Игровые моменты для знакомства с первыми звуками. Знакомство со звуком к и буквой к. Домик для звука

Конспект логопедического занятия «Знакомство с гласным звуком «И»

Игровые моменты для знакомства с первыми звуками. Знакомство со звуком к и буквой к. Домик для звука

Коррекционно-образовательная:

—    познакомить детей со звуком И и его акустико-артикуляционной характеристикой.

-познакомить детей с символом звука И

Коррекционно-развивающие:

—развивать у детей фонематический слух, развивать навыки звукового анализа и синтеза.

—автоматизировать звук И в слогах, словах;

—Коррекционно-воспитательная:

—    воспитывать у детей навык обращения с раз­даточным материалом.

Оборудование:

цветные символы для обозначения звуков и со­ставления схем, зеркала по количеству детей, картинки с изображением иголки, ивы, игрушки, индюка; фланелеграф, картинки для фланелеграфа: домик, деревья, заготовки символов для обозначения звука «И» на каждого ребенка, красные карандаши, заготовки с символами для загадок.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Дети проходят и садятся на стульчики.

Садится тот, кого я назову ласково.

2.Повторение пройденного материала.

Дети отвечают на вопрос учителя-логопеда,  какие звуки они учили? (Дети отвечают: «Звуки: У и А»)

-А как мы произносим  звук У?

Дети отвечают: «Когда мы произносим звук У — мы складываем губы трубочкой».

-А как мы произносим звук А?

Дети отвечают: « Когда мы произносим звук А — мы широко открываем рот».

-Можно ли как то обозначить звук: А и У?

Дети отвечают: «Звук «У» обозначается маленьким красным кружком, а звук «А» обозначается большим красным кружком».

-А зачем мы обозначаем эти звуки красным цветом?

Дети отвечают: «Звук «У» и звук «А» обозначаются красным цветом, потому что эти звуки гласные».

-Почему эти звуки называются гласные?

Дети отвечают: «Эти звуки можно пропеть, поэтому эти звуки гласные».

-Молодцы, вы отвечали правильно и дружно.

3. Знакомство со звуком И. Характеристика звука И.

Логопед выставляет на доску картинки, которые начинаются со звука «И» и произносит название предметов, выделяя голосом звук «И».

Картинки: иголка, игрушка, индюк, ива

-Как вы думаете, на какой звук начинаются все эти предметы?

Дети отвечают.

4. Артикуляция звука «И».

Звук «И» — гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук «И», губы улыбаются, язык находится внизу.

Дети поизносят звук «И» хором и индивидуально.(смотрят в зеркала).

Предлагается дидактическая игра: «Тихо—   громко».

Правила игры: Дети должны произнести звук «И» тихо и громко (повторяем несколько раз).

-Когда мы произносим звук «И», обращает внимание учитель-логопед, мы растягиваем губы в улыбку, как в полосочку, поэтому и обозначать звук «И» мы будем символом-полоской красного цвета, так же как растянуты наши губы в улыбке.

Дети заштриховывают приготовленную полоску в красный цвет.

5. Физкультминутка

Дети маршируют на месте. На звук «А» останавливаются, на звук «У» приседают, на звук «И» хлопают в ладоши.

Дети проходят за столы.

6 . Звуковой анализ слогов

Сказка о дружбе звуков.

Выкладываем  картинки по сказке на фланелеграфе  и рассказываем сказку.

Жили-были звуки «А» и «У». Любили эти звуки вместе играть, а любимая игра у них была «догонялки». Бегали,  бегали звук «А» и звук «У», устали и остановились. (логопед выставляет символы звуков «А» и «У», ставит вместе «АУ», дети произносят припевая). Отдохнули звуки и опять давай играть. Бегали, бегали и опять остановились.

(логопед выставляет символы звуков «У» и «А», ставит вместе «УА», дети произносят припевая). А недалеко от леса жил в своем домике звук «И».  Звук «И»  жил один в своем домике. Но однажды звуки «А» и «У» решили познакомиться с звуком «И» и предложить поиграть всем вместе.

Звук  «И» очень хотел научиться играть в «догонялки», но он не умел.

— «Не расстраивайся, я научу»: сказал звук «А» и побежал первый. Звук «И» стал догонять звук «А». Логопед выставляет символы звуков «А» и «И».

-Ребята, что за песенка у нас получилась, давайте споём? («АИ» дети проговаривают, припевая, вместе с логопедом)

-«А теперь я побегу первым»:  сказал звук «И», а звук «А» стал догонять звук «И» («ИА» — дети припевают вместе с логопедом). Затем звук «И» стал играть со звуком «У». («УИ», «ИУ» — дети припевают вместе с логопедом).

Вот так стали друзьями звуки: «А», «У»,  «И».

Эти звуки могут играть все вместе: вот бежит звук «А», за ним бежит звук «У», а их догоняет звук «И». (логопед выставляет символы данных звуков-«АУИ»)

-Какая интересная песенка получилась, давайте споём эту песенку. Дети припевают вместе с логопедом: «АУИ».

7. Итог занятия

С каким новым звуком мы сегодня познакомились?

Оценка работы детей.

Домашние рекомендации.

Выучить двустишье:

Иней лег на ветви ели,

Иглы за ночь побелели

Салова С.И.

                                                                                                  учитель-логопед

МБДОУ – Центр развития ребенка № 94,

г. Нижний Новгород

Обучение грамоте «Звуки [с], [с`] и буква С» | Класс39

Игровые моменты для знакомства с первыми звуками. Знакомство со звуком к и буквой к. Домик для звука

Обучение грамоте «Звуки [с], [с`] и буква С»

Угадайте о чем речь…

На столбе висят три глаза,Мы его узнали сразу.Каждый глаз, когда горит,Нам команды говорит:Кто куда поехать может,

Кто идет, а кто стоит.

Да, это светофор.  Что вы знаете о светофоре?…

Красным глазом засияет – нам идти не разрешает,
А зелёный глаз зажжёт – иди смело, пешеход!

  • А вы знаете, что … Первый светофор был установлен 10 декабря 1868 года в Лондоне. Его изобретатель — Дж. П. Найт. Светофор имел 2 сигнала.
  • А вот первый трехцветный светофор появился в Детройте и Нью-Йорке в 1920 году.
  • В Лондоне установлен памятник светофору, который выглядит как целое светофорное дерево. 
  •  В Праге есть светофор для пешеходов, который расположен на уникальной узкой улочке. Так как на ней сложно пройти двум людям одновременно, светофор регулирует поток идущих с разных концов улицы прохожих и имеет только два цвета.

Вы догадались о каком звуке мы сегодня будем говорить? Да, это звук [с]. Первый звук в слове светофор. Какой это звук? опишите его….

1. «Кто внимательный?»

  • Найдите одинаковый звук в словах: слон, миска, лиса, автобус, Карлсон, Самоделкин.
  • С какого звука начинаются слова: стул, санки, собака, сорока, сыр, смородина?

2. «Узнайте звук»

  • Поднимите правую руку, если услышите в словах звук [с] (слоненок, Зоя, санки, матрос, золото и т. д.).
  • Хлопните в ладоши один раз, если услышите звук [с] (цыпленок, стриж, цапля, щенок, чиж, сын).

3. «Кто больше?»

  • Придумайте слова, в которых есть звук [с]. (Снегурочка, снеговик, снежные горы, подснежники, санки, солнце и т. д.)
  • Назовите  дни недели, месяцы,  времена года, в которых есть  звук [с]. (Среда, суббота, воскресенье; август, сентябрь; весна, осень.)
  • Придумайте слова, в которых звук [с] находится в начале (Света, Саша), в середине (паспорт, трасса), в конце слова (час, кросс, лес).
  • Назовите предметы в классе, в названии которых есть звук [с]. (Стол, стул, доска.)
  • Подберите игрушки, в названии которых есть звук [с].
  • Учитель показывает картинку и просит назвать как можно больше предметов со звуком [с].

4. Доскажи словечко

  • Взял дубовых два бруска,Два железных полозка,На бруски набил я планки.Дайте снег. Готовы…   (санки)
  • И в море не купаются,И нет у них щетинки,А все же называютсяОни – морские…   (свинки)
  • Жил-был маленький щенок.Он подрос, однако,И теперь он не щенок –Взрослая…   (собака)
  • Филиппок за окунькомВ речку лезет босиком.Очень хочет ФилиппокОкунька загнать в са…   (сачок)
  • Больше всех на суше он,Очень, очень добрый…   (слон)
  • Зимой на ветках яблоки!Скорей их собери!Но вдруг вспорхнули яблоки,Ведь это…   (снегири)
  • На шесте – дворец,Во дворце – певец,А зовут его…   (скворец)
  • Небольшая пестрая птицаНе боится зимой простудиться.Угощение наше ей снится,Прилетает к нам часто…   (синица)
  • Грянул гром, веселый гром,Засверкало все кругом!Рвутся в небо неустанноРазноцветные фонтаны,Брызги света всюду льют!Это праздничный…   (салют)

5.  «Сочиним сказку»

Жили дружно две девочки. Одну из них звали так, что в ее имени был звук [с]. Как ее звали? Правильно, одну из девочек звали ….. .

https://www.youtube.com/watch?v=0Tu15PtLT7s

В имени другой девочки был звук [з]. Как ее звали? Верно, вторую девочку звали ……

У С…. были такие игрушки, в названии которых есть звук [с]. Какие игрушки могли быть у Светы? А у Зои были игрушки, в названии которых есть звук [з]. Какие игрушки могли быть у Зои? ……

6. Слушаем и отвечаем

В саду

Вася и Оксана вынесли в сад стол и два стула. Вася принес бумагу, краски, две кисточки. Дети сели за стол и стали рисовать. Вася нарисовал самолет и автобус. А Оксана – снеговика, санки и маленькую собачку.

Вопросы. Что вынесли в сад дети? Как звали детей? Что принес Вася? Куда сели дети? Что нарисовал Вася? Что нарисовала Оксана?

7.  «Слоговой аукцион»

Назовите имена детей со слогами «со», «са».

О т в е т : Соня, Саня, Саша.

8. «На одну тему»

Продукты …..(сыр, сметана, салат, сосиски, сахар, сливы, сливки, свекла).

Спорт …..(стадион, судья, счет, санки).

Животные…. (слон, собака, сурок, суслик, синица, скворец)

9. «Наоборот»

Назовите слова, противоположные данным словам по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука [с].

Мир – (ссора), трусливый – (смелый), пасмурный – (солнечный), легкомысленный – (серьезный), открытый человек – (скрытный), соленый огурец (свежий), тесная обувь – (свободная), кислое яблоко – (сладкое), горькое лекарство – (сладкое).

10. Слушайте внимательно стихотворение, если вы услышите звук [с] поднимите вверх руку.

Дальний лес стоит стеной.

А в лесу, в глуши лесной,

на суку сидит сова.

Там растёт усни-трава.

Говорят, усни-трава

знает сонные слова.

Как шепнёт свои слова,

сразу никнет голова.

Я сегодня у совы

попрошу такой травы:

пусть тебе усни-трава

скажет сонные слова.

А вот и счастливая буква С в сапогах, наверное, она ходила по слякоти, или по снегу – сапоги то чистые!

1. Раскрась большую букву синим, а маленькую — зелёным цветом. Заштрихуй букву С по образцу. Найди и раскрась букву С справа.

2. Соедини с буквой С только те предметы, названия которых начинаются со звуков [с], [с`]

3. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы С с правой стороны рисунка.

4. Нарисуй внутри большой постепенно уменьшающиеся буквы С слева. Чем отличаются квадраты справа?

5.Найди спрятанные буквы С. Обведи их.

6. Раскрась колокольчики с буквой С. О – ина,   на – о –,   о – ы,   – о – на,   – ук,   – ани.

8. «Слово рассыпалось»

  • Соберите слово из букв: к а р и н о с. (Соринка.)
  • Придумайте из шести букв шесть слов, из десяти букв – десять слов, которые начинаются с буквы С.

с о е а н л

(Слон, село, села, сон, сено, сало.)

с н а а р о м л т е

(Смена, сера, сом, сел, стол, сор, слон, сметана, село, сало.)

9.  «Слоговое лото»

  • Прочитайте слоги и составьте с ними слова: си- ; се- ; сы- .
  • Придумайте слова, в которых слог -са- первый или последний. (Сани, сало, коса, оса.)
  • Прочитайте стихотворение, добавляя слоги к слову сок:

Ребята пили сладкий сок.

Слог пе- добавим – стал…   (песок).

А но- пришло – уже…   (носок).

А если ку- – читай…   (кусок).

Со слогом ле- прочтем…   (лесок).

Туда пошли мы на…   (часок).

10. «Найдите слова»

Возможный вариант ответа:       Возможный вариант ответа:

си, суд, стол, салют, собака.     оса, осел, осень, остров,

                  остаток.

11. «Слова-невидимки»

– Я толстоногий и большой.

С – – –

– Я там, где боль. Я – ах, я – ой!

С – – –

– На мне кузнечики звенят.

С – – –

– А я конечный результат.

С – – –

О т в е т :  слон, стон, стог, итог.

12. «Дополните слово»

Стол (столб), сон (слон), спор (спорт), село (седло), сок (носок), свет (совет), сев (север).

13. «Малышки-коротышки»

Мы – малышки-коротышки

Будем рады, если ты

Поразмыслишь и отыщешь

И начала и хвосты.

-Сто-

О т в е т : стол, столовая, росток, сторож, восток, стоянка, сток, сторона, расстояние.

14. «Полсловечка за вами»

Соедините стрелочкой левые слова с правыми, чтобы получились новые слова.

сено               опыт

сад                 яр

след               овод

стол               вал

О т в е т : сеновал, садовод, следопыт, столяр.

15. «Отнимаем по букве»

– Со мною все знакомы близко,

Моя племянница – сосиска.

– – – – – с –

– Поверьте мне: когда сажусь,

Я выше ростом становлюсь.

С – – – – –

– Не выдам я своих примет,

Но знай: в меня замок продет.

С – – – –

– Сошлись бойцы в упорной схватке,

Друг друга бьют, надев перчатки.

– – – с

– Вишневый, яблочный, томатный,

Я и полезный, и приятный.

С – –

П р и м е ч а н  и е. В каждом последующем слове те же буквы, что и в предыдущем, но только на одну меньше.

О т в е т : колбаса, собака, скоба, бокс, сок.

16.  «Веселая арифметика»

С + мелкое место поперек реки = ?   (Сброд.)

С + домашнее животное с мягкой пушистой шерстью = ?   (Скот.)

С + хвойный лес = ?   (Сбор.)

С + спрятанные ценности = ?   (Склад.)

С + место стоянки судов = ?   (Спорт.)

С + тонкая ветка = ?   (Спрут.)

С + дом для отдыха = ?   (Сдача.)

17. «Наборщик»

Из букв данных слов образуйте новые слова.

Спорт (порт, сорт, сор, рост, спор, рот, торс);

Самолет (лето, масло, сало, мед, мало, мал);

Столяр (стол, сто, яр, рост, трос).

18. «Волшебная цепочка»

1. Изменяя одну букву в словах  свет, сок, соль, образуйте новые слова:

    свет – цвет; сам – сом – сор – сок – сук – суд – суп;

    сок – сон – сор – сыр – сыч;   соль – роль – боль – быль.

2. Как из супа сделать борщ?

    Суп – сук – сок – бок – бор – борщ.

19. «Три слона»

1. Этот слон белоголовый на столе живет в столовой.

С – лон – –

2. Этот бдителен всегда, он разводит поезда.

С – – – ло – н – –

3. Этот огненного цвета в час заката и рассвета.

– – – – с – лон

О т в е т : солонка, стрелочник, небосклон.

20. Кроссворды

О т в е т : скатерть, сирень, сеть, спальня, соль, сухари, сосулька.

21. Слова, начинающиеся на «ст»

22. Слова,  оканчивающиеся на «ст»

23. Ребусы

Полумесяц в небе тёмном
Буквой повис над домом.Возьми жёлтый карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буква С. Учимся красиво писать здесь27. 

Пословицы и поговорки

1. Сила сломит все, а ум – силу.

2. Семь раз отмерь – один раз отрежь.

3. Слово – серебро, молчанье – золото.

4. Старый друг лучше новых двух.

5. По секрету всему свету.

Словарь

  • Саванна — африканская степь, находящаяся в зоне субтропиков.
  • Симпатия — благожелательное отношение к кому-л., чему-л.
  • Созидание — деятельность, направленная на создание, строительство чего-либо.
  • Суета — торопливые и беспорядочные хлопоты.
  • Схема — чертеж, изображающий систему, устройство чего-л.

Оставить отзыв

Постановка звука П

Игровые моменты для знакомства с первыми звуками. Знакомство со звуком к и буквой к. Домик для звука

› Логопед › Постановка звуков

06.08.2019

Буква П: задания для дошкольников, стихи, сказки о ней и игры для детей представлены в данном уроке. Он поможет провести развивающее занятие по изучению алфавита для детей, познакомить их с буквой П.

Знакомство с буквой П.

Цели и задачи

Цели урока состоят в знакомстве дошкольников с буквой П и ее написанием, способствовании развитию словесно-логического мышления, памяти, внимания у ребенка. Дошкольникам предлагается изучить слоги, которые буква образует, ее фонетические характеристики, правила написания П печатным и письменным вариантами.

Для начала необходимо повторить, какая буква стоит в алфавите перед П. Ребенку нужно прописать «О» и назвать слова, начинающиеся с нее.

Знакомство с буквой П

П — семнадцатая в алфавите. Она пишется так: П (две вертикальные палки, над которыми перегородка; похожа на прямоугольную арку) и письменная П (как печатная, но с «хвостиками» на концах палок).

Артикуляция звука П

Изучаем фонетические характеристики П. Звук [п]- согласный; глухой, парный [б]; твердый, парный [п’]. Особенности артикуляции буквы П: губы сжаты и размыкаются под воздействием выдыхаемого воздуха. Кончик языка слегка отходит от нижнего ряда зубов. Язык плоский. Голосовые связки должны быть в расслабленном состоянии.

Карточка с буквой П для выполнения задания.

Задание для дошкольников: печатная буква П

Ребенку нужно нарисовать предметы, на которые похожа печатная П; вещи, названия которых начинаются с нее. Также необходимо написать заглавную и маленькую буквы несколько раз. Для этого понадобится карточка, где написана большая П, пропись, изображения предметов, похожих на П и начинающихся на нее.

Слоги с буквой П

Это: па (ПАук), пе (ПЕрец), пе (ПЁсик), пи (ПИнгвин), по (ПОмидор), пу (ПУзырь), пы (ПЫлесос), пю (ПЮре), пя (ПЯтачок).

Эти слоги вместе с примерами слов нужно прописать несколько раз для лучшего усвоения материала.

Сказки с буквой для детей

Чтобы ребенку было проще запомнить новое, можно познакомить его со сказками про П.

В стране Алфавит жили 33 буквы. У каждой из них была своя жизнь. Все они были разными и неповторимыми, у всех был свой характер. Например, Н была непоседливой, Л- ленивой, А-аккуратной.

А П была печальной. Она произносила слова глухо и тихо, ее плохо слышали.

Она часто плакала, потому что ей неудобно было жить в доме: в дверь не пройдешь, на стуле не посидишь, приходится вечно стоять, как табуретка.

Тогда она решила отправиться в увлекательное путешествие по стране в поиске других глухих звуков, с которыми она могла бы дружить и которые помогли бы ей построить более удобное жилище.

Она прошла поле и дошла до джунглей, где жили попугаи. Увидев букву, они сильно обрадовались и начали кричать: «Привет! Привет!». И тогда П поняла, что она точно может найти друзей, ведь с нее начинаются слова: «привет», «пока», которые произносят при встрече и прощании с друзьями. С нее начинается слово «помощь», которое так важно в дружбе. П сразу повеселела и пошла домой.

Придя домой, она напекла пироги своим соседям — буквам О и Р. Они пообщались, и соседки решили помочь построить для П просторный дом. Они стали часто навещать ее, приносить подарки и стали ее лучшими подругами! Так П поняла, что она важна. И ей стало сладко жить.

В мире Азбуки случилось Происшествие: Пропала П. Никто не мог Понять, куда она делась. У Порога ее жилья нашли записку: «П Похитили мы, Пираты! Принесите сокровища, и сможете Получить ее назад.» У букв не было никаких сокровищ, поэтому они решили всем алфавитом спасать Подругу.

На Паруснике Пиратов Плакала П: «Зачем вы меня Похитили? Я нужна дома, чтобы дети могли читать и Писать». «А зачем это нужно?»-спросили Пираты. «Чтобы быть образованными, многое знать, делиться информацией с другими. И ведь это так интересно, сидеть, перелистывая страницы книги, читая газеты. Можно Писать Поэмы, Письма»-ответила П. «Мы тоже хотим!»-закричали Пираты.

Вдруг на корабль стали Подниматься буквы. «Мы спасем тебя!»- воскликнули они. «Подождите! Поможем Пиратам научиться читать и Писать. Тогда они Перестанут Похищать кого-то и будут заниматься образованием». Таким образом Пираты стали грамотными и решили оставить разбой.

Загадки, пословицы и поговорки

Загадки помогут определить, как ребенок усвоил изученное.

***С этой буквой веселей!Ну и как не улыбнуться —Повисеть могу на ней,А еще и подтянуться!

(Буква П)

***Я писал ее до полдника —Перекладина, два столбика.Как турник, иль дверь в купе,

В алфавите буква … (П)

***Попугайчик, попугай,Папу с мамой не пугай.Не ищи жучка в крупе,

А найди нам букву… (П)

***Ярко-красный гребешок

https://www.youtube.com/watch?v=wB34pNZlrxc

Гордо носит (Петушок).

Пословицы помогают ребенку выучить букву П.

Пословицы и поговорки тоже могут помочь при изучении алфавита. Дайте ребенку небольшой список народных мудростей, начинающихся с П. Пусть он вклеит их в пропись, чтобы все время повторять. После пусть подчеркнет П.

  1. Пан или пропал.
  2. Пар любить — баню топить.
  3. Пахарю земля — мать, а лентяю — мачеха.
  4. Пей да дело разумей.
  5. Пень колотить — день проводить.
  6. Первая вина прощается.
  7. Перед смертью не надышишься.
  8. Перо про бумажку, а игла про рубашку.
  9. Пес космат — ему тепло; мужик богат — ему добро.
  10. Песком моря не засыплешь.
  11. Петуху ячменное зерно жемчужины дороже.
  12. Петушиным гребнем головы не расчешешь.

Стихотворения про букву

«П»- ворота, табурет,Стол… Похоже или нет?ПаПа так сказал: «Похоже!»

Я согласна с ПаПой тоже!

На букву П у нас Песок,И Помидор, и Петушок,Пузырики, Подарки

И Пони в зооПарке

Этой буквы я не знал,

А сегодня написал.

Учим вместе П сейчас,

Она радует всех нас.

Предложите ребенку выучить стих про букву П.

Подходящие игры

Можно предложить детям игру для усвоения материала. На подготовительном этапе начертите 9 столбцов:

  • город;
  • страна;
  • имя;
  • животное;
  • растение;
  • объект суши (острова, горы, населенные пункты, заповедники, парки и т.п.);
  • объект воды (реки, моря, озера, океаны, пруды);
  • личность (знаменитые люди с именами/фамилиями на П);
  • произведение (литературы, музыки, живописи и т.д).

Нужно заполнить все столбики словами этих групп на П. Тот, кто первый напишет по одному в каждую колонку, может остановить игру. У кого больше всего слов — выиграл.

Пример заполнения таблицы:

  • Псков;
  • Перу;
  • Павел;
  • Пингвин;
  • Папоротник;
  • Пирамида Хеопса;
  • Персидский залив, Петр Первый;
  • «Приключения Алисы в зазеркалье».

Эта игра поможет не только запомнить букву П, но и развить смекалку.

Игра «Запоминалки»

Напишите на 5 карточках легкие слова, начинающиеся на П. Дайте ребенку минуту на запоминание и переверните их. Он должен будет назвать все, что запомнил. Добавьте еще 2 слова и дайте 45 секунд на запоминание. Потом увеличьте количество до 10. Если ребенок назовет все, он выиграл.

И напоследок повторите, что ребенок усвоил за этот урок. Вопросы для детей:

  1. Какую букву мы сегодня изучили?
  2. С каким звуком она образует пару звонкости-глухости?
  3. Как она пишется?
  4. Какие слоги вы знаете с этой буквой?
  5. Какие слова, начинающиеся на П, вы можете назвать?

Если дети ответили на все эти вопросы, то материал можно считать пройденным. Если нет, повторите с ребенком то, что он не понял.

Постановка звука П Ссылка на основную публикацию

Альманах педагога |

Игровые моменты для знакомства с первыми звуками. Знакомство со звуком к и буквой к. Домик для звука

Кобзева Людмила Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО “ЦВР “Пашинский”
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: конспект занятия для детей 5–6 лет
Тема: ” Знакомство со звуком и буквой “И”
10.10.2018
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ПАШИНСКИЙ»

Структурное подразделение «Центр»

Школа раннего развития детей «Пчелка»

КОНСПЕКТ

Занятий по обучению грамоте

«Знакомство со звуком и буквой « И» (состоит из двух занятий)

Для детей 5-6 лет

Педагог дополнительного образования высшей категории:

Кобзева Людмила Александровна

Новосибирск 2018 г

Задачи:

Познакомить с гласным звуком «И» и его условным обозначением – красным

квадратом;

Развивать артикуляцию и фонематический слух;

Познакомить с буквой «И»;

Способствовать развитию звуко-буквенного анализа;

Учить отгадывать загадки, развивать логическое мышление, внимание;

Учить читать слоги и слова;

Развивать мелкую моторику руки;

Закреплять понятие твердые и мягкие согласные звуки, умение различать их;

Повторить ранее изученные буквы.

Необходимые пособия:

Игрушки: тетушка Умная Сова, Буратино;

Волшебный мешочек и пластмассовые буквы;

Буквы и шутливое изображение букв;

Квадраты красного, синего и зеленого цветов;

Графические задания;

«Слоговой домик»;

Магнитная доска.

Занятие 1.

1.

Вводная

часть.

Приход

в

гости

тетушки

Совы.

Игра

«Доскажи словечко».

В

гости

к

детям

приходит

тетушка

Умная

Сова,

она

говорит,

что

сегодня

дети

познакомятся с новым звуком, а каким, они узнают, если доскажут словечко. Проводится

игра «Доскажи словечко»:

Не колючий, светло-синий

По кустам развешан …( иней)

В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает и колется колко.

А называется кораблик…( иголка)

Из упрямства ни на шаг

Не продвинется….(ишак)

Как кричит осел? (иа-иа)

Какой звук слышится в начале слов «Иней», «Иголка», «Ишак»? ( Правильно, звук «И»)

2.

Артикуляция

Педагог обращает внимание детей,

как произносится звук

(артикуляция): губы растянуты в

улыбку, язык и губы не мешают выходить воздуху, произносится с голосом – это гласный звук.

Показ сопровождается стихотворением:

Ты не хмурься,

Не грусти

Губы тихо растяни

Нам улыбку подари.

Раз этот звук гласный, значит, будем обозначать его красным квадратиком.

3.

Игра «Услышь звук»

Умная

сова

предлагает

поиграть

в

игру

«Услышь

звук»

(хлопнуть

в

ладоши,

если

услышать звук «И» в слове).

Слова: мир, игра, шар, Ира, мышь, индюк, василек и т.д.

4.

Упражнение на различение твердого и мягкого согласного

звука.

Умная Сова

показывает две картинки: изображены «кот», « кит» и спрашивает,

одинаково ли звучит первый звук в этих словах. Дети отвечают: «Нет». Сова обобщает

ответы детей и говорит, что в слове «Кот» – звук «К» звучит твердо ( обозначается синим

квадратиком), а в слове «Кит» – «КЬ» мягко ( обозначается зеленым квадратиком).

Умная Сова обращает внимание детей, что звук «И» делает впереди стоящий звук –

мягким

(«смягчает» звук). Дети повторяют слоги и сравнивают их: МЫ-МИ, НЫ-НИ,

ЛЫ-ЛИ, РЫ-РИ.

5.

Физкультурная минутка.

Мы ногами топ- топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик, чик.

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз присели, два привстали,

Руки кверху все подняли.

Раз – два, раз-два

Заниматься нам пора!

(можно повторить 2 раза)

6.

Знакомство с буквой «И»

Умная Сова показывает букву «И», сопровождая показ стихотворными строчками:

Очень простая буква « И»

Ты на рисунок посмотри –

Она похожа на зигзаг.

Вот так.

Упражнение «Напиши букву по точкам, а потом самостоятельно»

7.

Упражнение «Найди и обведи букву»

Детям предлагается в небольшом тексте найти и подчеркнуть все буквы И.

Варианты текстов:

Индюк надутый всем знаком,

Но дружат с ним едва ли.

Не важничай, чтоб индюком

Тебя не называли.

Индюк из города идет,

Игрушку новую несет,

Игрушка не простая – Индюшка расписная.

Индюк вчера у индюка

Купил два новых сапога.

Но вот беда – те сапоги

У индюка с одной ноги.

Занятие 2.

1.

Организационный момент.

Тетушка Умная Сова здоровается с детьми и спрашивает с каким звуком и буквой

познакомились на прошлом занятии. ( дети отвечают, со звуком и буквой «И»). Она

просит назвать несколько слов, которые начинаются на этот звук ( дети отвечают:

«Иголка», «Индюк», «Ира», «Ишак», «Ириска» и т.д.)

2.

Игровой момент.

Раздается стук в дверь, появляется Буратино. Буратино:

Я веселый Буратино

Я игрушка – первый класс

Знаю все на свете буквы

Лучше каждого из вас.

Умная Сова: «Буратино, во-первых, ты забыл поздороваться!»

Буратино: «Привет! Мальчишки и девчонки»

Умная Сова: А во-вторых, мы с ребятами тоже изучаем буквы и проверим тебя, знаешь ли

ты их.

3.

Упражнение «Составь слово». Звуковой анализ слова «Мир»

Умная Сова показывает несколько букв и просит назвать их: Н, Р, И, М. Буратино

ошибается, дети поправляют его. А тетушка Сова просит из букв составить слово МИР

( вызывает одного ребенка к магнитной доске). Уточняется, какой первый звук слышится,

какой

второй

и

третий,

какие

буквы

соответствую

этим

звукам.

Другой

ребенок

выкладывает звуковую схему слова. Называя гласный звук, твердый и мягкий согласный

звук, чем обозначается.

4.

Игра «Угадай букву на ощупь»

Буратино

просит

детей,

чтобы

они

еще

раз

проверили

его

знания.

Умная

Сова

предлагает

поиграть

в

игру

«Волшебный

мешочек»,

в

котором

находятся

буквы

из

пластмассовой азбуки уже известные детям, необходимо на ощупь определить букву.

5.

Упражнение «Слоговой домик»

Умная

Сова

показывает

«Слоговой

домик»

и

дает

задание детям: прочитать, какие дружные слоги живут в

нем. (согласные буквы дружат с гласными и получаются

слоги.)

Задание проводится сначала фронтально, а

затем индивидуально, стараясь чтобы дети «пропевали»

слоги.

6.

Упражнение «Найди слог и обведи»

На магнитной доске написаны слоги из букв, изученных ранее. Тетушка Сова называет

слог , а дети по-очереди ищут его и обводят.

7. Подведение итогов.

Умная Сова хвалит детей и Буратино, приглашая его почаще приходить на занятия в

школу.

Использованная литература:

1.

Подготовка

старших

дошкольников

к

обучению

грамоте:

система

занятий,

конспекты,

дидактический

материал/

авт.

сост.

О.М.

Ельцова.

Волгоград;

Учитель, 2009

2.

Колесникова Е.В. От А до Я: Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет, – М.; Ювента, 2012

Приключения в городе звуков и букв. звук и буква «т»

Игровые моменты для знакомства с первыми звуками. Знакомство со звуком к и буквой к. Домик для звука

Тип проекта: для дошкольников

Возраст: Cтарший дошкольный возраст (5-7 лет)

Разделы: Коммуникация, Познание, Коррекционная педагогика (логопедия)

Преподаватель: Сорокина Юлия Константиновна — учитель-логопед

Образовательное учреждение: ГБДОУ детский сад № 29 Курортного района Санкт-Петербурга

Добавлено: вторник, 06.06.2017

Описание:

ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ГОРОДЕ ЗВУКОВ И БУКВ

ЗВУК И БУКВА «Т»

При создании данного проекта максимально возможно учитывались положения, прописанные в Федеральных государственных образовательных стандартах, а именно, учет индивидуальности   и неповторимости детства и обеспечение равных стартовых возможностей для каждого ребенка, независимо от его индивидуальных особенностей.

В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следствие этого, повысить качество образования.

Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста.

В нем используются различные игры и игровые упражнения, направленные на развитие у детей моторики, внимания, памяти, формирование пространственных представлений и лексико-грамматических понятий, а также развитие навыков фонематического анализа и синтеза, профилактику дисграфии.

В ходе игры или игрового упражнения решаются разнообразные задачи, направленные на всестороннее развитие ребенка с учетом его индивидуальных возможностей в режиме инклюзивного образования.

В некоторых играх специально предусмотрены детали, на время скрывающие часть игры, что дает возможность ребенку выполнять игровые действия с небольшим количеством материала.

Цель проекта:

Знакомство со звуком и буквой «Т».

Работа с проектом:

На каждом листе есть выдвижная область. Она обозначена зрительным образом звука, потянув за который, мы можем увидеть задание для ребенка. Зеленые стрелки в нижней части страниц обозначают переход на следующую страницу и страницу «».

Выдвижная область с цветной дугой  содержит материал для педагога, последовательность применения которого обозначена цифрами.  

Пояснение к проекту:

Играем со звуком

Последовательность работы указана цифрами.

Задачи

Задания

Игровые действия

1. Развитие слухового внимания.

2. Развитие умения выделять звук «Т» на фоне слова.

3. Развитие зрительного внимания.

– Повтори ритм.

– Какой первый звук.

– Узнай предмет по части.

Дети выполняют задания.

Отгадай загадки

Последовательность работы указана цифрами.

Задачи

Задания

Игровые действия

1. Развитие навыков отгадывания загадок.

2. Развитие умения выделять звук «Т» на фоне слова.

– Отгадай загадки.

– Определи первый звук в слове – отгадке.

Дети выполняют задания.

Замени звук

Задачи

Задания

Игровые действия

1. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

2. Развитие внимания и памяти.

– Замени первый звук в слове на звук «Т» и произнеси новое слово.

– Перечисли предметы, которые мы не называли.

Дети заменяют звуки в словах.

Дети выбирают из предложенных изображений.

Определи место звука

Задачи

Задания

Игровые действия

1. Развитие умения выделять звук «Т» на фоне слова.

– Назови предметы, определи место звука «Т» в словах-названиях.

Дети вынимают карточки с изображениями, называют предметы, определяют место звука в слове.

Играем со звуком – 1

Последовательность работы указана цифрами.

Задачи

Задания

Игровые действия

1. Развитие умения выделять звук «Т» на фоне слова.

– Послушай стихотворение.

– Выложи столько палочек на столе, сколько звуков «Т» ты услышал.

Дети выполняют задания.

Что принес медведь?

Последовательность работы указана цифрами.

Задачи

Задания

Игровые действия

1. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

– Определи первый звук в названии предметов, сложи из них слово.

Дети называют получившееся слово. Внизу находится картинка-ответ.

Разные молоточки

Задачи

Задания

Игровые действия

1. Развитие зрительного внимания, памяти.

– Найди пару молоточкам.

Дети открывают предметы по парам.

Кто в гости пришел?

Задачи

Задания

Игровые действия

1. Развитие памяти и пространственных представлений.

– Назови героев сказки «Теремок».

– Расставь их в том порядке, в котором они приходили в гости к мышке.

Дети располагают героев сказки, называя последовательность их прихода.

Наводим порядок

Задачи

Задания

Игровые действия

1. Развитие умения выделять звук «Т» на фоне слова.

– Наведи порядок, разложи предметы по полочкам.

Дети раскладывают предметы.

Прочитай слоги

Задачи

Задания

Игровые действия

1. Развитие навыков слияния букв в слоги

– Кораблики подплывают к пристаням. Прочитай получившиеся слоги.

Дети читают прямые и обратные слоги.

Сосчитай трубы

Задачи

Задания

Игровые действия

1. Развитие зрительного  внимания.

– Сосчитай все трубы

Дети считают нарисованные трубы.

Зажги звезды

Задачи

Задания

Игровые действия

1. Развитие умения определять количество слогов в слове.

-Зажги столько звезд над каждой картинкой, сколько слогов в ее названии.

Дети определяют количество слогов, стилусом зажигают звежды.

Образ буквы

На данном слайде в выдвижной области находятся стихотворные строки про образ буквы.

Задачи

Задания

Игровые действия

1. Развитие зрительного внимания, умения ориентироваться на плоскости.

– Посмотри на дом.

Ребенок рассматривает образ буквы.

Выложи букву

Один ребенок работает на доске, другие дети выкладывают букву на столах из любого материала.

Задачи

Задания

Игровые действия

1. Формирование зрительного образа буквы «Т».

– Выложи букву «Т» из любых предметов (по желанию).

Ребенок, выкладывает букву из предметов.

Посели букву в домик

Один ребенок работает на доске, другие дети вписывают букву в домик в своих тетрадях.

Задачи

Задания

Игровые действия

1. Закрепление представлений о буквах.

– Посели букву в домик.

Ребенок, переносит букву в домик.

Напечатай букву

Такое же задание дети выполняют в тетрадях.

Задачи

Задания

Игровые действия

1. Развитие графо-моторных навыков.

– Напечатай букву “Т”.

Ребенок печатает букву.

Слоговые домики

Задачи

Задания

Игровые действия

1. Развитие умения подбирать составлять и читать прямые и обратные  слоги

– Посели буквы в домики в соответствии с цветовым обозначением и  прочитай слоги.

Дети составляют и читают слоги в домиках.

Горки

Задачи

Задания

Игровые действия

1. Развитие навыков послогового чтения.

– Пройди по горкам. Прочитай слова, которые получились.

Дети читают слова.

Ребусы

Задачи

Задания

Игровые действия

1. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

– Разгадай ребусы по первым звукам слов-названий.

Ребенок разгадывает ребусы, проверяя себя.

Ребусы – 1

Задачи

Задания

Игровые действия

1. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

– Разгадай ребусы.

Ребенок разгадывает ребусы, проверяя себя.

Найди все буквы «Т»

Задачи

Задания

Игровые действия

1. Развитие зрительного внимания.

– Найди все буквы “Т”.

Ребенок находит на картинке буквы.

Ранее опубликованные проекты:

1.«Приключения на неизвестной планете» Физкультурно-логопедический досуг.

2. «Зимние виды спорта» Физкультурно-логопедический досуг.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.