Доклад «Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Актуальность театрализованной деятельности в доу

Роль театральной деятельности в жизни детей

Доклад «Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Актуальность театрализованной деятельности в доу

И.А. Галкина (кандидат психологических наук)

Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики. Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства.

Он доставляет детям радость, стимулирует развитие психических процессов, способствует творческому развитию и формированию основ личностной культуры. Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей.

По влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место наряду с музыкой, рисованием и лепкой.

В европейских странах традиция театра для детей связана с рождественскими постановками игровых действий на библейские и фольклорные сюжеты. В России истоком театра был школьный и домашний театр.

Именно учебный театр, любительские подмостки сыграли определённую роль в появлении профессионального театра. Школьные театры, появившиеся в XVI – XVII вв. в учебных заведениях, впервые ставят пьесы о русской истории и современности. В XIX в.

большую роль в воспитании и образовании детей играют театры, созданные в гимназиях, кадетских корпусах, воспитательных домах.

Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и восприятия детей. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, она выполняет и психотерапевтическую функцию.

Рассмотрим подробнее значение театральной деятельности для развития детей:

Кругозор и общая культура

Театрализованная деятельность помогает повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

Эмоциональное развитие

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т. е. развивает его эмоциональную сферу, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Помогает эмоциональному раскрепощению ребенка, снятию зажатости, обучению чувствованию и художественному воображению.

Речь

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно расширяется и активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, реплики ставят ребенка перед необходимостью четко, ясно и понятно выражаться. У него становится лучше диалогическая речь и грамматический строй речи.

Развитие психических процессов

В процессе театрализованных игр развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение; стимулируются мыслительные операции.

Физическое развитие

В театрализованной деятельности совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

Творчество

Театрализованная деятельность – возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности его личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение и ассоциативное мышление.

Коммуникативные навыки

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость).

Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений.

Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах. Ребенок, благодаря театрализованной деятельности учится решать многие проблемные ситуации и преодолевать застенчивость.

С первыми театрализованными действиями малыши встречаются очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Желательно использовать разные возможности для того, чтобы обыграть какой – либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка.

С театрализованными представлениями дети могут также познакомиться при просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра, как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей.

Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние.

Театрализованные занятия включают разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни; просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения; упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Выбор постановки зависит от возраста детей. Чем дети младше, тем спектакль должен быть проще. Лучше всего подходят русские народные и авторские сказки. Можно взять текст сказки целиком в оригинале и разыграть его слово в слово, но интересней, если сказу изменить: добавить смешные эпизоды, слова, ввести новых героев, изменить концовку.

Пофантазируйте, например, как колобку обмануть лисичку, а козлятам – злого волка, используйте эту возможность сочинения сказки на новый лад. Интересно также сочинить собственную историю или смастерить оригинальную куклу, которая станет главным героем.

Когда уже выбран сценарий театра, нужно подумать о том, какой вид театрализованных игр лучше подойдет детям.

Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими.

Игра – наиболее доступный и интересный для ребёнка способ переработки полученных впечатлений и выражения эмоций. Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребёнку освоить правила и законы взрослых.

Игры можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребёнок имеет свой реквизит, игрушки, мебель, одежду и т. д. Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, бутафора, музыканта.

Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства.

Театрализованная игра – это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности. Творчество проявляется в том, что ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом действии, художественно передаёт замысел, варьирует своё поведение в роли, по-своему использует предметы.

В театрализованных играх игровое действие, предмет, костюм или кукла имеют большое значение, так как облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий. Все театральные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры драматизации, о которых подробнее речь пойдет во второй части нашей статьи.

Педразвитие |

Доклад «Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Актуальность театрализованной деятельности в доу

Кондратьева Любовь Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 37
Населённый пункт: Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: “Актуальность театрализованной деятельности в развитии ребёнка дошкольного возраста”
20.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Статью составила: Воспитатель МБДОУ № 37 г.Владивостока Приморского

края

Кондратьева Любовь Викторовна

« Актуальность

театрализованной

деятельности

в

развитии ребёнка дошкольного возраста»

«Театрализованная

деятельность

является

неисчерпаемым

источником

развития

чувств,

переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству.

Постановка

сказки

заставляет

волноваться,

сопереживать

персонажу

и

событиям,

и

в

процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки,

просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

Одним из основных направлений в моей педагогической деятельности является –

активизация

творческого

потенциала

ребёнка

и

включение

его

в

театрализованную

деятельность. Музыкально- театрализованную деятельность можно определить как духовно-

практическое действие, направленное на удовлетворение потребности ребёнка в познании

окружающего мира и собственного «Я» на языке художественных образов.

Целью моей работы является: совершенствование эстетического воспитания через развитие

личностной культуры ребёнка и формирование всесторонне – развитой творческой личности.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

формирование у детей представление о театре, о разных видах театрального искусства,

приобщение детей к искусству, посредством театрализованной деятельности, способностям

проявлять творчество в различных видах деятельности.

– пробуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству;

использовать в данной деятельности: театрализованные игры, музыкальные спектакли и

сказки, постановки кукольного театра;

формировать

потребность

у

детей

духовно

обогащаться

через

театрализованную

деятельность;

развивать формирование простых навыков творческое воображение дошкольников через

различные виды театрализованной деятельности.

В

процессе

театрализованных

игр,

происходит

интегрированное

воспитание

детей,

они

обучаются

выразительному

чтению,

пластике

движения,

пению,

игре

на

музыкальных

инструментах.

Создается

творческая

атмосфера,

которая

помогает

раскрыться

каждому

ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.

Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений ребёнка. Они

развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении

небольших

рассказов

и

сказок,

поддерживают

стремление

детей

самостоятельно

искать

выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную

интонацию и жест.

Театрализация является стержнем в моей работе, элементы театрализации я использую на

занятиях,

развлечениях,

праздниках,

начиная

с

младшей

группы.

Малыши

с

радостью

изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса.

Уже с младшей группы малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации,

знакомятся

с

театральной

куклой,

встреча

с

ней

помогает

детям

расслабиться,

снять

напряжение, создаёт радость.

В нашем детском саду есть куклы разных систем: Театр петрушки, театр игрушки, театр

картинок, театр на ложках, пальчиковый театр.

Много мною

разработано сценариев театрализованных праздников и

представлений:

«Путешествие

в

весенний

лес»;

«В

гостях

у

сказки»,

«Осень,

осень,

в

гости

просим»

«Сказочная карусель»; «Чьи в лесу шишки?»

Целью написания этих сценариев являлось желание:

– познакомить детей с культурным наследием русского народа;

– формировать у детей любовь к русскому фольклору, знакомить с культурой других стран,

развивать умение использовать народные песни, танцы, хороводы;

приобщать

детей

к

экологической

культуре,

расширять

и

углублять

их

знания

об

окружающем мире.

Использование театрализованного творчества позволяет:

– формировать у детей нравственное поведение (воспитывать у них отрицательное отношение

к жестокости, хитрости, трусости);

– прививать ребятам элементарную культуру поведения, расширять и углублять их знания об

окружающем мире;

– формировать у детей представление о театре как бы искусстве изображения драматических

произведений на сцене, воспитывать у малышей интерес к театрально-игровой деятельности,

совершенствовать их музыкальные способности при создании художественного образа;

развивать

у

ребят

психические

процессы

(внимание,

память,

восприятие,

мышление,

воображение);

активизировать

и

расширять

у

детей

словарный

запас,

совершенствовать

у

них

звукопроизношение,

грамматический

строй

и

навыки

связной

речи,

её

темп

и

выразительность;

совершенствовать

у

детей

моторику,

координацию,

плавность,

переключаемость

и

целенаправленность движений.

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под

музыку, слушанием и т. д., необходимость систематизировать её в едином педагогическом

процессе очевидна.

В театрализованной деятельности пользуюсь такими средствами выразительности:

во

второй

младшей

группе

формирую

простейшие

образно-выразительные

умения

(например: имитировать характерные движения сказочных животных);

в средней группе обучаю элементам образных выразительных средств (интонации, мимике

и пантомимике);

в старшей группе совершенствую образные исполнительские умения;

в подготовительной к школе группе развиваю творческую самостоятельность в передаче

образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.

В содержание занятий по театрализованной деятельности включаю:

– просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

– игры-драматизации;

– упражнения для социально-эмоционального развития детей;

– коррекционно-развивающие игры;

– упражнения по дикции;

– задания для развития речевой интонационной выразительности;

– игры-превращения («учим владеть своим телом»), образные упражнения;

– упражнения на развитие детской пластики;

– упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

– театральные этюды;

– отдельные упражнения по этике во время драматизаций;

– репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

Успешным занятием театрализованной деятельностью в нашем детском саду способствуют:

– костюмы и декорации;

– магнитофон, кассеты;

– детские музыкальные инструменты;

– различные атрибуты к занятиям;

– наличие кукол для театра (наглядный материал) и ширм;

Работая

над

артистическими

способностями

детей,

необходимо

изучать

особенности

их

воображения и оценивать уровень их развития.

Наблюдение и диагностика уровня развития музыкальных способностей детей показывают,

что дети, занимающиеся театрализованной деятельностью, имеют боле высокий уровень

развития основных музыкальных способностей, и способности эти

развиваются более

динамично, чем у детей, театрализованной деятельностью не занимающиеся.

Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью в процессе наблюдения, я обратила

внимание на следующее:

1. У детей складывается комплекс музыкальных способностей.

2 . Формируется

оценочное

отношение

к

музыке,

исполнительской

и

театрализованной

деятельности.

3. Обогащается эмоциональная сфера, активизируется творческий потенциал.

Результатом работы стали постановки музыкальных спектаклей:

– «Царевна Лягушка»,

-«Заюшкина избушка»

– «Муха Цокотуха на новый лад»,

– «Красная Шапочка»,

– «Колобок наоборот»,

-«Как котёнок маму искал»

– «Теремок»,

– «Репка»,

– «Золушка»

-«Ру-ду-ду»

К театрализации я обязательно привлекаю педагогов, которые с удовольствием берут на себя

роли героев сказок: Бабы яги, Весны, Зимы, Снегурочки, Хозяйки леса, сказочницы, феи.

Приобщаю

родителей

к

подготовке

спектаклей,

тем

самым,

стараясь

сблизить

семью

с

жизнью

детей

в

детском

саду.

Каждое

проведённое

мероприятие

поставлено,

как

самостоятельное представление.

Я планирую изучить программу «Театр – творчество – дети» Н.Ф.Сорокиной и Л.Г.Миланович

и включать в занятия этюды, развивающие речь, мимику, жесты, эмоции детей, ставить

музыкальные спектакли с детьми младшего дошкольного возраста.

Я, как педагог, занимаясь театрализованной деятельностью, получаю удовольствие, радость,

от самого процесса совместной творческой деятельности.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.