Игры по патриотическому воспитанию. Дидактические игры по патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы

Содержание

Конкурсы для детей 5, 8, 7 лет. Игра-викторина «Мы-патриоты». Конспект по патриотическому воспитанию

Игры по патриотическому воспитанию. Дидактические игры по патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы

Конкурсное мероприятие для детей 5, 8, 7 лет, старший дошкольный возраст. Игра-викторина для старшей и подготовительной групп в детском саду «Мы-патриоты».

Образовательные области:

  1. «Познавательное развитие».
  2. «Речевое развитие».
  3. «Физическое развитие».
  4. «Художественно-эстетическое развитие».
  5. «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: воспитание любви и гордости за свою Родину.

Образовательные задачи:

  • закрепить знания детей о государственной символике России и республики Карелия;
  • продолжать формировать знания детей о народно — прикладном искусстве.

Развивающие задачи:

  1. Развивать связную речь детей: продолжать формировать умение отвечать на вопросы воспитателя распространёнными предложениями.
  2. Развивать умение выразительно читать стихи о Родине.
  3. Развивать логическое мышление при отгадывании загадок.
  4. Развивать навыки нетрадиционных приемов рисования.


Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать у детей чувства дружбы и патриотизма, культуру речевого общения, доброжелательность, умение выслушивать товарища.
  2. Воспитывать чувства отзывчивости, взаимопомощи при работе в подгруппах.


Реализация Федеральных государственных требований:  интеграция полученных образовательных представлений каждого воспитанника через образовательные области:

  1. «Познавательное развитие».
  2. «Речевое развитие».
  3. «Художественно-эстетическое развитие».
    «Физическое развитие».
  4. «Социально-коммуникативное развитие».

Виды деятельности:

  • игровая;
  • коммуникативная;
  • двигательная;
  • познавательно-исследовательская;
  • продуктивная.


Методы
:

  • наглядный;
  • практический;
  • словесный;
  • игровой;
  • ИКТ.

Здоровьесберегающие технологии: упражнения для развития мелкой моторики «Сосна», физминутка «Родина».

Предварительная работа:

  • чтение художественных произведений;
  • загадывание загадок;
  • дидактическая игра  «Собери картинку»;
  • разучивание стихов;
  • рассматривание иллюстрационного материала и т. д.

Методическое и дидактическое обеспечение:

  • Слайдовая презентация;
  • дидактическая игра «Собери картинку»;
  • эмблемы команд;
  • картинки с изображением карельского и российского флага и герба (разрезные);
  • коробочка с загадками;
  • «Волшебные картинки» — листы бумаги, на которых свечой изображен рисунок;
  • краски;
  • губки;
  • стаканы с водой;
  • влажные салфетки;
  • грамоты, сладкие призы.

Аппаратное обеспечение:

  • мультимедийный экран;
  • проектор.

Ход


Организационный момент
:
Игровое упражнение «Друзья» на сплочение детского коллектива и положительного настроя на дальнейшую деятельность.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Собрались все дети в круг (дети встают в круг и держаться за руки) Я твой друг (руки на грудь) и ты мой друг (руки на плечи рядом стоящим детям) Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки, вытягивают руки вперёд, шаг в центр круга) И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

(Дети стоят в кругу, воспитатель задаёт вопросы).

Воспитатель: Дети, как вы живете в вашем детском саду? (дружно)
Значит, вы какие? (дружные) Ребята, а кто может ответить на такой вопрос: помогает ли нам дружба совершать хорошие, важные дела? (ответы детей).

Воспитатель: (делает вид, что слышит звуки мотора, будто кто-то летит) Ребята, вы слышите, что-то жужжит? Смотрите, кто к нам летит? (на слайде появляется Карлсон).

Как же он к нам попал, ведь он живет совсем в другой стране? Наверное, он заблудился, надо ему помочь, только я не знаю как. Может вы, знаете, как помочь Карлсону? (ответы детей). Вы предложили очень интересные варианты.

А как вы думаете, поможет ли ему рассказ о нашей Родине и о Карелии? (да) А нам с вами поможет дружба и игра- викторина.
(Дети садятся на свои места).

Воспитатель: Для начала я предлагаю познакомиться и рассказать нашему гостю, кто будет принимать участие в нашей игре.
В нашей игре-викторине участвуют две команды: команда «Колокольчики» и команда «Ромашки». Команды поприветствуйте друг друга.

Приветствия команд

«Колокольчики»:Колокольчик – цветок России, Он как небо синий-синий. Любит русская душа

Колокольчика глаза

«Ромашки»:
Мы ромашковое поле, Символ русского раздолья. Но совсем не горячи

Ромашки белые лучи»

Воспитатель: Аплодисменты нашим игрокам. И так мы начинаем. Наших гостей мы попросим быть жюри и оценить работу команд.
(Воспитатель читает стихотворение о Родине).

«Родина — слово большое — большое Пусть не бывает на свете чудес, Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно, выше небес! В нем умещается ровно полмира Мама, папа, соседи, друзья, Город любимый, родная квартира, Бабушка, школа, котенок и я. Зайчик солнечный в ладошке, Куст сирени за окошком. И на щечке родинка-

Это тоже Родина!»

Воспитатель: Ребята, о чём это стихотворение? (о Родине). Как вы думаете, что такое Родина? (Дом, семья, город, друзья и т.д.). Совершенно верно, каждый понимает слово «Родина» по-своему. Для кого-то – это семья, для кого-то – город, а для кого-то – свой родной двор.

Воспитатель: Я предлагаю вашему вниманию 1 конкурс нашей викторины, которая будет посвящена нашей Родине.

1 конкурс «Разминка»

1. Как называется наша республика? (Карелия)
2. Как называется наша страна? (Россия)

1. Как называется столица России? (Москва)
2. Как называется столица Карелии? (Петрозаводск)

1. Как называются жители Карелии? (Карелы)
2. Как называются жители России? (Россияне)

1.  Кто изображён на гербе России? (2-хглавый орёл)
2. Кто изображён на гербе Карелии? (Медведь)

1. Сколько цветов на флаге Карелии, какие они? 2. Сколько цветов на флаге России, какие они?

Общий вопрос: На каком языке говорят Россияне?

Воспитатель: Ребята, наш гость нашел по дороге вот такую красивую коробочку и передал ее нам. Интересно, что в ней находится? Давайте ее откроем и посмотрим. Мне кажется это картинки, только они разрезаны на части. Если мы их соберем, то узнаем, что на них изображено, и конечно расскажем Карлсону. Я думаю, что ему тоже будет интересно узнать. Приступаем к работе.


2 конкурс «Собери картинку»

Государственные символы Карелии и России (работа в подгруппах у столов).

Воспитатель: Кто готов, поднимите руку и расскажите, что у вас получилось. (От каждой команды по 2 ребенка рассказывают о государственных символах).

Воспитатель: Вы очень хорошо и правильно рассказали про государственные символы. А теперь 3 конкурс, в котором члены каждой команды прочитают нам стихи о Родине. Только не забываем о том, что стихи о Родине мы читаем громко, красиво и с выражением. (Дети сели на стульчики).

3 конкурс «Прочитай стихотворение»

(Дети от каждой команды читают по 2 стихотворения)

«Колокольчики»

1. Флаг Российский наш окрашен В белый, синий, красный цвет. Он трепещет в небе ясном И его прекрасней нет. Белый – символ мира, правды И душевной чистоты. Синий – верности и веры, Бескорыстной доброты. Боль народа, кровь погибших Отражает красный цвет! Будем Родину любить мы

И хранить от разных бед!

2. Люблю тебя, Карелия, Твои озера ясные И водопады грозные И тихие луга. Люблю тебя, Карелия, Твои леса прекрасные

И вечера морозные, и белые снега.

«Ромашки»

1. У России величавой На гербе орел двуглавый, Чтоб на запад и восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый,

Он России дух свободный!

2. А вы в Карелии бывали? Где травы стелятся ковром, И где озер синеют дали, Переливаясь серебром, Где волны Ладоги бескрайней На берег россыпью летят. Про неразгаданные тайны Нам водопады говорят, Где сосны бронзовые встали Необходимою стеной А вы в Карелии бывали? Нет?

Тогда поехали со мной!

Воспитатель: Спасибо ребята, вы прочитали замечательные стихи. А теперь давайте немножко отдохнем.

Физминутка«Родина»:
Нет на свете Родины красивей (дети держаться за руки, делают пружинку) Боевой страны богатырей (руки к плечам) Вот она по имени Россия (руки вверх и шагают на месте)

От морей простерлась до морей (поочередно выставляют руки в стороны).

Воспитатель: — А у нас следующий конкурс, который называется животный и растительный мир нашей Родины. (Дети садятся на ковёр).

4 конкурс «Животный и растительный мир»


Воспитатель:
Ребята, я сейчас загадаю вам загадки, и мы узнаем, чем богата наша страна. Если вы дадите правильный ответ, то он появится на нашем волшебном экране. Навострите ушки и слушайте внимательно. Первая загадка будет общая для обеих команд. В нем растут березы, елки, В нем живут ежи и волки, В нем есть дуб – тяжеловес,

А зовется место….(лес)

Воспитатель: Правильно, наша страна богата лесами. А давайте узнаем, что растет в наших лесах?

1. Ствол белеет, шапочка зеленеет, Стоит в белой одежке,

Свесив сережки (береза)

2. Её всегда в лесу найдешь- Пойдем гулять и встретим: Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем (ель)

1. И на горке и под горкой, Под березой и под елкой, Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят (грибы)

2. Листочки с глянцем, Ягодки с румянцем,

А сами кусточки, не выше кочки (брусника)

Воспитатель: Кто же является жителем наших лесов, хотите узнать?

1. Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (Лиса)

2. Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

1. Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (Дятел)

2. Кто днём спит, а ночью летает? (Сова)

Воспитатель: Молодцы, вы дали все правильные ответы. Устали, давайте поиграем.

Пальчиковая гимнастика «Сосна»:
На горе растет сосна (пальцы правой руки раскрыты) Под сосной скачет заинька косой (2 пальца левой руки указательный и средний изображают уши зайца и сгибаются) А под сосною под второй (тоже левой рукой)

Скачет заинька другой (правой рукой).

5 конкурс «Декоративно – прикладное искусство»

(Дети сидят на ковре).
Воспитатель: Россия всегда славилась народными умельцами, которые изготовляли своими руками: игрушки, посуду, кухонную утварь, шили и вышивали одежду.

Ребята, подождите, Карлсон хочет нам еще что-то передать. Это большой конверт.

Как вы думаете, что там лежит? (Письмо)
«Дорогие народные умельцы! Посылаем вам волшебные картинки, раскрасив, которые вы узнаете, какими видами промыслов вы занимались»

Воспитатель: Ребята, значит, нам нужно превратиться в народных умельцев, сейчас я вам помогу. «Повертелись, покружились и в умельцев превратились».
(Дети тонируют листы бумаги, стоя у столов, на которых изображены элементы карельской, хохломской, городецкой, дымковской росписи (на выбор).

Воспитатель: Ребята, скажите элементы какой, росписи вы изготовили? Молодцы, и с этим заданием вы справились очень хорошо.

Воспитатель: На этом наша викторина окончена, Мы с вами очень хорошо и много рассказали Карлсону о нашей Родине, теперь он найдет дорогу к себе домой. Давайте с ним попрощаемся и пожелаем счастливого пути. (Слайд с Карлсоном закрывается). А сейчас слово предоставляется жюри.

Слово жюри и награждение команд (Грамоты и сладкие призы)

Воспитатель: Мы все сегодня подружились за нашей умною игрой, и вот игра кончается, дружба продолжается, всем до свидания, до новых встреч!

Кузьмина Анна Леоновна Должность: воспитатель 1 квалификационной категории Место работы: МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №3 города Медвежьегорска»

Месторасположение: Республика Карелия, город Медвежьегорск

Уголок патриотического воспитания в детском саду: оформление по ФГОС, фото примеров в разных возрастных группах

Игры по патриотическому воспитанию. Дидактические игры по патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы

Патриотическое воспитание — важная составляющая становления будущей личности. Ребёнку от рождения не даётся чувство любви к родине, уважения семейных и народных традиций, гордости за свой народ и государство.

Все эти качества воспитываются семьёй и обществом начиная с детского сада.

Станут ли воспитанники патриотами своей Отчизны, захотят ли юноши и девушки в случае необходимости защищать интересы государства — это во многом зависит от формирования их мировоззрения в самом раннем возрасте.

Патриотическое воспитание дошкольников— обязательная составляющая часть деятельности педагогов-воспитателей ДОУ.

Она заключается не только в воспитании любви к нашей общей Родине России, но и обучению бережного отношения к самым близким: семье, дому, к тому месту, где родился, природе, которая тебя окружает.

В настоящее время, в связи с изменениями в обществе, патриотизм — это тот якорь, на котором держится понятие «государство». И формированию этого качества в новом поколении отводится такая важная роль.

Подробнее об организации занятий по патриотическому воспитанию можно узнать из нашей статьи — Как провести занятие по патриотическому воспитанию в детском саду.

Как и любое воспитательное воздействие на ребёнка, формирование патриотических чувств использует методы наглядности, словесные методы и другие. Создание хорошо оформленного патриотического уголка поможет воспитателю в решении этой сложной, многокомпонентной задачи.

Какими правилами необходимо руководствоваться при организации патриотического уголка

  • Достаточная информативность представленного материала с учётом возраста дошкольников.
  • Постоянное наличие патриотического уголка в предметно-развивающей среде.
  • Обновление представленного материала для поддержания интереса детей (в зависимости от возраста детей).
  • Использование этих материалов в НОД.

Как и любая другая составляющая предметно-развивающей среды детского сада, патриотический уголок должен соответствовать требованиям ФГОС:

  • Соответствие оснащения возрасту и потребностям детей данной возрастной группы.
  • Возможность видоизменения в зависимости от обучающей ситуации.
  • Многофункциональность, заключающаяся в возможности применения разных составляющих для моделирования обстановки для всестороннего развития детской активности.
  • Возможность вариативности — создание условий для игр, моделирования, конструирования, игр в одиночку.
  • Безопасность, надёжность и высокое качество используемых материалов.

Паспорт патриотического уголка, как часть паспорта группы, можно увидеть на примере.

Патриотический уголок

По каким направлениям подготавливается информационная база для патриотического уголка

  • Знания о государстве.
  • Информация о родном крае (области, автономии).
  • Изучение народных традиций и культуры.
  • Малая родина — дом, где мы живём.
  • Семья — самое важное в жизни.

Оформление патриотического уголка своими руками

Каким требованиям должно удовлетворять оформление уголка

  1. Логика размещения материала.
  2. Эстетичность и привлекательность оформления.
  3. Наполняемость и демонстрационным материалом (пособия, иллюстрации, игры, коллекции картинок или открыток).
  4. Соответствие материала возрасту детей.
  5. Творческий подход педагога в оформлении уголка.

В детском саду необязательно иметь символы государства стандартного вида. Детей будет больше привлекать необычное оформление, выполненное родителями и воспитателями необычной техникой.

  • Наглядные дидактические материалы (иллюстрации, флажки, красочные буклеты, предметы народной культуры, фотографии).
  • Папки и материалы с дидактическими играми (настольные игры военной тематики, мозаики и складные картинки и т.д.).
  • Разнообразные творческими заданиями с примерами выполнения на тему патриотического воспитания.
  • Куклы, одетые в народные костюмы; игрушки, подходящие по тематике, объёмные модели.
  • Творчество самих воспитанников.
  • Художественная литература (книги с иллюстрациями, распечатки сказок, стихов, баллад и т.д.).

Представлены особенности национального края Государственная символика и кукла в народной одежде Красочное представление народной культуры Показаны дидактические игры по военной тематике

Использование стендов, выполненных на заказ, имеет свои положительные стороны: компактное сочетание государственной символики, яркость красок, возможность использовать собственный эскиз при оформлении заказа.

Фотогалерея: стенды для патриотического уголка

Раздел государственной символики Такой стенд подойдет для младшей группы Такая информация несомненно будет интересна всем мальчикам в группе

Какое название можно дать патриотическому уголку

Название, несомненно, должно быть звучным и привлекательным для детей, в то же время отражать суть и назначение этой части оформления помещения группы. Например, можно использовать такие названия:

  • Моя Родина.
  • Родной край.
  • Уголок России.
  • Вперёд, Россия!
  • С чего начинается Родина.
  • Наша Родина — Россия.
  • Любимый край.
  • Люби и знай свой край.
  • Мы живём в России.

Работа в патриотическом уголке детского сада

Кроме размещения информации на стендах уголка, рассчитанной на самостоятельную деятельность дошкольников, патриотической работа может включать небольшие сообщения, беседы, чтение рассказов и стихов с использованием представленных материалов. Проводятся мероприятия, относящиеся к этому направлению воспитательного процесса.

Примеры организации патриотического воспитания:

Конспект открытого мероприятия по патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе на тему «Родина моя».

Конспект занятия в младшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию — таблица

Конечно, для ребёнка любовь к Родине — это любовь к семье, к своим близким, к тем, кто его окружает.

Но ребёнок растёт и вместе с ним расширяется круг его интересов: друзья, двор, в котором есть столько интересного, родной город, с теми дорогими местами, которые есть у каждого.

Взрослый человек понимает, Родина — эта та страна, которая досталась тебе в наследство от твоих предков и теперь ты за неё отвечаешь.

  • Маргарита Головнева
  • Распечатать

Патриотические игры в детском саду

Игры по патриотическому воспитанию. Дидактические игры по патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы

Патриотическое воспитание нужно начинать как можно раньше – даже в детском саду будет уместно приучать детей к любви к Родине и к родному краю. Вот только для этого не подойдут пафосные речи об Отечестве.

Патриотические уголки также сложно воспринимаются большинством детей дошкольного возраста. Намного лучше подойдут игры для дошкольников по патриотическому воспитанию.

Они простые, понятные, помогают в игровой форме осознать все величие России.

Для педагогов старших групп мы все же рекомендуем ознакомиться с оформлением патриотических уголков в ДОУ. Мы собрали фото интересных идей, а схема содержания поможет укомплектовать уголок своими руками.

Рассмотрим игры, которые помогут воспитывать патриотизм в младшей группе детского сада. Дети в этом возрасте очень хорошо воспринимают все, что связано с семьей, природой, друзьями. Не нужно ставить патриотизм целью каждой игры, тема любви к Родине должна быть связана с воспитанием человечности. Ведь цель воспитания – это прежде всего Человек с большой буквы, который любит свое Отечество.

Игра «Волшебные слова»

Самое главное в этой игре – разучить фразы, которые показывают общую культуру человека. Например, «спасибо», «пожалуйста», «приятного аппетита» и т. д.

Игровой процесс строится следующим образом: нужно сначала рассказать детям о важности «волшебных слов», попробовать всей группой вспомнить как можно больше таких слов. Попутно рассказывают о значении этих слов и уместности их использования. После этого участники по очереди называют все эти слова.

Выиграет тот, кто сможет вспомнить слов больше других. Игра развивает память с мышлением, помогает всем участникам стать вежливее, культурнее.

  Патриотическое воспитание ребенка в семье

Игра «Найди флаг»

Перед игрой нужно спросить у воспитанников, кто знает, как выглядит флаг России. После этого демонстрируется флаг нашей страны, называются его цвета.

Показывают флаги других стран, кратко рассказывают об их цветах и общем оформлении. После этого кладут 10 флагов, среди которых есть флаг России. Ребенка просят найти флаг России, назвать его цвета.

Если воспитанник ошибается в выборе, то нужно разобрать ошибки, чтобы сыграть в игру заново.

Следует воспитывать в детях уважение к государственной символике не только России, но и других стран. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы дети топтались по флагам, небрежно с ними обращались.

Игра «Гости города»

Целью является воспитание у детей интереса к жизни родного города и страны в целом. Нужно закрепить шесть фотографий со знаковыми местами вашего города на доске, предварительно пронумеровав цифрами от 1 до 6.

Ребенка просят бросить кубик с цифрами, чтобы случайным образом выбрать одну из картинок. Выбранную картинку нужно описать таким образом, чтобы гостю города было понятно изображение, появилось желание посетить этого место.

Карточки с видами города нужно подбирать максимально узнаваемые, чтобы у малышей не возникло проблем с описанием.

«Геральдика»

Целью является изучение истории родного города через его символику. Сначала воспитатель показывает герб родного города, вкратце рассказывает о том, что на нем изображено. Рассказывать нужно простым и понятным языком, обычно изображение герба города несет в себе графическое изображение его специфики, исторических особенностей.

После этого показывают гербы района и области, также рассказывают о них. В самом конце переходят к гербу России. Нужно также рассказать о флаге города, региона и страны.

Детям показывают взаимосвязь между флагами города, региона и страны, накладывают их друг на друга. Потом картинки перемешивают и просят сложить вместе герб и флаг города, региона, страны. То есть, разбить их по парам.

Такая игра не только развивает память, она поможет узнать о символике родного края.

  Военно-патриотическое воспитание молодежи

«Народные промыслы»

Цель – научиться узнавать разные виды деятельности. Начать можно с того, чтобы участники рассказали о своей помощи родителям по дому. Далее детям показывают заранее заготовленные картинки с изображением народных промыслов. Деток просят подобрать, к какой именно картинке относится их помощь.

Например, если мальчик любит вместе с папой строгать доски, то правильным ответом будет ремесло плотника. Если девочка помогает маме шить, то такая помощь очень хорошо относится к такому народному промыслу, как вышивание.

«Помоги маме найти своих детенышей»

Цель – научить детей соотносить изображения взрослых животных детенышами. Детей учат, что у собак могут быть только щенята, у котов – котята, у тигров – тигрята.

После этого показывают по две картинки в таком формате: взрослое животное и детеныш. Показав пять пар животных и озвучив их названия, можно переходить к закреплению полученных знаний.

Картинки со взрослыми зверями и их детенышами перемешивают между собой, далее просят детей собрать все изображения по парам.

Выигрывает тот, кто максимально быстро и без ошибок сможет собрать всех зверей по парам и правильно назвать животных. После игры рассказывают о важности для каждого детеныша расти в своей семье.

Будет очень плохо, если зверята потеряются. Нужно научить детей, что для каждого родителя потеря его детеныша является очень больным ударом.

Все семьи должны дружить, помогать друг другу, только в этом случае можно сохранить силу и могущество Родины.

Список игр, воспитывающих патриотизм в младшей и подготовительной группах детского сада, не является исчерпывающим. Во все игры нужно добавлять как можно больше движений, ведь дети в таком возрасте не могут долго сидеть на месте.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.