жестового языка или дактиля

Это помогает работать дефектологам над более серьезными проблемами, к которым относятся психические и физические недостатки детей.

В ходе своей работы дефектологи выполняют следующие задачи:

-обучение детей ориентировки в ближайшем окружении, несмотря на имеющиеся недостатки;

-увеличение объема их знаний, умений и навыков (помогая закреплять последние);

-помощь в адаптации деток с проблемами в развитии к школе или детскому саду.

Резюмируя данную статью можно сказать

Логопед учит умению общаться, работая над невербальной стороной речи и языковыми единицами (слогами, словами, фразами и предложением), а дефектолог учит содержанию общения, расширяя знания и представления ребенка, помогая ему адаптироваться к окружающей обстановке.

***

Мы готовы помочь вашим детям в преодолении трудностей развития. Позвоните нам или запишитесь на встречу на главной странице сайта в форме обратной связи.

Поделитесь информацией с друзьями

Занятия с детским учителем дефектологом или логопедом: в чем разница?

Дефектология логопедия. Чем логопед отличается от дефектолога

У довольно большого количества родителей направление ребенка к логопеду-дефектологу вызывает оторопь. Как же так? У нас здоровый малыш! — удивляются или даже раздражаются они. Сложилось мнение, что в функции логопеда входит постановка правильного звукопроизношения, а работа дефектолога связана с детьми, имеющими нарушения физического и умственного развития.

По этой причине многие мамы и папы детишек, не имеющих подобных отклонений, но с нарушениями речевых функций, зачастую склонны отказываться от работы со специалистом, имеющим в названии своей профессии слово «дефектолог».

Кто такой логопед?

Логопедия — это наука о коррекции нарушений речи при помощи педагогических и дидактических мероприятий.

К логопеду обращаются в случаях:

  • Неправильное звукопроизношение (дислалия, дизартрия и т. д.).
  • Заикания.
  • Темповых нарушений речи.
  • Недостаточная сформированность фонематического слуха.
  • Аграмматичное построение речи.
  • Проблемы в освоении чтения и письма (дислексия и дисграфия).
  • Недоразвитие речи или отставания в ее развитии.

Таким образом, сфера ответственности логопеда — речь ребенка. Он должен оценить уровень ее развития, выявить имеющиеся нарушения и предложить меры для их коррекции.

Кто такой дефектолог?

Дефектология же изучает особенности развития психики и физиологии детей с различными отклонениями в умственном или физическом развитии.

По сути педагог-дефектолог имеет дело с высшими психическими функциями ребенка, развивая и стимулируя их.

Его область деятельности — это подготовка психики и мозга к формированию речи. В процессе обучения в вузе будущие специалисты изучают не только педагогику, но и основы медицины, психологии и нейрофизиологии.

Направление работы дефектолога:

  1. Работа над улучшением памяти и произвольного внимания.
  2. Развитие восприятия и воображения.
  3. Формирование правильной активной речи, расширение словаря.
  4. Работа над особенностями эмоционально-волевой сферы.
  5. Создание условий для адаптации ребенка в социуме, планирование особых подходов к обучению.

Немного истории

Классическая советская педагогика предлагала такой путь воспитания будущих специалистов в этих областях. В крупных педагогических вузах существовала кафедра дефектологии, в рамках которой проходило обучение таких специалистов как:

  1. олигофренопедагог (направление работы — дети с умственным отставанием);
  2. тифлопедагог (специалисты, помогающие детям с отсутствующей или нарушенной функцией зрения);
  3. сурдопедагог (работающий со слабослышащими детьми);
  4. логопед (специалисты по коррекции речевого развития).

В таком случае получается, что из стен вуза выходили специалисты, называющиеся «логопед-дефектолог», имеющие широкий профиль.

В их компетенцию входила как подготовка ребенка к становлению речи, ее «запуск», так и коррекция возможных речевых нарушений.

В настоящее время логопеды и дефектологи учатся на разных отделениях. Изучая разные предметы в стенах вуза, они становятся более узкими специалистами. Дефектолог занимается развитием высшей психической деятельности, «запуская» речь у ребенка, а логопед впоследствии «ставит» произношение.

Как правильнее — логопед или дефектолог?

Речь — сложный процесс, обеспеченный согласованной работой артикуляционного аппарата, органов дыхания и восприятия, а также высших нервных функций. Формирование речи напрямую связано с развитием психики ребенка. Поэтому очень часто деятельность логопеда и дефектолога пересекаются между собой.

Логопед-дефектолог работает с различными случаями, не ограничиваясь лишь коррекцией звукопроизношения или, напротив, работой с «особыми» детьми. Вот лишь небольшой список задач, которые решает этот специалист:

  1. Стимуляция речевого, психического и психоречевого развития.
  2. Коррекция проявлений СДВГ.
  3. Работа с детьми, имеющими ОНР любой степени.
  4. Сложности с обучаемостью, диагностика готовности ребенка к школе.
  5. Помощь в преодолении трудностей в школьном обучении.

Получается, что деятельность логопеда-дефектолога охватывает более широкий спектр нарушений.

Логопед сталкивается в основном с уже достаточно явными проблемами. Однако в том случае, если отставание в формировании речи лежит какое-либо первичное отклонение (например, задержка психического развития, нарушение мышления и т. д.), правильно поставить диагноз и планировать коррекционные меры должен уже дефектолог.

Удобнее и правильнее строить работу может специалист, совмещающий в себе знания по обоим направлениям, то есть логопед-дефектолог. Работая с ребенком, он составляет план коррекции речевых нарушений параллельно с развитием психических функций.

Когда нужна консультация логопеда-дефектолога?

Формирование активной речи — важный процесс, протекающий у каждого ребенка в собственном темпе. Однако при этом родителям нужно следить за тем, чтобы эта индивидуальность не выходила за рамки возрастных норм.

Следует проходить диагностику развития ребенка если не каждый год, то хотя бы в важные ключевые моменты, когда особенно активно формируется речь и познавательные навыки — в 2-3 года, в перед поступлением в 1 класс (6 лет) и в период первых лет учебы.

Это касается тех случаев, когда у ребенка нет явных признаков возможных нарушений. Помимо этого, родителям стоит обратиться внимание на следующие моменты:

  • У ребенка заметна задержка в формировании речи. К примеру, он разговаривает односложно, больше используя для общения мимику и жесты.
  • Речь формируется в срок, но невнятна, мало понятна для посторонних.
  • Есть нарушения в звукопроизношении.
  • Присутствуют поведенческие нарушения — проблемы с общением со сверстниками, замкнутость, рассеянность внимания, признаки агрессии, повышенная возбудимость, нарушения моторики.

Именно логопед-дефектолог поможет найти причины беспокоящих родителей отклонений и либо направит ребенка к специалисту, либо предложит план коррекционной работы, позволяющей справиться с проблемой.

Кто такой логопед-дефектолог?

Дефектология логопедия. Чем логопед отличается от дефектолога

Если у ребенка проблемы с речью, произношением звуков, пониманием и воспроизведением слов и предложений, родители обращаются за помощью к специалистам. И тут перед родителями встает вопрос, к какому же специалисту необходимо обратиться? Сегодня мы расскажем о логопеде-дефектологе. И ответим на несколько вопросов. 

Что нужно знать родителям о таком специалисте, как логопед-дефектолог? 

С какими детьми работает логопед-дефектолог? Когда нужна консультация и занятия с логопедом-дефектологом?

Логопед-дефектолог – это специалист, который работает на стыке двух специальностей: логопедии и дефектологии. В чем же сходство, и в чем различие между логопедом и дефектологом? Давайте разберемся.

Логопед  – это  специалист, который занимается выявлением, диагностикой и исправлением различных дефектов речи у детей, подростков, взрослых и пожилых людей.   Дефектолог – это педагог, специализирующийся на работе с детьми, которые имеют различные отклонения в развитии.

Работа эта основывается на том, что в условиях раннего обучения и воспитания возможно полное преодоление или сглаживание биологической недостаточности в познавательном, физическом и эмоциональном развитии ребёнка.

Дефектолог формирует учебные навыки, коррегирует проблемы, которые имеются у ребенка, старается максимально приблизить его развитие к уровню нормального.

А логопед-дефектолог специализируется на речевых отклонениях у детей, с сопутствующими патологиями центральной нервной системы, речевого аппарата и органа слуха. Логопед-дефектолог  проводит коррекцию высших психических функций,  и работает над речью ребенка, используя эти самые высшие психические функции. Таким образом, речевая составляющая ребенка развивается со всех сторон.

Логопеды-дефектологи работают с детьми, имеющими следующие нарушения:

  • задержка психического развития (ЗПР); 
  • задержка психомоторного развития (ЗПМР); – задержка психоречевого развития (ЗПРР); 
  • задержка речевого развития (ЗРР);
  • олигофрения (умственная отсталость); 
  • детский церебральный паралич (ДЦП); 
  • аутизм (РДА); 
  • синдром Дауна;
  • перинатальная энцефалопатия (ПЭП);
  • минимальная мозговая дисфункция (ММД);
  • синдром дефицита внимания и гипервозбудимости (СДВГ);
  • сложная структура дефекта (наличие нескольких дефектов в развитии одновременно); 
  • общее недоразвитие речи, алалия моторная, алалия сенсорная (вторичное нарушение в структуре дефекта);
  • нарушения в физической и психо-эмоциональной сфере;
  • трудности в усвоении знаний в предшкольный период;
  • проблемы обучения в школе. 

Приоритетное направление логопедов-дефектологов: коррекция и компенсация имеющихся у ребенка отклонений в развитии, предупреждение и преодоление вторичных отклонений в речевом, психическом и физическом развитии, ослабление интеллектуального дефекта, адаптация и социализация ребенка среди сверстников и в обществе.

Логопед-дефектолог изучает степень выраженности дефекта, проводит диагностику высших психических функций (мышление, внимание, память, речь, восприятие, воображение). В зависимости от узкой специализации дефектолога (олигофренопедагог, сурдопедагог или сурдолог, тифлопедагог), акцентируется внимание на слухе, зрении, речи, двигательных функциях, мыслительных операциях, особенностях эмоционально-волевой сферы. 

На занятиях дефектолог-логопед осуществляет работу по следующим направлениям:

  • развитие и коррекция внимания (зрительное, слуховое);
  • развитие и коррекция восприятия (зрительное, слуховое, тактильное); 
  • развитие и коррекция памяти (зрительная, слуховая); 
  • развитие и коррекция мышления; – развитие и коррекция речи (устная, письменная);
  • развитие и коррекция моторики (моторной функции); 
  • развитие и коррекция зрения;
  • развитие и коррекция слуха; 
  • развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;
  • восполнение пробелов в познавательной сфере;
  • развитие и формирование элементарных математических представлений;
  • развитие и формирование конструктивной деятельности.

В СЕМЕЙНОЙ КЛИНИКЕ принимает высококвалифицированный логопед-дефектолог с большим опытом работы с детьми с различными видами нарушения речи и разнообразной сопутствующей патологией. 

Запись на приём

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Чем отличается логопед от дефектолога?

Дефектология логопедия. Чем логопед отличается от дефектолога

Многих родителей, которые сталкиваются с проблемами речевого или интеллектуального развития ребенка, волнует вопрос, с каким специалистом нам необходимо заниматься?

Как правило, первыми, к кому обращаются родители детей, со своим беспокойством относительно развития ребенка, являются врачи. Но педиатр, невролог и психиатр по-своему называют коррекционных педагогов: дефектолог, логопед, логопед-дефектолог и т.д.

Очень часто и сами коррекционные педагоги называют себя: нейрологопедами, нейродефектологами и клиническими логопедами, что на самом деле хоть и соответствует действительности, но по факту путает не только самих родителей, но и коррекционных педагогов.

Поэтому очень часто родители детей с речевыми и/или интеллектуальными нарушениями находятся в замешательстве, чем же отличаются друг от друга эти коррекционные педагоги?

Сейчас я понятно и более подробно остановлюсь на том, чем же занимается каждый из вышеперечисленных специалистов и чем они друг от друга отличаются.

Дефектолог, в широком смысле трактовки этого термина – это специалист в области изучения, обучения, воспитания и адаптации детей с отклонениями в развитии. В узком понимании этого термина дефектолог – это коррекционный педагог.

Дефектология делится на несколько отраслей:

  • Логопедия – занимается коррекцией речевых нарушений;
  • Олигофренопедагогика – занимается коррекцией интеллектуальных нарушений;
  • Тифлопедагогика – занимается обучением детей с нарушением зрения;
  • Сурдопедагогика – занимается обучением детей с нарушениями слуха.

Как мы видим, «дефектология» – это профессия (квалификация), а «логопед», «тифлопедагог», «сурдопедагог» и «олигофренопедагог» – это специализация, то есть профиль образовательной программы по которой, проходил обучение дефектолог. Если провести аналогию с врачами – это как «врач» и «врач – невролог» или «врач – психиатр». Соответственно логопед – это и есть дефектолог, но логопед занимается коррекцией речевых нарушений. А также есть дефектологи со специализацией по олигофренопедагогике, тифлопедагогике и сурдопедагогике.

Соответственно выбор коррекционного педагога, зависит от того, какое нарушение у конкретного ребенка:

  • Если у ребенка есть какое – либо речевое нарушение, то ему необходим – логопед;
  • Если у ребенка интеллектуальное нарушение, то ему необходим – олигофренопедагог;
  • Если у ребенка нарушение зрения, то ему необходим – тифлопедагог;
  • Если у ребенка нарушениями слуха, то ему необходим – сурдопедагог.

Детям с «сочетанными нарушениями» чаще всего нужно несколько специалистов, например логопед и олигофренопедагог.

«Нейрологопедами», «нейродефектологами» и «клиническими логопедами», как правило, представляются те специалисты, которые хотят произвести неизгладимое впечатление на родителей ребенка.

Вы можете мне возразить, мол есть вузы где обучают таких специалистов. Да, действительно есть. Это, как правило, программы профессиональной переподготовки специалистов, где в максимально сжатые сроки от 2 месяцев до года Вам дают необходимые знания.

Либо программы магистратуры, рассчитанные на 2 года. По итогам обучения слушатели данных направлений подготовки по профилю «нейрологопедия», «нейродефектология» и «клиническая логопедия» получают диплом о профессиональной переподготовки или удостоверение о повышении квалификации.

Но если подробно изучить их программу обучения, ознакомится с дисциплинами, то, кроме как количеством академических часов, необходимых для изучения различных дисциплин они ничем не отличаются от тех «обычных дефектологов» имеющих тот или иной профиль подготовки.

Поэтому это всего лишь маркетинговый ход направленный на повышение интереса покупателей.

Часто обобщающим словом «дефектолог» могут представляться еще и те, кто окончил профиль олигофренопедагогики. И это оправдано.

Так как принята Болонская декларация – процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства, термин «олигофренопедагог» упразднился и его место заняли термины «специальный психолог», «коррекционный психолог» и «коррекционный педагог». Да и само слово олигофренопедагог зачастую вызывает у родителей чувство отторжения, поэтому «дефектологов – олигофренопедагогов» они старательно избегают.

Вся это путница с терминологией вышла не только из-за перемен в системе высшего образования, но и из-за нас самих.

Мы сами зачастую пытаемся произвести впечатление на мам и пап и называем себя «нейрологопедами» , «нейродефектологами» и «клиническими логопедами», а иногда и чрезмерно деликатничаем и не называем вещи своими именами, боимся сказать, что данному ребенку необходим олигофренопедагог.

Поэтому стали путаться не только родители и врачи, но уже и сами дефектологи не всегда понимают, что входит в их профессиональные компетенции. Так давайте же будем называть вещи своими именами и не вводить в заблуждение себя, клиентов и врачей.

Дефектологов (коррекционных педагогов) как было 4 специализации: логопедия, олигофренопедагогика, тифлопедагогика и сурдопедагогика так и осталось. И выбор коррекционного педагога зависит от того какое нарушение у ребенка является первичным.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.