История платка на руси. Русские шали и платки

История и виды павло посадских платков

История платка на руси. Русские шали и платки
Русская красавица в павлопосадском платке

Культура того или иного народа многокомпонентна. Кухня, быт, традиции и особенности в одежде — все это составляет целостную картину, делая узнаваемой ту или иную народность.

Именно мелочи, нюансы, особенности и отдельные детали традиционного костюма являют всему миру народный образ. Без преувеличения, одной из самых ярких и многоликих считается российская культура.

Симбиоз трудолюбия искусных ремесленников и мастерства художников дал начало такому уникальному произведению прикладного искусства, как павлово-посадские шали (платки).

История платка

Сегодня каждый иностранец — гость великой и необъятной России, почтет за честь приобрести в качестве сувенира необыкновенные посадские платки или шали. Но мало кто знает, что история такого уникального и популярного во всем мире аксессуара насчитывает уже более 200 лет.

Павлопосадский платок можно встретить на многих картинах

Истоки берут свое начало в середине ХIХ века.

Город на Руси Павловский Посад, ранее именованный Богородским уездом, издавна считался своего рода центром талантливых и искусных ремесленников, а в особенности текстильного мастерства.

В те далекие времена именно в Павловском Посаде насчитывалось бесчисленное множество текстильных цехов, которые сохранились с еще более старинных времен. В ХVII столетии богородские шали уже имели широкую известность, благодаря узнаваемому рисунку-орнаменту из золоченых нитей.

Да и как такая красота могла не стать популярной

Позже производство стремительно набирало обороты и уже посадские платки изготавливались из различных тканей, а характер рисунка приобрел более характерные национальные черты и узнаваемый русский характер.

Мануфактурное производство расширялось, появилось направление шелкоткачества, платки изготавливались также из шерстяных и полушерстяных тканей.

История павлопосадских платков

[ot-video][/ot-video]

Традиционные посадские платки имели одну особенность — необычный и уникальный в своем роде набивной рисунок. Узоры были настолько эксклюзивные, что невозможно было отыскать два идентичных платка.

Техника нанесения рисунка

Великолепие цвета, сложного и единственного в своем роде цветочного узора или орнамента достигается непростой технологией нанесения.

Изначально узор переносился на материал при помощи резных деревянных форм. Такие доски-формы назывались «цветками» и «манерами».

Доска «цветки» вырезалась из дерева, с ее помощью на ткань наносились краски, а вот досками «манерами» набивался контур орнамента или узора.

«Манера» для нанесения узоров

Эволюция коснулась и технологий набивания принтов, поэтому уже в 70-х годах прошлого столетия рисунок стал наноситься на посадские платки и шали способом трафаретной печати и специальных нейлоновых шаблонов. Более современные павлопосадские текстильные изделия несколько видоизменились: рисунок стал менее детализированным, а контуры орнаментов приобрели менее затейливые и несколькострогие очертания.

Промышленное производство отнюдь не сыграло в пользу красоты платка

Некоторое время для нанесения рисунка применялась техника ручной набойки, но в силу особой трудоемкости процесса, популярным он так и не стал. Хотя именно в этот период были созданы настоящие эксклюзивные модели, достойные звания культурной ценности России.

В 90-х годах прошлого столетия, в то время, когда многие отрасли поразил кризис, производство не только не сошло на нет. Павлопосадские изделия стали еще более красочными и самобытными.

Количество красок на один платок или шали достигло 23-х.

Сегодня трафаретная технология сохранилась, уникальный рисунок предварительно разрабатывается художниками, после чего изготавливаются трафареты, затем шали и платки запускаются в производство.

Разработка рисунка будущего платка — задача не из простых

Создание павлопосадских платков

[ot-video][/ot-video]

Особенности узоров

С давних времен по сегодняшний день посадские платки и шали делятся на два основных вида:

  • Первые — это платки и шали, которые изготавливаются из тонкой полупрозрачной шерсти. Такие павлопосадские изделия могут иметь шелковую праоснову. Рисунок на такой шали или платке набивался на кремовом, черном, темно-вишневом или алом цветовом грунте. Орнамент представлял собой крупные цветы или букеты, строго подобранные стилевые узоры. Как говорится, награда нашла своего героя. Такие посадские платки получили в 1896 году высшую государственную награду, что дало право изображения Национального Герба на этикетке или вывеске.
  • Вторые — это павлопосадские изделия, которые выполнялись из плотной шерсти. Такие модели, как правило, отличались от первых не только тканями, но и орнаментом. Заглавным узором был позаимствован у восточного народа «огурец», заключенный в цветочные узоры. Акцент в таких платках делался на края, и точнее, углы платка, оставляя в центральной части небольшую фигуру средника.

В послевоенные период посадские платки приобрели большую яркость, нежели модели военного периода. Колорит павлово-посадской шали строится на контрастах желтого, зеленого, красного и синего. В рисунке появляются светотеневые обработки, которые придают реалистичности и осязаемости цветочным принтам.

Такой принцип ярких и необычных контрастов, национального орнамента или цветочных узором настолько уникален в своем роде, что делает посадские платки и шали вне веяний моды.

Подобная красота не может выйти из моды

Как носить павлово-посадский платок или шаль?

Современные тенденции в моде — это дань уважения и даже преклонения перед мастерством наших предков. Поэтому павлопосадские палантины, шали и платки невероятно популярны и сегодня среди модниц.

Такой яркий и необычный аксессуар несомненно обладает своим характером, историей и душой, что придает образу самобытные народные ноты в необычном современном обрамлении, словно драгоценный бриллиант.

Образ русской красавицы будет не полным без такого платка

Есть несколько советов, как одеть павловопосадский аксессуар:

  1. Традиционным способом, как носили на Руси, одевая на голову и завязывая под подбородком. Такой способ подойдет красавицам с четкими и правильными чертами лица.Повязать платок традиционным способом очень просто
  2. Одевая на голову, а концы платка обматывая вокруг шеи. Идеально смотрится с шубой или дубленкой. Нужно быть осторожной с образом, состоящим из шубы в пол и павлопосадского платка, чтобы не принять облик боярыни Морозовой.Повязка платка на голову и вокруг шеи
  3. Можно надеть на голову в виде банданы или тюрбана, а концы закрепить вокруг головы. Такой способ выглядит необычно и современно.Павлопосадский платок в виде банданы
  4. Просто накидывая на плечи, произвольно завязывая концы платка, чтобы окружающие могла восхищаться красотой рисунка.Так вы покажите все великолепие платка
  5. Ультрамодный способ предлагают модельеры, завязывая его в качестве пояса или даже юбки, углом вокруг талии.Оригинальная юбка из павлопосадского платка

Способов, как и с чем надевать посадские платки, палантины и шали немало. Можно смело отпускать фантазию и экспериментировать с таким необыкновенным аксессуаром, создавая свой собственный яркий и оригинальный образ.

Умелое сочетание павлопосадского платка или шали поможет придать облику не только народной самобытности. Павлопосадские изделия — это не просто модные аксессуары, они обладают душой, преображая облик женщины не только внешне, но и внутренне. Такие яркие расписные аксессуары никогда не выйдут из моды, формируя настоящий русский стиль вне модных тенденций.

Интересная информация о павлопосадских платках

[ot-video][/ot-video]

«По-бабьи», «по-купечески» и «по-дворянски»: как русские женщины повязывали платок

История платка на руси. Русские шали и платки

Платки не выходят из моды, просто иногда оказываются на ее пике. Их надо уметь носить, это целая наука. В этой статье мы говорим не просто об аксессуарах и общих правилах модного этикета, а именно о русских платках: традициях и тенденциях, узорах и сезонах. Научим вас повязывать платок «по-бабьи», «по-купечески» и «по-дворянски».

Повод для гордости

Английские резиновые сапоги с павлопосадским принтом, каблуки в форме куполов, яркий цветастый или объемный пуховый платок на голове – так еще совсем недавно мода а-ля рус вернулась на подиумы.

И не только на подиумы: в объективы модных фотографов, охотников за свежими образами, попали ньюйорские и лондонские модницы в оренбургских и павлопосадских платках.

 Подумайте сами: есть ли в России промысел, который бы приносил международные награды простым деревенским жителям? Который так массово подделывают вероятно китайские мануфактуры?

Выбираем платок

Кажется, еще со времен царя Гороха девушки носят павлопосадские платки.

Они выглядят настолько исконно-русскими и самобытными, что их происхождение не вызывает сомнений! На самом деле эти яркие цветастые платки появились намного позже: на логотипе павлопосадской мануфактуры обозначен  1795 год. Именно тогда трудолюбивый крестьянин-предприниматель Иваном Лабзиным организовал маленькую платочную фабрику.

Белые ажурные “паутинки” оренбургского платка, которые умещаются в скорлупе гусиного яйца и проходят через обручальное кольцо, действительно восхищают.

Впервые об этих изделиях узнали в конце XVII века, когда закрепившиеся на Урале русские, вступили в торговые отношения с местным населением.

Но настоящую известность пуховязальный промысел получил в Лондоне после всемирной выставки в 1862 году:  в знаменитом “хрустальном дворце” среди многих сотен экспонатов впервые были представлены оренбургские пуховые платки.

Для кого?

Павлопосадский платок. Для любительниц прыгать через костер и искать цветущие папоротники в ночь на Ивана-Купалу.

Оренбургский платок. Для тех, кто любит тепло укататься перед удалой прогулкой на Тройке и жечь Масленицу.

Традиции и тенденции

Женский головной убор служил своеобразной визитной карточкой: семейное положение, сословие хозяйки, достаток семьи обо всем этом можно было узнать, только взглянув на платок.

Так, например, замужние крестьянки завязывали платок под подбородком, «по-бабьи» – концами назад, а дамы высшего света предпочитали воздушные платки-накидки, соответствовавшие их «античным» нарядам.

Кстати, мода носить платки, завязав большой узел под подбородком, пришла в Россию из Германии в ХVІІІ веке., а образ “Алёнушки в платочке”, завязанном таким образом, сформировался уже в XX веке.

Вообще платок, как ни странно, появляется в гардеробе русской женщины лишь в XVII веке. Предшественником его был убрус – полотняный для крестьянок, шелковый для знатных особ, кусок расшитой материи. Им покрывали голову, скалывая под подбородком.

Узоры и сезоны

«Русский платок» – это кропотливый труд талантливых художников, мастеров по ткацкому и красильному делу. В красочных композициях  платков  можно разглядеть традиции народного искусства: резные узоры наличников домов, вышивки на домотканых полотенцах и рубахах, росписи икон.

Среди простого сословия были популярны холщовые платки с тканым узором по краям, платки, обшитые кумачом и бархатом из шерсти, платки из набивного ситца.

Состоятельными дамами ценилось отсутствие изнаночной стороны(платки одинаково красивы с двух сторон), виртуозность выработки и дорогие материалы.

Изумительной тонкость работы, богатством орнамента и цветовых решений славились елисеевские шали и платки из Воронежской губернии. Самым крупным производителем ситцев и набивных платков был Владимир.

Интересные факты

Выражение “опростоволоситься” имеет давние корние и обозначает: “опозориться, оказаться в невыгодном, неудобном положении”.

Еще бы, ведь предстать женщине с неприбранными волосами перед кем-то посторонним считалось не вполне приличным, а сорвать убор с ее головы (оставить ее простоволой) было страшным оскорблением. На Руси уществовала традиция “развязывание ума”, когда маленькой девочке дарили юбку и платок.

Носить его до определенного возраста было не обязательно, но первый свой платочек из рук отца девочка уже получала.В старину платок был самым желанным подарком.

Парень,  ухаживающий за девушкой, муж-крестьянин, возвращающийся с городского базара,  крестины, назначенные в дворянской семье – гостинец в виде платочка, был знаком любви, заботы, уважения.По старинному поверью свадебный платок обладал особой магической силой. Он состоял из двух цветов – красного (цвет мужчины) и белый (цвет женщины). Это сочетание означало брак.

Мировая история женского платка

История платка на руси. Русские шали и платки

История ношения платка берет свое начало в глубокой древности и уходит корнями в различные исторические эпохи и культуры. Платок является атрибутом практически всех религий и частью моды и стиля в современности. Традиция ношения такого головного убора, как платок, очень растянута географически – Древние цивилизации -Греческая на Западе, Китай на востоке, Египет и Персия на Ближнем Востоке, исламская Средняя и Центральная Азия и Индийская цивилизация на Юге. Центральную и северную часть этой историко-географической эпохи занимает Древне Славянская Ведическая Русь, дохристианских времен. Повсеместно встречаются образы, в которых обязательно элементом является платок. Разумен вопрос: а почему эта традиция существует? Возникшая тысячелетия назад, она существует и по сей день. Логично будет предположить, что причиной тому погода – где-то платок защищал голову от зноя, где-то от холода, а в пустынных и степных краях еще и от пыли и песка. Но также, мы знаем, что наши предки были умны, и помимо практической стороны ношения платков, был еще и более глубокий смысл. Две тысячи лет до нашей эры найдено первое упоминание о платке как о головном уборе. Относится оно к эпохе фараонов Египта. И в Египте, и в Ассирии платок указывал на положение владельца в обществе. Головной убор фараонов назывался нем. Он подчеркивал власть и богоподобие фараона. Закрученный сзади в узел, яркий сине-золотой платок, по бокам спускался до плеч. Покрывать голову женщинам было принято и в Европе. Это считалось правилом благопристойности и символизировало зрелость. Поэтому незамужние женщины не ходили с непокрытой головой, ведь это подчеркивало их статус. В Германии женщины носили длинные вуали, свободно развевающиеся на плечах, заколотые под подбородком брошью. В XVII – XVIII веках пришла мода на другие головные уборы – капюшоны, а затем и шляпки. К началу XIX пришла мода на шали. Считается, что возникла она после египетского похода Наполеона, возвратившись из которого, он привёз своей Жозефине кашмирские шали. Французские модницы сразу же повторили опыт первой красавицы Франции, а за ними и все дамы Европы. В это время большое распространение получили восточноевропейские, индийские шали. В эпоху Возрождения женщины уже часто не покрывали головы. Подтверждением тому служат картины великих художниокв той эпохи – например, картина “Дама с горностаями” В начале 18 в. на севере Европы появились первые набивные платки с различными рисунками от орнамента до политической карикатуры Платком традиционно не в качестве модных веяний покрывали голову девушки разных религий. Данная традиция сохраняется и по сей день.

Почему женщины носят платок на голове?

Платок один из важных факторов престижа и призван скрывать женскую красоту. Женские волосы – один из главных символов соблазнения. Для женщины, также, длинные, сильные волосы символ энергии. Они хранят опыт и память человека. Считалось, что женщина с длинными волосами вынашивает ребенка без проблем. Недаром, человеку, пережившему горе или утрату, советуют постричься.

В Индии этот обряд считается чисткой кармы. Поэтому раньше не стригли волосы: остриженная женщина у всех народов считалась опозоренной. Мужчины также не носили короткие стрижки, лишь немного подстригали волосы. Изначально во всех вероисповеданиях покрывание головы служило некой защитой от отрицательной энергетики, сглаза и излишнего мужского внимания.

Этот головной убор был символом нравственности, чистоты, скромности. До сих пор, девушки, носящие платок на голове отмечают, что в нем чувствуют себя более уверенно. Платок сдерживает, в нем не хочется спорить, ругаться. Он часто выступал показателем социального статуса обладательницы. Богатые особы носили платки из дорогой ткани, вышитые.

Взглянув на головной убор, можно было определить статус его хозяйки, так как он наглядно демонстрировал достаток семьи, сословие и семейное положение. Также, платком обертывали священные предметы. Танцуя, девушки с помощью платка подчеркивали изящность и легкость своих движений.

Еще на Руси считалось, что волосы хранят энергию, поэтому девушки не распускали волосы, опасаясь пагубных последствий. После замужества, женщины полностью покрывали волосы, в то время как у девушек из-под платка или косынки можно было увидеть косу. С библейских времен покрытая голова у женщины была символом благородства, целомудрия и смирения перед мужем.

Платок означал принадлежность к мужу, что защищало женщину от посторонних. Поэтому отказ от платка считался выражением гордыни и непокорности, в связи с чем таких женщин не допускали в храм.

История русского женского платка

История платка в Древней Руси начинается примерно в 12 веке: тогда женщины носили «убрус». Его делали из различных материалов: для бедных из шерсти,для более состоятельных из шелка и украшали камнями, золотой и серебряной нитью, речным жемчугом, вышивкой. Платок служил защитой от сурового климата, поэтому его носили поверх головного убора.

До появления крупной промышленности все платки были безымянными и ткались крестьянками на обычных домашних станках. Их или украшали узорными ткаными полосами, вышивками или красили и набивали на них печатные узоры. В ХVI — XVII веках появились платки из плотной «коноватой ткани» и назывались «канаватки».

Предположительно, появились они после поездки Афанасия Никитина в Индию. Ими торговали купца с Востока, поэтому особенно ценились и считались драгоценностью. Платок был акцентом в образе русской женщины, его завершением. Большую часть жизни женщина носила платок, не снимая его до самой смерти.

Он придавал женщине особый шарм, изысканность В 17 веке производство шалей было поставлено на поток. И до сих пор платок с традиционными русскими узорами актуален в нашем гардеробе. С 18 века в России набирает обороты изготовление больших платков и шалей. Подражая пестрым шалям, недоступным широкому кругу людей, стали выпускать набивные платки.

Наши шали сочетали красный и желтый цвет – как подражание дорогим парчовым тканям. Желтый цвет был похож на золото. В начале 19 в. шали создавались на 3-х фабриках, которые назывались «колокольцескими» Товары фабрик Третьякова и Прохорова конкурировали с западными товарами. К концу 19 в годах стали применять ализариновые красители.

Самыми известными стали барановские платки и ситцы, отличавшиеся ярким красным цветом. Секрет этого цвета был в используемой воде, в которой практически не содержалось соли. Добывалась она на озере в селе Карабаново. Барановские платки были узнаваемы: по рисунку, орнаментальному рисунку и ярким краскам.

Позже, мода на платки достигла пика – шалями стали обивать обувь, мебель, шили из них одежду. В 20 веке платки и шали стали одним из необходимых аксессуаров. На каждом празднике или церемонии женщина появлялась в платке. На картинках художников мы можем увидеть девушек в пестрых или пуховых шалях, которые согревали даже в самые суровые морозы.

Эти женщины – образ нашей Родины. В 20 веке платок все еще был популярен. Атрибутика красного цвета стала символом соцреализма – это коснулось и платка, точнее косынки. Иностранцы страстно желали привезти в свою страну «русский сувенир» красный пионерский галстук.

В Великую Отечественную войну платочек был символом верности и талисманом для фронтовиков. Они хранили его в своих шинелях, и он служил им стимулом для защиты Родины и напоминал о семье.

Кустышки – головной убор русского традиционного костюма Архангельской области.

Платки разных национальностей

Как же выглядела культура ношения платка выражалась в других культурах? Посмотрим на примерах с фото.

Образ индийской женщины неотделим от традиционного наряда «сари» При этом сари это не только одежда, но и головной убор. Конец сари накидывается на голову, покрывая волосы.

Женщины всех сословий до сих пор носят также прозрачные вуали, воздушные покрывала, которые прикрепляются на голове обручем.

Женщина, одетая в сари одним своим видом настраивает на уважительное отношение к ней, как к прекрасной половине человечества, автоматически делая ее более женственной и привлекательной, чем женщину в современной одежде.

Сари независимы от моды и многие индианки до сих пор носят их. Израиль В ортодоксальном иудаизме существует свод правил – «цниют», который включает в себя законы скромности и определяет внешний вид девушки. Женщины и девушки должны носить неброскую, но красивую одежду, при этом не вызывающую. Небрежность неприемлема. Голова должна быть покрыта головным убором, который называется «тихль». Его повязывают назад, оставляя шею открытой. Центральная Азия и Ближний Восток В этих территориях распространено ношение самых “радикальных” одежд – паранджи. Паранджа – это халат с длинными руками и сеткой, закрывающей лицо. Другая разновидность паранджи называется чадра и выглядит как легкое покрывало белого, синего или черного цвета. Оба этих нарядах носят , чтобы скрыть фигуру с головы до ног. Наиболее распространены в Афганистане и Пакистане. Малайзия и Индонезия Эти страны отличаются любовью к ярким цветам – это касается и головных уборов для мусульманских девушек Малайзии и Индонезии. В Малайзии платки не только традиционный головной убор, но и важный аксессуар в высокой моде. Там набирает обороты популярность «скромной моды» Африка Женщины в Габоне, Гане, Намибии носят тюрбаны, при это шея, уши и плечи остаются открытыми. Сочетают такие платки с яркими крупными серьгами и выразительным макияжем. Мусульманские африканки носят платки на классический манер. Турция Турция – мусульмано-светское государство. Традиционные наряды и головные уборы все еще носят повсеместно, однако становятся менее популярными среди современных девушек. На смену приходит тюрбан — платок, завязанный необычным способом. В парикмахерских Турции существует услуга по красивой укладке тюрбана.

Юлия Муравская

Главный редактор блога “Дом пуха”
страница

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.