Эксперимент с куклой бобо. Эксперимент с куклой Бобо (Bobo doll)

Содержание

Социальное обучение – эксперимент с куклой Бобо

Эксперимент с куклой бобо. Эксперимент с куклой Бобо (Bobo doll)

Социальное обучение – это познавательный процесс, который происходит в социальном контексте.

Это объясняет поведенческое обучение, которое происходит в людях, исключительно благодаря их чувству наблюдения и удержания даже в отсутствие какого-либо посредника или педагога.

Он выходит за рамки традиционных методов обучения, где для обучения людей используются учебные пособия. Социальное обучение также происходит у людей через их интерпретацию вознаграждений и наказаний за действия.

Эксперимент Бобо Куклы

Альберт Бандура – психолог, заслуженный профессор социальных наук в психологии Дэвида Старра Джордана в Стэнфордском университете.

Уже почти шесть десятилетий он вносит значительный вклад в область образования и во многие области психологии.

Ему часто приписывают, что он является создателем теории социального обучения , а также отвечает за влиятельный эксперимент с куклой Бобо 1961 года.

Кукла Бобо – это надувная пластиковая игрушка с тяжелым дном. Это помогает стабилизировать куклу, когда кто-то пытается опрокинуть ее. Можно сказать, что куклу Бобо нельзя заставить лежать на боку. Эта кукла часто окрашена, чтобы напомнить клоуна. Это стало большим успехом у детей, когда впервые было представлено в 60-х годах.

Альберт Бандура провел социальный эксперимент, взяв 72 детей и заставив их принять участие в очень интересном эксперименте, который позже станет переломным моментом в мире детской психологии .

Участниками были 36 мальчиков и 36 девочек в возрасте от 3 до 7 лет. Из этих 72 детей 24 ребенка были включены в контрольную группу , что означает, что на них не будет проводиться никаких экспериментов.

Остальные 48 были организованы в две группы

  • Агрессивный – 24 ребенка, которые будут подвергаться агрессивной модели.
  • Неагрессивный – 24 ребенка, которые будут подвергаться воздействию неагрессивной модели.

Агрессивный – 24 ребенка, которые будут подвергаться агрессивной модели.

Неагрессивный – 24 ребенка, которые будут подвергаться воздействию неагрессивной модели.

Первая стадия эксперимента

Чтобы предотвратить влияние сверстников или отвлечение от других детей, каждый ребенок подвергался эксперименту индивидуально. Каждого ребенка вместе со взрослой моделью отправили в игрушечную комнату Toy Room-1, которая имела две секции. В одном из разделов ребенок остался играть с множеством интересных игрушек.

В другом разделе взрослую модель оставили с игрушечным набором, куклой Бобо и молотком. Взрослая модель играет с игрушечным набором и игнорирует куклу Бобо. Перед выходом из комнаты ребенку сказали, что ему не разрешат играть с игрушками, с которыми играла модель.

Этот процесс сопровождался всеми 48 детьми с целью создания разочарования в уме ребенка.

Теперь один за другим дети в Группе Агрессивных были снова отправлены в комнату со взрослой моделью, и на этот раз взрослая модель будет проявлять агрессивное отношение к кукле, ударяя ее молотком, пиная ее, хлопая ее, крича на это, и издавая звуки ударов. Это продолжается около десяти минут, и после этого взрослая модель покидает комнату, а ребенка переводят в новую игрушечную комнату, Toy Room-2 .

В случае группы «Неагрессивный» эта же последовательность повторялась, однако в этом случае взрослая модель продолжит играть со своей игрушкой в ​​течение десяти минут и полностью проигнорирует куклу Бобо. После этого ребенка будут вывозить из комнаты, за моделью.

Вторая стадия эксперимента

На втором этапе этого эксперимента детей из обеих групп один за другим отправляют в Игрушечную комнату-2, которая была заполнена гораздо более привлекательными игрушками, чем в Игрушечной комнате-1.

Ребенку было разрешено играть с игрушками в течение нескольких минут, и когда выяснилось, что ребенку действительно стало нравится играть с игрушками, ему сказали, что он не может больше проводить время в Игрушечной комнате-2, поскольку другие дети в ожидании, но он может вернуться и поиграть в Toy Room-1. Это было сделано для того, чтобы еще больше расстроить каждого ребенка.

Как только ребенок оказался в «Игрушечной комнате-1», ему разрешили играть там около получаса. На этот раз им сказали, что они могут поиграть с игрушками для взрослых моделей, если захотят.

Было обнаружено, что дети, которые были в Групповой Агрессии, были более агрессивными в выражении своего неудовлетворенного разочарования.

На самом деле они научились направлять свой гнев на куклу Бобо, неоднократно били ее кулаком, били молотком и кричали на нее.

Тот же эксперимент был проведен с другим набором из 48 детей, которые были разделены на группу из 24 мальчиков и еще одну группу из 24 девочек. Это было сделано для проверки влияния агрессии по признаку пола.

Выяснилось, что когда дети подвергались воздействию агрессивных моделей взрослого пола того же пола, они с большей вероятностью следовали своим агрессивным действиям , а не модели противоположного пола.

Результат эксперимента

Возможно, наиболее интересным явлением, которое наблюдалось в этом эксперименте, было то, что меньшее число детей из группы «Неагрессивные» выражало свое неудовольствие в насильственной форме по сравнению с детьми из контрольной группы, которые не подвергались воздействию какой-либо модели.

Это решительно поддержало теорию Бандуры, что дети моделируют себя, наблюдая за другими и учась на их наблюдениях. Неагрессивная модель как-то произвела на них неагрессивную манеру выражения неудовольствия.

Наконец, также выяснилось, что мальчики, как правило, более агрессивны, чем девочки . Когда все случаи агрессии были суммированы, было обнаружено, что дети мужского пола продемонстрировали 270 агрессивных действий – таких как крик на куклу Бобо, удар по ней молотком, удар ногой или пощечина – по сравнению со 128 агрессивными действиями, демонстрируемыми женщинами.

Теперь известные результаты этого эксперимента вызвали революцию в понимании психики детей и изменили отношение людей к образованию. Это привело к появлению другого вида обучения, называемого социальным обучением , которое сосуществовало с нашими традиционными методами обучения в течение многих лет.

Однако ничто так не привлекло к нему внимание, как эксперимент с куклой Бобо. Фактически, этот эксперимент является одним из наиболее часто цитируемых экспериментов всех времен и стал настолько тесно связанным с Альфредом Бандурой, что люди теперь называют Бандуру парнем с куклой Бобо, а игрушки – куклой Бандуры .

Эксперимент с куклой Бобо с вознаграждением и наказанием

В 1961 году Альберт Бандура продолжил свое исследование с другим набором участников, но на этот раз он представил концепцию вознаграждения и наказания за поступки . Дети в возрасте от 3 до 7 лет были разделены на три отдельные группы –

  • Reward Group – модель была вознаграждена за агрессивное поведение.
  • Группа наказаний – модель была наказана за агрессивное поведение.
  • Контрольная группа – модель ничего не сказала за его агрессивное поведение.

Reward Group – модель была вознаграждена за агрессивное поведение.

Группа наказаний – модель была наказана за агрессивное поведение.

Контрольная группа – модель ничего не сказала за его агрессивное поведение.

Участникам группы наказания показали видео, на котором взрослая модель будет издеваться, бить и кричать на куклу Бобо. После этого модель получит выговор, будет наказан и предупрежден о том, что никогда не будет делать это снова.

Участникам Reward Group было показано то же видео, однако произошли небольшие изменения: позже модель была вознаграждена конфетами и получила приятные звуки, такие как «Молодцы!», «Браво!» И т. Д.

Участникам контрольной группы будет показано то же видео, однако модель не будет ни вознаграждена, ни сделана выговор за его / ее действия. было снято после того, как жестокое обращение с куклой Бобо было закончено.

После показа этого видео участники остались индивидуально в игрушечной комнате с куклой Бобо. Было отмечено, что дети из группы наказания проявляют менее агрессивное поведение по отношению к кукле Бобо по сравнению с детьми из контрольной группы и детьми из группы вознаграждений.

Хотели бы вы угадать, какая группа имела наибольшее количество участников, демонстрирующих агрессивное поведение? Ну, нет смысла гадать там – да, это была Reward Group . Результаты эксперимента показывают, что поощряющие или наказывающие действия определенно влияют на то, имитируется ли соответствующее поведение или нет. Этот способ обучения был назван моделированием .

Что говорит нам моделирование?

Моделирование показывает, что дети учатся моделировать свое поведение, подражая действиям окружающих их людей, и на их изучение действия в значительной степени влияет вознаграждение или наказание за это конкретное действие. Их понимание хороших или плохих действий основано на том, что сначала они наблюдают за этим действием, а затем подражают ему, если действие вознаграждено, и избегают его, если оно наказано.

В течение многих лет велись горячие споры о том, какое влияние насилие, изображаемое в СМИ, оказывает на психику молодых людей. Эксперимент Бандуры с куклой Бобо был первым, который предоставил убедительные доказательства того, что существует значительная связь между тем, что дети наблюдают, и тем, что они практикуют.

Из трех групп детей одна группа была создана для просмотра фильма, где человеческая модель агрессивно относилась к кукле Бобо .

Во второй группе детям был показан фильм с похожей темой, однако в данном случае это был анимационный фильм, и вместо человека существовала мультипликационная кошка, надругавшаяся над куклой Бобо.

Всем детям в обеих этих группах показывали фильм по отдельности, чтобы на их поведение не влияли наблюдения и анализ сверстников. Третья группа была контрольной группой.

Детей из второй группы индивидуально отводили в комнату для игрушек, где им рассказывали вещи, которые повышали уровень их раздражения, а затем оставляли с куклой-бобо.

Было замечено, что дети из первой и второй группы были заметно более агрессивными по отношению к кукле Бобо по сравнению с детьми в контрольной комнате.

У них даже был тот же выбор оружия, который использовались их моделями в соответствующих видео на кукле Бобо.

Эксперимент Бобо Куклы – Теории – 2020

Эксперимент с куклой бобо. Эксперимент с куклой Бобо (Bobo doll)

Заставляет ли насилие, которое дети наблюдают в телевизионных программах, фильмах и видеоиграх, вести себя агрессивно? Это горячий вопрос сегодня, но он также был очень интересен 50 лет назад, когда психолог провел эксперимент, известный как эксперимент с куклой Бобо, чтобы определить, как дети учатся агрессии посредством наблюдения.

Что такое эксперимент с куклой Бобо?

Являются ли агрессия и насилие изученным поведением? В знаменитом и влиятельном эксперименте, известном как эксперимент с куклой Бобо, Альберт Бандура и его коллеги продемонстрировали, как дети учатся агрессии. Согласно теории социального обучения Бандуры, обучение происходит посредством наблюдений и взаимодействия с другими людьми. По сути, люди учатся, наблюдая за другими, а затем подражая этим действиям.

Агрессия лежит в основе многих социальных проблем – от межличностного насилия до войны. Неудивительно, что этот предмет является одной из наиболее изученных тем в психологии. Социальная психология является подполем, посвященным изучению человеческого взаимодействия и группового поведения, и ученые, работающие в этой области, предоставили большую часть исследований по человеческой агрессии.

Предсказания Бандуры

Эксперимент включал воздействие на детей двух разных моделей взрослых; агрессивная модель и неагрессивная. После того, как дети стали свидетелями поведения взрослых, их поместили бы в комнату без модели и наблюдали, будут ли они имитировать поведение, свидетелем которого они были ранее.

Бандура сделал несколько предсказаний о том, что произойдет:

  1. Он предсказал, что дети, которые наблюдали агрессивное поведение взрослого, вероятно, будут вести себя агрессивно, даже если взрослой модели не будет.

  2. Дети, которые наблюдали неагрессивную взрослую модель, были бы менее агрессивными, чем дети, которые наблюдали агрессивную модель; неагрессивная группа воздействия также будет менее агрессивной, чем контрольная группа.

  3. Дети с большей вероятностью будут подражать моделям одного пола, а не моделям противоположного пола.
  4. Мальчики будут вести себя более агрессивно, чем девочки.

Метод, использованный в эксперименте с куклой Бобо

Участниками эксперимента были 36 мальчиков и 36 девочек, зачисленных в детский сад Стэнфордского университета. Возраст детей варьировался от 3 до почти 6 лет, а средний возраст участников составил 4 года 4 месяца.

Всего было восемь экспериментальных групп. Из этих участников 24 были отнесены к контрольной группе, которая не получала лечения. Остальные дети были затем разделены на две группы по 24 участника в каждой. Одна из экспериментальных групп была затем подвергнута воздействию агрессивных моделей, в то время как другие 24 ребенка подвергались воздействию неагрессивных моделей.

Наконец, эти группы снова были разделены на группы мальчиков и девочек. Затем каждая из этих групп была разделена таким образом, что половина участников была подвержена воздействию модели одного пола для взрослых, а другая половина – модели противоположного пола для взрослых.

Перед проведением эксперимента Бандура также оценил уровень агрессии у детей. Затем группы были подобраны одинаково, чтобы они имели средний уровень агрессии.

Процедуры, использованные в эксперименте с куклой Бобо

Каждый ребенок был проверен индивидуально, чтобы убедиться, что на поведение не будут влиять другие дети. Сначала ребенка привели в игровую комнату, где нужно было исследовать различные виды деятельности.

Затем экспериментатор пригласил взрослую модель в игровую комнату и предложил модели сесть за стол и принять участие в мероприятиях. В течение десяти минут взрослые модели начали играть с игрушками-повозками.

В неагрессивном состоянии взрослая модель просто играла с игрушкой и игнорировала куклу Бобо в течение всего периода. Однако в агрессивных модельных условиях взрослые модели жестоко нападают на куклу Бобо.

«Модель положила Бобо на бок, села на него и несколько раз ударила кулаком по носу. Затем модель подняла куклу Бобо, подняла молоток и ударила куклу по голове. После агрессии молотка модель агрессивно подбросил куклу в воздух и пнул ее по комнате. Эту последовательность физически агрессивных действий повторили три раза, перемежая словесно-агрессивными реакциями ».

В дополнение к физической агрессии, взрослые модели также использовали словесно-агрессивные фразы, такие как «Kick ему» и «Pow». Модели также добавили две неагрессивные фразы: «Он, конечно, крутой парень» и «Он продолжает возвращаться снова и снова».

После десятиминутного воздействия модели для взрослых каждый ребенок был доставлен в другую комнату, в которой находилось множество привлекательных игрушек, включая набор для кукол, пожарную машину и игрушечный самолетик. Тем не менее, детям сказали, что им нельзя играть ни с одной из этих соблазнительных игрушек. Целью этого было повышение уровня разочарования среди молодых участников.

Наконец, каждый ребенок был доставлен в последнюю экспериментальную комнату. В этой комнате находилось несколько «агрессивных» игрушек, в том числе молоток, шарик на привязи с нарисованным на нем лицом, дартс-ружье и, конечно же, кукла Бобо.

В комнате также было несколько «неагрессивных» игрушек, в том числе цветные карандаши, бумага, куклы, пластиковые животные и грузовики.

Затем каждому ребенку было разрешено играть в этой комнате в течение 20 минут, в то время как оценщики наблюдали за поведением ребенка из-за одностороннего зеркала и оценивали уровень агрессии каждого ребенка.

Каковы были результаты эксперимента с куклой Бобо?

Результаты эксперимента подтвердили три из четырех первоначальных прогнозов.

  1. Дети, выставленные фиолетовой модели, имели тенденцию подражать точному поведению, которое они наблюдали, когда взрослого больше не было.
  2. Бандура и его коллеги также предсказывали, что дети в неагрессивной группе будут вести себя менее агрессивно, чем дети в контрольной группе.

    Результаты показали, что, хотя дети обоих полов в неагрессивной группе демонстрировали меньшую агрессивность, чем контрольная группа, мальчики, которые наблюдали за моделью противоположного пола, ведут себя неагрессивно, с большей вероятностью, чем в контрольной группе, участвовали в насилии,

  3. Существовали важные гендерные различия, когда речь шла о том, наблюдалась ли модель одного пола или противоположного пола. Мальчики, которые наблюдали агрессивное поведение взрослых мужчин, находились под большим влиянием, чем те, кто наблюдал агрессивное поведение моделей женского пола. Интересно, что экспериментаторы обнаружили в однополых агрессивных группах, что мальчики чаще имитировали физические акты насилия, в то время как девочки чаще имитировали словесную агрессию.
  4. Исследователи также были правы в своих предположениях, что мальчики будут вести себя более агрессивно, чем девочки. Мальчики совершали более чем в два раза больше актов агрессии, чем девочки.

Так что же предлагают результаты Бандуры?

Результаты эксперимента с куклой Бобо подтверждают теорию социального обучения Бандуры.

Бандура и его коллеги полагали, что эксперимент демонстрирует, как конкретные формы поведения могут быть изучены посредством наблюдения и имитации.

Авторы также предположили, что «социальная имитация может ускорить или сократить приобретение новых форм поведения без необходимости усиления последовательных приближений, как предполагает Скиннер».

По словам Бандуры, агрессивное поведение взрослых моделей по отношению к куклам заставило детей поверить, что такие действия были приемлемы. Он также предположил, что в результате дети могут быть более склонны реагировать на разочарование агрессией в будущем.

В последующем исследовании, проведенном в 1965 году, Бандура обнаружил, что, хотя дети с большей вероятностью имитируют агрессивное поведение, если взрослую модель вознаграждают за его или ее действия, они гораздо реже подражают, если видят, что взрослую модель наказывают или выговор за их враждебное поведение.

Критика эксперимента с куклой Бобо

Как и в любом эксперименте, исследование куклы Бобо не без критики:

  • Поскольку эксперимент проводился в лабораторных условиях, некоторые критики предполагают, что результаты, наблюдаемые в этом типе местоположения, могут не свидетельствовать о том, что происходит в реальном мире.
  • Исследование может пострадать от смещения выбора. Все участники были взяты из узкого круга студентов, которые имеют одинаковый расовый и социально-экономический фон. Это затрудняет обобщение результатов для более широкой и разнообразной популяции.
  • Поскольку данные были собраны немедленно, также трудно понять, каким могло быть долгосрочное воздействие.
  • Насильственное отношение к кукле сильно отличается от проявления агрессии или насилия по отношению к другому человеку в реальном мире.
  • Также было высказано предположение, что у детей не было мотивации проявлять агрессию, когда они ударяли куклу Бобо; вместо этого они, возможно, просто пытались угодить взрослым.
  • Некоторые критики утверждают, что само исследование неэтично. Они утверждают, что, манипулируя детьми, чтобы они вели себя агрессивно, экспериментаторы по сути учили детей быть агрессивными.

Слово от Verywell

Эксперимент Бандуры остается одним из самых известных исследований в психологии. Сегодня социальные психологи продолжают изучать влияние наблюдаемого насилия на поведение детей.

За полвека, прошедшие после эксперимента с куклой Бобо, были проведены сотни исследований о том, как наблюдение за насилием влияет на поведение детей.

Сегодня исследователи продолжают размышлять над вопросом о том, означает ли насилие, которое дети наблюдают по телевидению в фильмах, в агрессивном или насильственном поведении в реальном мире.

Альберт Бандура и его теория социального научения. Применение в образовании

Эксперимент с куклой бобо. Эксперимент с куклой Бобо (Bobo doll)

Теория социального научения или социального когнитивизма Альберта Бандуры является одной из самых влиятельных теорий обучения.

В этой статье психолог CogniFit (“КогниФит”)Патрисия Санчес Сейсдедос расскажет вам о том, кто такой Альберт Бандура и какие эксперименты он проводил.

Вы узнаете об основных положениях теории социального или викарного научения, а  также о том, как методы данной теории можно использовать в образовании и воспитании.          

Кто такой Альберт Бандура и его интерес к исследованию процесса обученияльберт Бандура

Психолог Альберт Бандура родился в Канаде 4 декабря 1925 г. Альберт Бандура проводил психологические исследования процесса обучения, отдавая решающую роль когнитивному аспекту.

Другими словами, Альберт Бандура опирался в своих исследованиях на социально-когнитивную теорию, основанную на том, что поведение человека обуславливается взаимодействием между субъектом (толкования) и окружающей средой (наказания и ответная реакция).

На основе этого Альберт Бандура разработал свою знаменитую теорию социального или викарного научения, также называемую теорией социального когнитивизма или концепцией научения через моделирование.

Теория социального или викарного научения: обучение через наблюдение

Согласно Альберту Бандуре,  та картина действительности, на базе которой мы действуем, является результатом нашего опыта, полученного от других людей (викарный опыт).

И таким образом мы обучаемся ежедневно. У каждого из нас есть люди, являющиеся примером для подражания в различных жизненных сферах: наши родители, преподаватели, коллеги по работе, друзья, публичные люди и “звёзды”, которые нас вдохновляют и т.д.

Мы повторяем поведение других людей, практически не отдавая себе в этом отчёт. Тем не менее, это не происходит автоматически. Мы выбираем модель для подражания, внимательно наблюдаем, запоминаем, оцениваем, имеет ли смысл подражать или нет и т.д.

Ваш ребёнок чрезмерно подвижен, не может заниматься и усидеть на одном месте, испытывает трудности с вниманием и концентрацией? Проведите нейропсихологический тест CogniFIt на риск присутствия синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без нёё (СДВГ) прямо сейчас!

В рамках теории викарного обучения эта оценка крайне важна. По сути, это то, что отличает теорию Альберта Бандуры от других теорий обучения, и то, из-за чего вспоследствии его теорию назовут социально-когнитивной.

С помощью нашей памяти мы мысленно воспроизводим картины поведения, которые мы наблюдали у нашего объекта для подражания. Мы также используем внутренний диалог и вспоминаем, что происходило в тот момент.

Затем мы принимаем решение, хотим ли мы повторить увиденную модель поведения или нет, сделаем ли мы это идентично или внесём изменения…Мы даже можем менять эту модель в зависимости от наших целей.

Тут уже вступает в игру мотивация каждого человека и его заинтересованность в данном виде поведения.

От теории к практике

Чтобы эмпирически обосновать свою теорию, Альберт Бандура провёл эксперимент с куклой “Бобо”. Таким образом он попытался применить на практике теорию обучения через наблюдение (иными словами, теорию о влиянии увиденной человеком модели поведения других людей на его собственное поведение) на примере агрессивности.

Целью исследований было выяснить, как влияет на детей наблюдение за сценами насилия (в дальнейшем также было проведён эксперимент для изучения влияния увиденных по телевизору агрессивных действий).

В этом видео вы сможете увидеть как проводился эксперимент. Не забудьте включить субтитры на русском языке.

Как проводился эксперимент?

Как вы можете наблюдать, кукла Бобо напоминает неваляшку, которая автоматически принимает обратно вертикальное положение при ударе или опрокидывании.

В опыте участвовали две эксперименальные группы (ЭГ1 и ЭГ2) и одна контрольная группа (КГ). Каждая экспериментальная группа состояла из 24 детей (мальчиков и девочек поровну). Контрольная группа также состояла из 24 детей, мальчиков и девочек в одинаковом соотношении.

  • ЭГ1: 24 ребёнка обоих полов. Была разделена на 2 группы по 12 человек в каждой.
  • ЭГ1A: Наблюдали за женщиной, которая осуществляла агрессивные действия по отношению к кукле.
  • ЭГ1Б: Наблюдали за мужчиной, который совершал агрессивные действия по отношению к кукле.
  • ЭГ2: Эти дети наблюдали за НЕагрессивными действиями по отношению к кукле.
  • ГК: 24 ребёнка. 12 мальчиков и 12 девочек. Им просто показывали куклу, без предварительного наблюдения за какими-либо действиями других людей по отношению к кукле.

Выводы, которые сделал Альберт Бандура:

  • ЭГ1 (дети, наблюдавшие за агрессивными действиями) действовали по отношению к кукле агрессивнее по сравнению с детьми из других групп.
  • Мальчики были более склонны к повторению физически насильственных действий, чем девочки. При этом значительной разницы между мальчиками и девочками в вербальной агрессии не наблюдалось.
  • Девочки больше повторяли модель поведения женщины,  а мальчики – мужчины (сходство с моделью для подражания).

Однако не всё так просто. Для реализации какого-либо типа поведения недостаточно только наблюдения и модели, которая воспроизводит данный тип поведения.

Более того, чтобы модель поведения была перенята, она должна быть “привлекательной и интересной” для повторяющего её. Здесь также важнейшую роль играет культура. Не каждый человек может стать примером для ребёнка во всех жизненных ситуациях.

Это правда, что ребёнок, наблюдающий за агрессивным поведением, включает его в свой поведенческий репертуар, что, в свою очередь, повышает вероятность агрессивных действий с его стороны. Однако это не определяет поведение ребёнка полностью.

Люди наделены сознанием, способностью принимать решения и делать выбор. Поэтому, приобретя какое-либо знание или навык, ребёнок должен захотеть его использовать в данный момент. Другими словами, в зависимости от своих целей выбрать самую правильную, с его точки зрения, линию поведения.

В данном эксперименте на детей влияло то, что им показывали как обращаться с предметом, с которым у них не было предварительного опыта обращения (кукла была новым, неизвестным им объектом).

В связи с этим в какой-то степени свобода детей была ограничена, поскольку им показывали как себя вести.

Другими словами, поведения ребёнка будет отличаться в зависимости от возможностей выбора, которые у него будут в тот или иной ситуации.

Теория социального или викарного научения Альберта Бандуры. Процессы

Альберт Бандура выделил четыре процесса, которые задействованы в социальном или викарном научении:

1. Внимание

Необходимо, чтобы внимание наблюдающего было сфокусировано на модели, за которой он наблюдает. Любой отвлекающий фактор прервёт задание.

2. Сохранение

Важнейшую роль играет память. Человек должен сохранить в своей памяти новый тип поведения для того, чтобы воспроизвести его в дальнейшем.

3. Воспроизведение

Кроме реализации на практике определённого вида поведения человек должен быть способен воспроизвести это поведение символически.

Другими словами, даже если ребёнок будет много наблюдать за игрой любимого теннисиста, он не сможет так же бить по мячу, как он, поскольку для этого нужны определённые моторные навыки.

Ребёнок может воспроизводить тип движения и действия, однако для корректного вопроизведения нужны повторение и тренировка.

Кроме того, необходимы определённые когнитивные способности, чобы суметь привести в действие все механизмы. Другими словами, ребёнок должен дойти до определённого уровня когнитивного развития.

4. Мотивация

Даже если человек запоминает наблюдаемое им поведение, для того чтобы повторить его, нужно желание это сделать. Мотивы у нас могут быть самые разные, например:

  • Полученное подкрепление/наказание: на основе теории бихевиоризма или поведенческого подхода. Когда мы уже воспроизвели какой-то тип поведение и получили за это что-то хорошее (подкрепление). Это означает, что мы снова будем повторять данный вид поведения, чтобы получить это же подкрепление.
  • Будущие подкрепления/наказания: ожидания того, что мы хотим достичь. Мы представляем последствия.
  • Викарное подкрепление/наказание: то, что получила или достигла модель, за поведением которой мы наблюдали.

1. Наблюдательное обучение в образовании

Дети во всём мире принимают во внимание поведение взрослых, чтобы запомнить и перенять модели и линии поведения…Они учатся, беря за эталон определённых людей. Альберт Бандура говорит:

“К счастью, поведение людей в основном построено на моделировании через наблюдение”.

Это помогает избежать множество проб и ошибок, поскольку у ребёнка есть возможность наблюдать за ситуацией, поведением и последствиями.

Однако дети не обращают внимание и не запоминают все виды поведения модели, это зависит от различных факторов, таких как сложность, настройка когнитивного навыка, значимость и авторитет взрослого-модели для ребёнка, а также функциональной ценности моделируемого поведения.

Таким образом, был сделан вывод о том, что дети, как правило, в большей степени имитируют простые, близкие к их уровню когнитивной компетентности вознаграждаемые типы поведения, демонстрируемые авторитетными для них моделями в момент, когда они активно наблюдают за такой моделью-объектом подражания.

С точки зрения социально-когнитивной теории научения, мы можем применять эти знания на практике в школе различным образом. Желательно, чтобы преподаватель или воспитатель воспринимался детьми как авторитетный человек, постоянно обучающий их новым вербальным, поведенческим и символическим моделям.

Эффективность будет зависеть от согласованности моделей, их соответствия компетентности учеников, аффективной валентности, а также эффективности того, как преподаватель или воспитатель будет представлять эти модели.

С другой стороны, ученики получают возможность наблюдать и запоминать, что говорят и делают не только учителя, но и их одноклассники, тем самым тренируя навыки наблюдательного обучения.

2. Прогнозирование и обучение в образовании

Бандура выделяет прогнозирование как очень важный элемент при обучении детей, поскольку они очень быстро усваивают каковы последствия их поведения, умея различать их в зависимости от ситуации.

Например, иногда родители спрашивают себя, почему с некоторыми учителями дети ведут себя прекрасно, а с другими плохо? Или, например, задают себе вопрос, почему ребёнок игнорирует родителей до тех пор, пока не выведет их из себя?

Это происходит из-за прогнозов, которые делают дети. Например, если каждый раз, когда Иван сидит на месте, учитель “А” это не оценивает (не хвалит его), Иван будет делать то, что ему нравится или интересно в данный момент.

Если же учитель “Б” каждый раз, когда Иван пытается встать, ругает и делает замечание о том, что нужно оставаться на своих местах, то это научит детей не только сидеть на уроке, но и также садиться сразу, как учитель начинает повышать голос.

Поэтому Иван и другие дети запомнят, что на уроке учителя “А” можно себя вести как вздумается, в том время как если учитель “Б” начинает гневаться и повышать голос, то нужно сесть. 

Именно поэтому, согласно теории социального научения, преподаватель не только учит детей как нужно себя вести, но и создаёт ситуации и модели ответного поведения.

С другой стороны, ожидания людей, в данном случае детей, необязательно должны быть связаны с личным опытом. Например, если самый популярный мальчик в классе демонстирует деструктивное или проблемное поведение, многие будут ему подражать, чтобы достичь того же: популярности и внимания.

Эти знания очень полезно применять в школе, главное – делать это правильно. Что действительно эффективно, это поощрение ученика за хорошие поступки для того, чтобы он стал примером для большинства других детей. Это гораздо эффективнее, чем заострять внимание на проступках.

3. Мотивация и обучение в образовании

Альберт Бандура считает, что последствия поведения (такие, как подкрепления и наказания) играют значительную роль соответственно в усилении или ослаблении того или иного типа поведения.

Это главное в мотивации и то, на чём базируется классическое обучение.

Однако разница в модели Бандуры и Скиннера заключается в том, что, согласно теории Альберта Бандуры, последствия создают ожидания, которые, в свою очередь, будут усиливать или ослаблять данный тип поведения в будущем. В отличие от Скиннера, который определяет последствия как некие детерминанты, являющиеся результатом повторения типа поведения.

Поэтому, следуя предположениям Альберта Бандуры, предполагаемые последствия контролирует поведение больше, чем реальные. Это объясняет почему ребёнок так себя ведёт, понимая, что может не достичь желаемого. Почему ребенок целыми днями пытается привлечь всеобщее внимание на уроке, хотя зачастую у него это не получается?Потому что знает, что однажды у него это уже получилось.

Люди анализируют причинно-следственные связи и делают выводы из этой информации.

4. Мышление и регулирование когнитивных процессов в образовании.

Как мы уже выяснили раньше, согласно Альберту Бандуре, в основе поведения лежит мышление. Когда ребёнок учится, важно, чтобы он выстраивал концептуальные символические представления. Иными словами, понимал контекст, поведение и задавался вопросом – почему?

Альберт Бандура считает, что если ребёнок не понимает последствия свого поведения, он не сможет обучиться правильно.

Базируясь на теории социального научения, в школе мы должны объяснять детям, зачем они учатся, чего они достигнут и каковы цели обучения. В противном случае, согласно данной теории, они будут получать знания “на автомате”, не понимая, зачем им это нужно.

Кроме того, постоянное осознанное повторение того или иного вида поведения приведёт к тому, что такое поведение будет естественным для детей, и они смогут лучше сосредоточиться на учёбе.

А вы когда-нибудь слышали об этом психологе? Есть ли у вас идея, как можно использовать в учёбе его теорию? Что вы думаете о теории социального когнитивизма? Вы с ней согласны?

Перевела с испанского Анна Иноземцева

Не считайте факт детского подражания вымыслом психологов

Эксперимент с куклой бобо. Эксперимент с куклой Бобо (Bobo doll)

Англичане говорят так — не воспитывайте детей, всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя.

Насколько это верно, можно косвенно убедиться по результатам эксперимента учёного Альберта Бандуры, проведённого в 1961 году и получившего название «кукла Бобо».

В то время этичность подобных опытов не ставилась под вопрос, чем светила науки невозбранно воспользовались. Что ужасного в эксперименте? Не переживайте, на крюке в подвале никого не подвешивали, кожу ни с кого тоже не сдирали, впрочем, давайте по порядку.

Предыстория и цели

Господин Бандура был активным сторонником теории социального научения, и считал, что модели поведения, увиденные человеком со стороны, оказывают серьёзное влияние на его собственное поведение.

В предшествовавших «кукле Бобо» опытах он убедился, что дети в присутствии взрослых охотно копируют их манеры поведения. Теперь он ставил задачу выяснить, насколько сильно они будут копировать действия, в частности, агрессивные, которые они наблюдали у взрослых, в их отсутствие.

Средства и способы проведения эксперимента

Испытуемыми стали по 36 детей обоих полов возрастом от 3 до 6 лет, воспитанников детсада при университете Стэнфорда. В качестве моделей, за которыми наблюдали дети, выступали мужчина и женщина, ассистенты доктора Бандуры.

Перед проведением испытаний выявлялось обычное поведение ребёнка в условиях детского сада, в части его агрессивного поведения относительно неодушевлённых предметов.

Это делалось для того, чтобы была возможность посмотреть, что поменялось во время эксперимента, стал ли ребёнок вести себя иначе. Помимо контрольной группы, состоявшей из 24 детей, была создана экспериментальная из 8.

Подбор членов групп осуществлялся по результатам проведённых наблюдений.

Половина испытуемых наблюдала со стороны взрослого агрессивные действия, половина — неагрессивные, затем члены группы были разделены по критерию пола. Дети одной половины групп далее наблюдали за действиями модели одного с ними пола, другие — противоположной. Контрольной группе никаких действий не демонстрировалось.

Ход опыта

В комнату помещали детей и множество игрушек, наиболее нравившихся им. В противоположном углу комнаты находился конструктор, молоток и полутораметровая надувная кукла Бобо.

Экспериментатор сообщал детям, что эти игрушки для взрослого и уходил из комнаты.

Далее, заходил взрослый и в зависимости от группы испытуемых, либо просто мирно играл с конструктором, либо, после минутной паузы, начинал изгаляться над Бобо и продолжал это увлекательное занятие на протяжении определённого времени.

Чтобы убедиться, что дети именно копируют поведение взрослых, решено было, что бедолажного Бобо будут не просто бить, а издеваться над ним с чувством, толком и расстановкой — садиться на него сверху, колотить по голове молотком, пинать, швырять по всей комнате, сопровождая действия агрессивными репликами вроде «на, получи», и парой относительно нейтральных фраз. При этом, для пущего усвоения ребёнком манер поведения в приличном обществе, процедуру экзекуции проделывали трижды.

Спустя десять минут экспериментатор вёл ребёнка в следующую комнату, находившуюся в здании напротив. В ней в том же порядке, что и в предыдущей, находились такие же игрушки, включая конструктор, Бобо и молоток.

Перед тем как туда попасть, экспериментатор раздражал испытуемого следующим образом.

Между первой и второй комнатами была промежуточная игровая комната с любимыми этим ребёнком игрушками, куда его помещали на 20 минут, дав возможность начать игру, выждав пару минут, запретив играть и добавив, что все игры будут в следующей комнате.

Результаты

Не буду утомлять вас, приводя гипотезы, выдвинутые Бандурой и его командой непосредственно перед опытом. Перейдём сразу к результатам.

Во-первых, те дети, которые наблюдали агрессию со стороны взрослых относительно Бобо, значительно охотнее принялись за истязание куклы, нежели те, что наблюдали мирную возню с конструктором, или чем те, что вообще ничего не наблюдали (контрольная группа).

Второе — те мальчики, которые наблюдали за собирающим конструктор взрослым, вели себя более мирно, чем мальчики из контрольной группы, и по большей части тоже занялись конструированием.

В-третьих, была чётко выявлена тенденция к большему копированию поведения взрослого того же пола, что и испытуемый, по сравнению с противоположным полом.

Четвёртое — для мальчиков физическая агрессия оказалась более предпочтительной формой поведения, чем для девочек, чего нельзя сказать о словесной. Здесь особой разницы выявлено не было.

И что с того?

А то, друзья мои — если вы чему-то хотите научить ребёнка, не талдычьте ему по сто раз, что можно, а чего нельзя, а показывайте живой пример. В этом случае постулат «что можно вору, нельзя воришке» не пройдёт.

Больше всего умиляют родители, пытающиеся внушить своему чаду простые истины о вреде курения, а при этом сами дымящие, как паровозы. В лучшем случае дитя намотает себе на ус что-нибудь вроде «стану постарше, начну курить». А может, и не станет дожидаться, чего время терять-то? То же самое справедливо для нецензурной брани, горячительных напитков, да любых, хороших или не очень, привычек.

Касательно же физической агрессии — да, настоящий мужчина должен уметь и борщ сварить, и люлей ввалить, но не стоит приучать детей к тому, что этот вариант приемлем и желателен. Подобных моделей поведения в доме ребёнок не должен видеть ни в коем случае — никакой ругани, ссор, а тем более, рукоприкладства. Посему, воспитывайте себя, господа взрослые.

9 неоднозначных экспериментов с участием детей, которые вызывают бурю праведного возмущения

Эксперимент с куклой бобо. Эксперимент с куклой Бобо (Bobo doll)

Мудрость и знания не достаются людям просто так, а приходят после многих проб и ошибок. Благодаря ученым, которые не боялись экспериментировать, ошибаться, рисковать и повторять свои попытки снова и снова, мир получил электрическую лампочку и рентген, первую вакцину и расшифровку ДНК.

Вот только изучение человеческой природы — вопрос намного более деликатный. А уж если речь идет об опытах, в которых принимают участие дети, то подобные эксперименты и вовсе не выдерживают никакой критики. Ошибка здесь может иметь ужасные последствия для жизни маленького человека.

Мы в AdMe.ru собрали 9 экспериментов с участием детей, которые вызывают бурю праведного негодования. Очень многие исследователи и ученые явно перегнули палку в своем стремлении к познанию, хотя благодаря одному из них мир получил вакцину от оспы.

1. Кукла Бобо, или как дети копируют поведение взрослых

© Everywhere Psychology /  

В середине XX века психолог Альберт Бандура захотел выяснить, насколько далеко готовы зайти дети, повторяя агрессивное поведение взрослых. Он взял большую надувную куклу-клоуна, назвал его Бобо и снял несколько видео. На одном из них взрослый обнимает куклу, играет с ней, а на втором ругает ее, толкает и даже бьет резиновым молотком.

Потом он разделил детей на три группы. Одной он показал видео без насилия, второй — жестокий вариант, а третьей вообще ничего не показывал. Детей по очереди пускали в комнату, в которой находился Бобо, а также игрушечные молотки и пистолеты.

Дети, которые смотрели агрессивное видео, без малейших сомнений начали издеваться над куклой. Так же, как и взрослый, они ругали ее, пинали, били молотками и угрожали пистолетом. В остальных двух группах не было даже намека на насилие.

В чем смысл? Дети имитируют поведение взрослых и порой делают это совершенно бездумно. Поэтому, если ваш ребенок стал употреблять матерные слова, бить соседских детей или хамить бабушке и дедушке, присмотритесь: за кем он повторяет?

2. Вырастить шимпанзе как сестру собственного сына

© A/V Geeks /  

В 30-х годах XX века ученые все еще пытались понять, как много в интеллекте человека передается по наследству, а что можно изменить воспитанием. Была даже весьма безумная теория о том, что шимпанзе не могут говорить и не знают хороших манер только по той причине, что их не растят как человеческих детей.

Психолог Уинтроп Келлог решил проверить данную теорию на практике. У него родился сын Дональд, и семья взяла на воспитание 7-месячную самку шимпанзе по имени Гуа и стала растить ее вместе с родным сыном, словно они были братом и сестрой.

Вот только все пошло не по плану. Гуа хоть и научилась держать ложку в руках и немного понимать человеческую речь, но в целом не сильно сдвинулась в своем развитии. А вот Дональд, наоборот, стал многое повторять за своей «сестрой»: прыгать, пищать и кусаться. К полутора годам он освоил только три слова. Эксперимент в срочном порядке пришлось прекратить.

В чем смысл? Ребенок может также копировать манеру поведения животных, и различные истории о детях-маугли это подтверждают. С другой стороны, попытка «очеловечить» животное, даже близкого к нам примата, не увенчалась успехом.

3. Сломанная кукла, или как навязать ребенку чувство вины

Психологи из Университета Айовы решили довольно жестоким способом выяснить, как у детей появляется чувство вины. В этом им помог эксперимент со сломанной куклой. Взрослый показывал ребенку игрушку и рассказывал, как она ему дорога, как он ее любит и как много всего с нею связано. Затем он давал ее малышу с просьбой быть очень осторожным.

Как только кукла оказывалась у ребенка, запускался специальный механизм и она ломалась прямо в детских руках. Согласно инструкциям психологов, взрослый должен был молча смотреть на малыша целую минуту.

Сложно представить, что творилось в голове у ребенка, который и так чувствует себя виноватым, а тут еще на него смотрят с укором в полной тишине. Через некоторое время взрослый возвращался с такой же игрушкой, только целой, объясняя, что ничьей вины в этом нет. Сомневаемся, что ребенок тут же чувствовал облегчение.

В чем смысл? Дети, которые приняли участие в этом эксперименте, в следующие годы вели себя довольно сдержанно и примерно. Но вряд ли потому, что научились здоровому чувству вины. Скорее всего, причиной такого поведения стал страх расстроить другого человека. А возможно, и вывод, что от взрослых всего можно ожидать.

4. Принудительное превращение Брюса в Бренду

© Ibrahim utopien /   © David Reimer / wikipedia  

Брюс Реймер вместе с братом-близнецом родился в 1965 году в Канаде. В возрасте 8 месяцев мальчику делали обрезание и по врачебной ошибке сожгли часть полового органа. Психолог Джон Мани дал родителям радикальный совет: провести операцию по смене пола и растить сына как дочку.

Родители решили, что это хорошая идея. А для доктора Мани это был отличный способ доказать свою теорию, что именно воспитание, а не природа определяет гендерную идентификацию человека.

Однако Брюс не желал становиться Брендой, носить платья и играть с куклами, а хотел быть таким же мальчишкой, как и его брат. Джон Мани уверял, что это «трудный возраст» и все пройдет. Но с годами проблема только усугублялась. Узнав всю правду, мальчик прошел через несколько операций, стал мужчиной по имени Дэвид, а впоследствии даже женился. Но в возрасте 38 лет он покончил с собой.

В чем смысл? Подобным экспериментам под силу сломать психику ребенка. Вопрос гендерной самоидентификации сейчас приобрел особую остроту. Решение не определять половую принадлежность ребенка до его сознательного выбора, появление третьего пола — все это вызывает множество споров и дискуссий. Одно можно сказать точно: делать такие вещи против воли ребенка — это преступление.

5. Щекотка с каменным выражением лица

© TurnoftheSue / flickr   © Roberto Santista /  

Психолог Кларенс Леуба в 1933 году решил выяснить, почему мы смеемся во время щекотки. Это врожденный инстинкт или мы видим улыбку того, кто нас щекочет, и улыбаемся в ответ? Свой эксперимент он решил провести на собственном маленьком сыне.

Леуба запретил его щекотать, кроме специальных сеансов, которые он проводил лично. Также психолог запретил жене смеяться, когда она притрагивается к малышу.

Во время своих сеансов Леуба надевал на голову маску из картона, чтобы не было видно его выражения лица, и щекотал малыша. Но чистоту эксперимента нарушила жена психолога, которая однажды рассмеялась, покачивая сынишку. Спустя некоторое время опыт был проведен на втором ребенке пары.

В чем смысл? Психолог вынес свой вердикт: «Дети смеются, даже если не знают, что так принято». Однако странно, что для отца предмет исследования оказался настолько важным, чтобы на время лишить собственного ребенка обычных радостей жизни.

6. Заразить сына оспой ради изобретения вакцины

© North Wind Picture / EAST NEWS   © The Print Collector / EAST NEWS  

Английский медик Эдвард Дженнер в XVIII веке решил доказать, что если заразить человека несмертельной коровьей оспой, то после выздоровления он будет застрахован от действительно страшной человеческой оспы.

Чтобы показать серьезность своих намерений, Дженнер заразил коровьей оспой собственного сына. Этот момент даже был увековечен в скульптуре. После того как малыш выздоровел, Дженнер пошел на очень большой риск и занес ему уже настоящую, человеческую оспу. Если его теория была верна, мальчик не должен был заболеть.

В чем смысл? К большому облегчению, расчеты медика оказались полностью верны и мальчик не заразился. В противном случае Дженнер бы вошел в историю как безумный убийца собственного сына, а не как герой — изобретатель жизненно важной вакцины.

7. Внушить ребенку страх перед белыми вещами

© EAST NEWS   © Markus Spiske / unsplash  

Ученый Джон Уотсон захотел проверить, как формируются условные эмоциональные реакции у детей. Для этого он провел эксперимент над 9-месячным малышом по имени Альберт и приучил его бояться белых вещей.

Сначала он показывал ребенку белую крысу. После того как младенец привык к ней и спокойно играл, ученый начал пугать ребенка, ударяя по железной пластине всякий раз, когда Альберт тянул к крысе руки.

Альберт начал бояться не только крысу, но и любых белых вещей, которые отдаленно похожи на нее. При их виде он тут же начинал плакать. Вскоре эксперимент был прекращен и малыша увезла мама.

В чем смысл? Эту особенность используют при дрессировке цирковых животных, но оказалось, что и у младенцев таким способом можно “воспитать” нужную эмоцию. Табу на моральное и психологическое насилие над детьми не позволяет больше проводить столь жестокие эксперименты.

8. Воспитать из ребенка заику

© diego_cervo / depositphotos   © ALP STUDIO / unsplash  

Не менее чудовищный эксперимент в 1939 году провели ученые Уэнделл Джонсон и Мэри Тюдор, изучая факторы речевого развития. Они собрали 22 ребенка, разделили их на две группы и попробовали искусственно сформировать у одной из них заикание.

Одних детей постоянно хвалили, а других высмеивали и унижали, убеждая их в том, что они неправильно говорят и точно станут заиками. Очень многие дети из второй группы вскоре перестали идти на контакт, а некоторые и правда начали заикаться.

Журналисты прозвали эксперимент Джонсона «кошмарным исследованием». Намного лучше изучать динамику воспитания детей при помощи позитивных установок (или хотя бы отсутствия негативных).

В чем смысл? Нельзя сказать, что ученые открыли Америку. Если кричать на ребенка и постоянно его ругать, мы воспитаем неуверенного в себе человека. Но если хвалить и поддерживать, то ребенок справится даже с имеющимися дефектами.

9. Опыты Павлова над детьми

В России сложно найти человека, не знающего об академике Иване Павлове и о тех опытах, которые ученый проводил над собаками, изучая их пищевые рефлексы. Есть даже монумент, изображающий ту самую “собаку Павлова”. Но рядом с ним вполне мог бы быть и бронзовый ребенок.

Школа Павлова не только ставила эксперименты на собаках, но и проводила опыты с участием детей-беспризорников в возрасте 6–15 лет. Они с радостью соглашались на это, ведь после исследований их угощали клюквой, шоколадом и другими деликатесами, о которых в сиротском приюте можно было только мечтать.

Эти эксперименты были детально описаны в книгах советского физиолога и педиатра Николая Красногорского. Они не особо отличались от тех, что проводились на собаках.

В чем смысл? В результате своих экспериментов Павлову удалось доказать, что нет принципиальной разницы между пищевыми рефлексами человека и животных. Ученый хотел получить вторую Нобелевскую премию за эти опыты, но комиссия предложила не выдвигать его кандидатуру из-за этической стороны вопроса.

Эксперименты на людях — одна из самых спорных тем в современной науке.

С одной стороны, этот подход позволяет ученым получить больше информации о человеческом теле и найти ей полезное применение, но с другой — возникает целый ряд этических вопросов.

А уж если в исследованиях участвуют дети, которые могут пострадать в результате неудачного опыта, следует и вовсе отказаться от такой затеи. Вы согласны с нами?

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.