Как восстановить психику детей после. Что травмирует психику ребенка. Ошибки – это нормально

Содержание

Не травмируйте ребенку психику! 5 веских причин отказаться от физических наказаний

Как восстановить психику детей после. Что травмирует психику ребенка. Ошибки – это нормально

Применяя физические наказания, родители не добиваются абсолютно ничего. Да, временное затишье в бурном поведении ребенка возможно. Но гораздо важнее объяснять, почему “так нельзя себя вести”, сохранять спокойствие и не давать волю собственной агрессии.

Меры физического воздействия родители часто применяют к непослушным отпрыскам. Этим явлением никого не удивить. Физические наказания практикуют 80% родителей. Но что интересно: чаще всего подобный «педагогический» метод выбирают женщины (мамы, опекуны).

Если ребенок сильно провинился, редко какая мать воздерживается от того, чтобы не отшлепать его по «мягкому месту» ладонью или тем, что подвернется под руку. И мы свято уверены, что данный метод воспитания эффективен. Но не все так просто. Оказывается, телесные наказания бесполезны.

И альтернатива им имеется.

1. Это не срабатывает, а лишь ухудшает положение

Безусловно дети ведут себя по-разному. Они могут быть чрезмерно требовательными, капризными, неуправляемыми, а нервы у родителей, что называется, не железные. Но шлепками мало чего можно добиться.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

 Специалисты уверены, что физическое воздействие как дисциплинарный метод не проявляет себя в перспективе, ведь ребенку никто толком не объяснил, почему его поведение неправильно. Насилие – лишь поможет прекратить нежелательные действия ребенка.

2. Верный путь к тому, чтобы превратиться в агрессора для запуганного ребенка

Все случаи более жестокого обращения с детьми начались с безобидных на первый взгляд шлепков.

Видя на практике, что телесные наказания не оказывают желаемого эффекта, родители начинают увеличивать приложение собственной силы с каждым разом, когда ребенок ведет себя неподобающим образом.

Дисциплина не налаживается, и в итоге кто-то из родителей выходит за рамки, теряет над собой контроль и причиняет физический ущерб ребенку.

3. Насилие порождает агрессию в перспективе

Дети, систематически переживавшие физические наказания, имеют склонность к немотивированному насилию по отношению к своим уже детям и партнерам. Они имеют более высокий риск превратиться в правонарушителей.

Почему так происходит? Пример родителей влияет на ребенка, ведь он априори считает все действия матери и отца правильными.

И когда родители применяют инструмент силы в процессе конфликта, ребенок это возьмет на вооружение в будущем.

Подписывайтесь на Эконет в Pinterest!

4. Дети могут переживать депрессию

Когда ребенка бьют самые близкие и родные для него люди, его картинка мира рушится. Он не может понять, почему так происходит, и в нем поселяется уверенность, что его не любят. Возникает риск возникновения и прогресса клинической депрессии. К тому же, это может негативно повлиять на процесс социализации ребенка.

5. Здоровье ребенка ухудшится

Даже становясь свидетелем насилия, ребенок переживает стресс, который негативно сказывается на функционировании иммунной системы. Переживание систематических физических наказаний усугубляет положение: оно ослабляет защитные функции иммунной системы. Если ребенок имеет определенное заболевание, оно может усугубиться.

Что можно (и нужно) сделать по-другому, когда…

  • У вас иссякло терпение. Проанализируйте свои ожидания и задайте себе вопрос, адекватно ли поведение ребенка его возрасту и этапу развития. К примеру, постоянные вопросы, начинающиеся словом «почему», совершенно нормальны для   детей двухлетнего возраста. Анализ поможет вам охладить гнев и даст посмотреть на ситуацию с более спокойным настроем.
  • Вы постоянно просите ребенка вести себя подобающим образом, но он вас не слушает. Не думайте, что ребенок отдает себе отчет, в чем кроется его ошибка или что конкретно вы подразумеваете, когда произносите «Веди себя хорошо». Будьте более точны, объясняя, что именно не так и по какой причине. Можно ведь просто сказать: «Не щипай сестричку, потому что ей больно».
  • Ваш ребенок вот-вот выйдет из себя. Когда вы видите, что приближается гроза и поведение ребенка сейчас грозит выйти из-под контроля, держите себя в руках, не повышайте голос. Хладнокровие имеет сильную способность возвращать к реальности.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

  • У  ребенка истерика. Дайте ему попить водички. Спокойно проводите ребенка в уединенное место и объясните, почему он ведет себя недопустимо. Объявите ему, что он может вернуться к своим занятиям, когда успокоится и подождет две минуты.  
  • Ваш ребенок вас не слышит. Позвольте ему «пожать плоды» своего плохого поведения, если вы понимаете, что они не нанесут ему ущерба. Таким образом вы дадите ребенку возможность сделать определенный вывод на основе своих ошибок. Но не практикуйте фразу «А я тебе говорила!».

Безусловно, быть идеальными родителями чрезвычайно сложно. Мы устаем, нервничаем из-за всяческих проблем, испытываем постоянный дефицит времени. Но общение с ребенком не должно допускать грубости, применения силы и агрессии. Иначе вы в будущем пожнете горькие плоды своих деяний, а ребенку подорвете здоровье и психику.опубликовано econet.ru.

Подписывайтесь на наш канал!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Как излечить психологические травмы детства и психологические комплексы

Как восстановить психику детей после. Что травмирует психику ребенка. Ошибки – это нормально

Цель любой психотерапии – помочь отбросить прошлое, хорошее оно или плохое, и отбросить хорошее или плохое будущее, чтобы просто быть. Быть – значит развивать свою уникальность, свою способность быть живым, всем тем, кто ты есть, здесь и сейчас. (с)
/Карл Витакер/

Сегодня мы поговорим о психологических травмах, иногда, в житейской психологии, последствия этих травм называют «психологическими комплексами».

И в первую очередь речь пойдет о детских психологических травмах и о том, какое влияние они оказывают на дальнейшую взрослую жизнь.

Психологическая травма – реактивное психическое образование (реакция на значимые для данного человека события), вызывающее длительные эмоциональные переживания и имеющее длительное психологическое воздействие.

Причины психологической травмы

Причиной травмы может стать любое значимое для человека событие, а источников существует огромное количество:
Семейные конфликты. 1.    Тяжёлые болезни, смерть, гибель членов семьи. 2.    Развод родителей. 3.    Гиперопека со стороны старших. 4.    Холодность внутрисемейных отношений и отчуждение.

5.    Материально-бытовая неустроенность.

Знает ли человек о своих психологических травмах? Одного знания оказывается недостаточно. Люди обращаются за психологической помощью относительно своих негативных переживаний или неконструктивных способов поведения, но не связывают свое нынешнее состояние с психологическими травмами, особенно детскими.

В большинстве случаев психотравмирующее воздействие носит неявный, скрытый характер.

Речь идет, как правило, о неспособности ближайшего окружения, прежде всего матери, обеспечить для ребенка атмосферу доверия и эмоциональной защищенности.

Травмирующая ситуация может скрываться за внешне вполне благополучной домашней обстановкой, в частности, за ситуацией гиперопеки и гиперпротекции, когда никто даже и не подозревает о том, что в отношениях родителей с детьми не хватает очень важных чувственных и поведенческих компонентов.

Значимые родительские фигуры часто сами страдают различными формами личностных расстройств, постоянные конфликты в семье, напряженные отношения, признаки домашнего и психологического насилия препятствуют полноценному эмоциональному взаимодействию в семье и, как следствие, – нормальному психическому развитию потомства.

Жизненные сценарии

Известный психолог Эрик Берн предложил идею о «жизненных сценариях», которые диктуют нам наши поступки и наше поведение в целом.

Это бессознательный жизненный план, который мы позаимствовали у родителей, и который создает нам иллюзию контроля над ситуацией и жизнью.

Обычно к 7 годам этот сценарий уже заложен, и в дальнейшем человек строит свою жизнь во многом обусловленный влиянием этого бессознательного сценария.

Решая свои жизненные проблемы, человек вынужден решать проблемы своих родителей, своих бабушек и дедушек.

Нужно понимать, что это не детальная точная копия родового сценария, но общее направление и постоянная работа над ошибками, своими и своих предков.

Эта ситуация усугубляется в детстве директивными посланиями родителей своему ребенку, когда родители из «благих намерений» внушают своему чаду установки как нужно жить.

Директива – это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребенок будет наказан.

Не явно (поркой или подзатыльником, молчаливым шантажом или руганью), а косвенно — собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Причем истинные причины своей вины ребенок не может осознать без посторонней помощи. Ведь именно исполняя директивы, он чувствует себя “хорошим и правильным”.

Негативные установки (директивы)

Главной директивой, в которую можно было бы включить все остальные, является:
“Не будь самим собой”. Человек с этой директивой постоянно неудовлетворен собой. Такие люди живут в состоянии мучительного внутреннего конфликта. Остальные приведенные ниже директивы поясняют это.

Вот краткие примеры таких директив (их можно насчитать десятки и очень подробно разбирать каждую из них):
“Не живи”. Как много проблем ты нам принес, появившись на свет.
“Не верь самому себе”. Мы лучше знаем, что тебе нужно в этой жизни.
“Не будь ребенком”.

Будь серьезным, не стоит радоваться. И человек, став взрослым, никак не может научиться полноценно отдыхать и расслабляться, так как чувствует вину за свои “детские” желания и потребности. Ко всему прочему, у такого человека стоит жесткий барьер в общении с детьми.
“Не чувствуй”.

Это послание может передаваться родителями, которые сами привыкли сдерживать свои чувства. Ребенок приучается “не слышать” сигналы своего тела и души о возможных неприятностях.
“Будь самым лучшим”. Иначе ты не сможешь быть счастлив.

А так как невозможно быть самым лучшим во всем, то и не видать этому ребенку счастья в жизни.
“Никому нельзя верить, – уж вы мне поверьте!”. Ребенок приучается к тому, что окружающий мир является враждебным и выживает в нем только хитрый и вероломный.
“Не делай!”.

В результате ребенок боится принимать какие-либо решения самостоятельно. Не зная, что безопасно, испытывает трудности, сомнения и чрезмерные опасения в начале каждого нового дела.

Но насколько сильно влияют психологические травмы на сегодняшнюю жизнь?

Я лишь приведу два примера, которые подтверждены научными исследованиями, хотя исследований гораздо больше. Всемирная организация здравоохранения провело исследование среди людей, у которых в детстве были какие-либо психологические травмы. Оказалось, что таким людям гораздо труднее сделать карьеру, чем тем, у кого в детстве не было сильных эмоциональных потрясений.

Оказывается, расстройства психики в детстве приводят к замедлению социального развития человека – ему становится сложнее заводить друзей, адаптироваться к новым коллективам и уживаться с людьми.

По словам доктора Норито Каваками из университета Токио, возглавлявшего научную группу, которая проводила исследование, ученые нашли четкую взаимосвязь между случавшимися в детстве депрессиями, недостатком внимания, пережитыми случаями физического или психического насилия и низким уровням достатка во взрослой жизни.

Результаты эксперимента справедливы и для мужчин, и для женщин. В ходе исследования были опрошены почти 40 000 человек из 22 стран, в возрасте от 18 до 64 лет.

Ученые собирали информацию об уровне дохода, общественном положении, образовании каждого респондента, и при этом уточняли данные о состоянии психического здоровья опрошенных, начиная с рождения.

Действительно, детские горести рождают желание замкнуться, отгородиться от мира, а успешную карьеру в большинстве случаев невозможно сделать в затворничестве…

Другое исследование проведенное специалистами из центра здоровья «BioMed Central» и опубликованное в журнале «Substance Abuse Treatment, Prevention, and Policy».

Так в исследовании, проведенном под руководством доктора Тары Штрайн (Tara Strine) показано, что неблагоприятные события детства эмоциональные, физические или сексуальные травмы, могут стать причиной развития никотиновой зависимости.

И в этом случае, лечение сигаретной аддикции необходимо начинать с терапии детских травм.

В исследовании приняло участие больше чем 7000 человек, приблизительно 50% из которых – женщины.

Принимая во внимание ранее выявленные факторы риска, такие как употребление алкоголя и курение родителей, физические и эмоциональные травмы, произошедшие в детстве, достоверно заняли первое место в группе риска. Однако подобная картина наблюдалась только в женской выборке.

Так женщины, в анамнезе которых, были выявлены травмирующие события детства, в 1,4 раза чаще подвержены данному пристрастию. У мужчин же, как полагают исследователи более широкий диапазон защитных и компенсаторных механизмов, которые еще только предстоит изучить.

Результаты исследования показывают, что механизмом, провоцирующим связь между детскими травмами у женщин и тягой к табаку, является психологический стресс. Особенно велик риск у тех, кто пережил эмоциональное или физическое насилие.

Что же делать с детскими психологическими травмами?

Все мы родом из детства, поэтому несем в себе большое количество болезненных переживаний и неосознанных ран, которые всячески будут препятствовать здоровому гармоничному развитию личности человека.

Эти переживания могут быть самыми разными и сопровождаться различными чувствами: вины, стыда, тревоги, страха, неполноценности, потерянности, недоверия, бессмысленности своего существования и пр. Чувство боли «защищает» от осознания этих травм, и человек искренне считает это своей особенностью характера.

Потому что осознание приведет к необходимости пересмотра и переоценки слишком многих вещей в своей жизни. Здесь появляется страх, который сознательно и бессознательно препятствует излечению, блокирует его.

Волевым усилием не избавиться от подобного страха, потому что расплатой за подобное усилие будет служить усиление контроля, и потеря своей витальности и жизненной энергии.

Многие виды психотерапий (в том числе гештальт-терапия) занимаются тем, чтобы человек развивал свою спонтанную способность к жизни, преодолевал барьеры и стереотипы, заложенные в прошлом.

Характерной психологической особенностью славянского менталитета является то, что люди у нас терпят «до последнего». Что бы не случилось, мы будем «мужественно» терпеть, сносить, держать в себе до конца. Н. Тихонов писал о таких людях: “Гвозди бы делать из этих людей! В мире бы не было крепче гвоздей”!!!

На приеме у психолога или в психологической группе можно встретить молодых женщин, сломленных своими психологическими травмами, с блеклыми лицами, пустыми глазами и опущенными плечами.

Некоторые из них выглядят совершенно безжизненно, раздавлено, обескровлено. Другие же напротив – настолько беспокойны и невротически возбуждены, что неспособны сосредоточиться на актуальном состоянии.

Но все они помнят себя другой, не похожей на теперешнюю и не понимают как они стали такой.

Учиться заботиться о себе

Внутренний психологический комфорт является сегодня одним из определяющих понятий современной жизни. Оказывается “ухаживать” за собой нужно не только снаружи, но и внутри. И достижения современной психологии достаточно легко и быстро позволяют делать это (это то, чего мы были лишены вплоть до 90х годов 20 века).

К сожалению, многие люди у нас в стране относятся к этому с непониманием и недоверием, предпочитая терпеливо мучиться и страдать, полагая, что всё пройдёт само, думая, что к психологам, психотерапевтам и психоаналитикам только “психи” ходят лечиться. Но сегодня к психологам обращаются современные, умные люди, которые испытывают определенное личностно-психологические проблемы.

Сегодня с помощью хорошего специалиста можно полностью освободить свой внутренний мир от нежелательных, мучительных последствий: – любой эмоционально-душевной травмы, – любой психотравмирующей ситуации, имевшей место в жизни (независимо от срока давности), – любых тяжёлых или острых психоэмоциональных переживаний или воспоминаний,

– любых эмоционально-шоковых потрясений.

Обращайтесь ко мне за помощью, буду рад Вам помочь!

почитать другие статьи на этом сайте:
о чувстве зависти
о запретных чувствах
эгоистическое чувство материнства
когда плачет клоун? (детские травмы)

10 признаков, что у вас психологическая травма из детства

Как восстановить психику детей после. Что травмирует психику ребенка. Ошибки – это нормально

Современные психологи сходятся во мнении, что большинство психологических проблем возникает на фоне какой-либо психологической травмы (или нескольких травм) из детства.

Каждый человек получает в детстве как позитивный, так и негативный опыт, который отражается на всей его дальнейшей жизни. Иногда именно детская психотравма становится причиной серьезных проблем во взрослом возрасте. Чтобы определить у себя наличие психологической травмы, полученной в детском возрасте, необходимо обратить внимание на следующие признаки:

Изображение Bessi с сайта Pixabay

1. Постоянное чувство вины.

Если ребенок постоянно слышал в свой адрес, что он плохо учится, не обладает никакими талантами, что у него ничего не получается, то вероятность появления у него комплекса вины очень высока. Часто этот ребенок, став уже взрослым, чувствует, что ни на что не годен, что он все делает неправильно, хотя на самом деле это не так.

2. Страх одиночества.

Этот страх испытывают люди, которые в детстве недополучили родительской любви, внимания и заботы. Следует проанализировать, возможно страх остаться одному вызван именно этим фактором.

3. Сложность в построении отношений.

Такие трудности могут быть вызваны тем, что в детстве этот человек пережил обман. Ребенок очень чувствителен к обману и если такое произошло, он может навсегда потерять доверие к людям. С возрастом это перерастает в невозможность построения доверительных отношений с другими людьми.

Изображение Bessi с сайта Pixabay

4. Неумение принимать комплименты.

Ребенок, который не получил необходимое ему количество теплоты и внимания, вырастает в человека, который не чувствует собственную ценность. Комплименты со стороны он будет воспринимать как лесть и всячески будет их отрицать или игнорировать. Неспособность принимать комплименты негативно отражается на самооценке.

5. Человек думает, что не заслуживает счастья.

Если человек, с которым случилось что-то хорошее, думает что это скоро закончится, что это все не просто так и т. д., вероятнее всего, в детстве перенес серьезную психотравму.

Скорее всего, родители постоянно указывали ему на то, что он не достоин игрушки, которую выбрал, так как сломал недавно купленную ему машинку.

Или не может пойти в зоопарк, потому что плохо себя ведет и т. д.

6. Боязнь не соответствовать чужим ожиданиям.

Этот страх присущ тем, кто в детстве слышал в свой адрес высказывания о том, что он недостаточно хорош. Будучи взрослым, такой человек старается понравиться окружающим, вызвать у них восхищение, а если достигнуть этого не получается, испытывает неприятные эмоции.

Изображение Rudy and Peter Skitterians с сайта Pixabay

7. Страх конфликтов.

Если ребенок испытывал на себе ту или иную форму эмоционального насилия со стороны взрослого, высока вероятность того, что во взрослом возрасте он будет испытывать страх перед конфликтами и всячески избегать их.

8. Трудности с принятием решений.

Когда ребенку постоянно указывают на его ошибки, он может испытывать сложности с принятием решений уже во взрослом возрасте. Это же происходит, когда родители не дают малышу свободу выбора и все решения принимают за него.

Даже банальный выбор кафе, в которое он пойдет, становится серьезным поводом для размышлений. Делать покупки в магазине для такого человека – настоящая проблема.

А если дело касается серьезных вещей, стоит ли говорить, через что приходится пройти этому человеку, чтобы принять решение.

9. Заниженная самооценка.

Самооценка человека формируется еще в детстве. Если человек не может принять и полюбить себя, скорее всего, причиной этому будет какая-либо психологическая травма из детства.

10. Перфекционизм.

Эта черта характера часто доставляет ненужные трудности. Однако избавиться от нее непросто. Чаще всего причина перфекционизма лежит в том, что в детстве этот человек постоянно доказывал что-то родителям, старался во всем быть первым. Родители в ответ на старания ребенка редко выражали похвалу, а только требовали от него еще лучших результатов.

Если человек обнаружит, что ему характерен хотя бы один из перечисленных признаков, то, скорее всего, он имеет какую-либо детскую психологическую травму. Самостоятельно проработать такую проблему довольно сложно, поэтому лучше обратиться к грамотному психологу за помощью.

Рекомендую прочитать статьи:5 привычек здорового человекаи5 невербальных признака симпатии

Дорогие друзья, если вам понравилась эта статья, топоделитесь ею со своими друзьями в соцсетях! Не забудьте поставитьлайкили дизлайк( иподписатьсяна мой канал. Я выпускаю интересные и полезные статьи каждый день.

Психические расстройства у детей

Как восстановить психику детей после. Что травмирует психику ребенка. Ошибки – это нормально

Психические расстройства у детей возникают в силу особых факторов, провоцирующих нарушения развития детской психики. Психическое здоровье детей настолько уязвимо, что клинические выраженные проявления и их обратимость зависят от возраста малыша и длительности воздействия особых факторов.

Решение проконсультировать ребенка у психотерапевта, как правило, родителям дается непросто. В понимании родителей это означает признание подозрений на наличие у ребенка нервно-психических расстройств.

Многих взрослых пугает постановка малыша на учет, а также связанные с этим ограниченные формы обучения, а в будущем ограниченный выбор профессии.

По этой причине родители зачастую стараются не замечать особенности поведения, развития, странности, которые обычно являются проявлениями психических расстройств у детей.

Если же родители склоняются к мнению, что ребенка надо лечить, то сначала, как правило, предпринимаются попытки в лечении нервно-психических расстройств домашние средства или советы знакомых знахарей.

После неудачных самостоятельных попыток в улучшении состояния отпрыска, родители принимают решение обратиться за квалифицированной помощью.

Обращаясь впервые к психиатру или врачу-психотерапевту родители, зачастую, стараются это сделать анонимно, неофициально.

Ответственные взрослые не должны прятаться от проблем и при распознавании ранних признаков нервно-психических расстройств у детей, своевременно обращаться к врачу и после следовать его рекомендациям.

Каждый родитель должен обладать необходимыми знаниями в области невротических расстройств, чтобы предупредить отклонения в развитии своего ребенка и при необходимости обратиться за помощью при первых признаках расстройства, поскольку вопросы, которые касаются психического здоровья малышей, являются уж слишком серьезными.

Самостоятельно экспериментировать в лечении недопустимо, поэтому следует вовремя обращаться к специалистам за советами.

Зачастую родители списывают психические расстройства у детей на возраст, подразумевая, что ребенок еще маленький и не понимает, что с ним происходит.

Нередко данное состояние воспринимается, как обычное проявление капризов, однако современные специалисты утверждают, что невооруженным взглядом психические расстройства очень заметны. Зачастую эти отклонения отражаются негативно на социальных возможностях малыша и его развитии.

При своевременном обращении за помощью можно полностью излечить некоторые расстройства. При обнаружении подозрительных симптомов у ребенка на ранних стадиях, можно предотвратить тяжелые последствия.

Психические расстройства у детей подразделяются на 4 класса:

Причины психических расстройств у детей

Появление психических расстройств могут вызываться различными причинами. Врачи утверждают, что на их развитие могут оказывать влияние всевозможные факторы: психологические, биологические, социопсихологические.

Провоцирующими факторами выступают: генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям, несовместимость по типу темперамента родителя и ребенка, ограниченность интеллекта, мозговые поражения, семейные проблемы, конфликты, травмирующие психику события. Не последнее значение имеет семейное воспитание.

Психические расстройства у детей младшего школьного возраста часто возникают из-за развода родителей. Нередко увеличивается шанс возникновения психических расстройств у детей из неполных семей, или, если у одного из родителей в анамнезе имеется какое-либо душевное заболевание. Для определения, какого вида помощь необходимо оказать малышу, следует точно установить причину проблемы.

Симптомы психических расстройств у детей

Данные расстройства у малыша диагностируются по следующим симптомам:

  • тревожные расстройства, страхи;
  • тики, синдром навязчивости;
  • игнорирование установленных правил, агрессивность;
  • без видимых причин часто меняющееся настроение;
  • снижение интереса к активным играм;
  • замедленные и необычные телодвижения;
  • отклонения, связанные с нарушением мышления;
  • детская шизофрения.

Периоды наибольшей подверженности психическим и нервным расстройствам приходятся на возрастные кризы, которые охватывают следующие возрастные периоды: 3-4 года, 5-7 лет, 12-18 лет. Из этого очевидно, что подростковый и детский возраст является подходящим временем для развития психогений.

Психические расстройства у детей до года обусловлены существованием ограниченного круга отрицательных и положительных потребностей (сигналов), которые малыши должны удовлетворить: боль, голод, сон, необходимость справления естественных потребностей.

Все эти потребности имеют жизненно-важное значение и не могут быть не удовлетворены, поэтому чем педантичнее родители соблюдают режим, тем быстрее вырабатывается положительный стереотип.

Неудовлетворение одной из потребности может привести к психогенному поводу и чем больше отмечается нарушений, тем тяжелее депривация.

Другими словами, реакция малыша до года обусловлена мотивами удовлетворения инстинктов и, безусловно, в самую первую очередь – это инстинкт самосохранения.

Психические расстройства у детей 2 лет отмечаются, если мать сохраняет чрезмерную связь с ребенком, способствуя тем самым инфантилизации и торможению его развития.

Такие попытки родителя, создавая препятствия на пути самоутверждения малыша, способны привести к фрустрации, а также элементарным психогенным реакциям. При сохранении чувства сверхзависимости от матери развивается пассивность ребенка.

Такое поведение при дополнительном стрессе способно принимать патологический характер, что зачастую бывает у детей неуверенных и пугливых.

Психические расстройства у детей 3 лет обнаруживают себя в капризности, непослушании, ранимости, повышении утомляемости, раздражительности.

Подавлять растущую активность малыша в возрасте 3-х лет необходимо осторожно, поскольку таким образом можно способствовать дефициту общения и дефициту эмоционального контакта.

Дефицит эмоционального контакта способен привести к аутизму (замкнутости), расстройствам речи (задержке развития речи, отказам от общения или речевого контакта).

Психические расстройства у детей 4 лет проявляются в упрямстве, в протесте против власти взрослых, в психогенных срывах. Отмечаются также внутренняя напряженность, дискомфортность, чувствительность к депривации (ограничение), которая вызывает фрустрацию.

Первые невротические проявления у детей 4 лет обнаруживаются в поведенческих реакциях отказа и протеста. Достаточно незначительных отрицательных воздействий для нарушения психического равновесия малыша. Кроха способна реагировать на патологические ситуации, негативные события.

Психические расстройства у детей 5 лет обнаруживают себя в опережении психического развития сверстников, особенно если интересы малыша приобретают одностороннюю направленность.

Поводом к обращению за помощью к психиатру должна послужить утрата малышом приобретенных ранее навыков, например: бесцельно катает машинки, беднеет словарный запас, становится неопрятным, прекращает ролевые игры, мало общается.

Психические расстройства у детей 7 лет связывают с подготовкой и поступлением в школу.

Неустойчивость психического равновесия, хрупкость нервной системы, готовность к психогенным расстройствам могут присутствовать у детей 7 лет.

Основой для этих проявлений выступает склонность к психосоматической астенизации (нарушения аппетита, сна, утомляемость, головокружения, сниженная работоспособность, склонность к страхам) и переутомлению.

Занятия в школе тогда становятся причиной невроза, когда требования, предъявляемые к ребенку, не соответствуют его возможностям и он отстает по школьным предметам.

Психические расстройства у детей 12-18 лет проявляются в следующих особенностях:

– склонность к резким колебаниям настроения, беспокойство, меланхолия, тревога, негативизм, импульсивность, конфликтность, агрессивность, противоречивость чувств;

– чувствительность к оценке другими своей силы, внешности, умений, способностей, излишняя самоуверенность, чрезмерная критичность, пренебрежение к суждениям взрослых;

– сочетание чувствительности с черствостью, раздражительности с болезненной застенчивостью, желание признания с независимостью;

– отказ от общепринятых правил и обожествление случайных кумиров, а также чувственное фантазирование с сухим мудрствованием;

– шизоидность и циклоидность;

– стремление к философским обобщениям, склонность к крайним позициям, внутренняя противоречивость психики, эгоцентризм юношеского мышления, неопределенность уровня притязаний, тяготение к теоретизированию, максимализм в оценках, многообразие переживаний, связанные с пробуждающимся половым влечением;

– непереносимость опеки, немотивированные колебания настроения.

Зачастую протест подростков вырастает в нелепое противодействие и бессмысленное упрямство всякому разумному совету. Развиваются самоуверенность и заносчивость.

Признаки психического расстройства у детей

Вероятность появления психических расстройств у детей в различные возрастные периоды разнятся. Учитывая, что психическое развитие у детей осуществляется неравномерно, то в определенные периоды оно становится дисгармоническим: одни функции формируются быстрее других.

Признаки психического расстройства у детей, могут обнаруживать себя в следующих проявлениях:

– чувство замкнутости и глубокой печали, продолжающееся больше 2-3-х недель;

– попытки убить себя или навредить;

– всепоглощающий без причины страх, сопровождающийся быстрым дыханием и сильным сердцебиением;

– участие в многочисленных драках, применение оружия с желанием кому-то навредить;

– бесконтрольное, жестокое поведение, причиняющее вред, как себе, так и другим;

– отказ от еды, применение слабительных средств или выбрасывание еды для того, чтобы похудеть;

– сильные тревоги, мешающие обычной активности;

– трудности с концентрацией внимания, а также неспособность усидеть на месте, что представляет физическую опасность;

– употребление алкоголя или наркотиков;

– сильные перепады в настроении, ведущие к проблемам в отношениях;

– перемены в поведении.

На основании только этих признаков сложно установить точный диагноз, поэтому родителям следует, обнаружив вышеизложенные проявления обратиться к психотерапевту. Данные признаки совсем не обязательно должны проявляться у малышей, имеющих психические отклонения.

Лечение психических проблем у детей

За помощью в выборе метода лечения следует обращаться к детскому психиатру или психотерапевту. Большинство расстройств нуждаются в длительном лечении. Для лечения маленьких пациентов применяются те же препараты, что и для взрослых, однако в меньших дозах.

Как лечить психические расстройства у детей? Эффективны в лечении антипсихотики, противотревожные препараты, антидепрессанты, различные стимуляторы и стабилизаторы настроения. Большое значение имеет семейная психотерапия: родительское внимание и любовь. Родителям нельзя оставлять без внимания первые признаки расстройств, развивающихся у ребенка.

При проявлениях непонятных симптомов в поведении ребенка можно получить консультативную помощь по волнующим вопросам у детских психологов.

Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о психическом расстройстве у ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Как перестать травмировать психику ребенка своими словами | МЦПиР

Как восстановить психику детей после. Что травмирует психику ребенка. Ошибки – это нормально

Эффект от невнимательного отношения к словам хорошо демонстрирует одна восточная притча.

Отец хочет, чтобы сын совладал со своим излишне вспыльчивым характером. Каждый раз, когда ему не удается справиться с гневом, сын должен забить один гвоздь в деревянный забор. Поначалу количество гвоздей увеличивается с огромной скоростью, но сын старается справиться с эмоциями, и со временем у него получается все лучше.

Тогда отец предлагает ему вынимать один гвоздь каждый раз, когда сыну удается справиться с гневом. Через какое-то время сыну удается полностью очистить забор от гвоздей. Может показаться, что эта притча о том, как научиться самообладанию, но главный ее урок совсем не в этом.

Отец указывает сыну на то, что даже убрав гвозди, оставшиеся в заборе дыры никуда не убрать. Так и грубо сказанные, необдуманные слова никуда не уходят с извинениями, но оставляют неизгладимые шрамы.

Но можно ли травмировать, не заметив этого?

Существуют две стороны медали: обидеть кого-то словами можно совершенно осознанно — но сколько раз мы раним человека и даже не понимаем этого.

Особенно часто это происходит с детьми, так как у них отсутствуют защитные механизмы взрослых и это делает их более уязвимыми. Часто мы даже не подозреваем, какой краткосрочный и долгосрочный эффект могут произвести случайно отпущенные реплики.

Именно об этом стоит задуматься: какие наши слова могут ранить детей и как этого избежать?

Как родители, так и бабушки с дедушками могут говорить множество безобидных, с их точки зрения, но негативных для ребенка фраз, как, например, «сразу видно, что дочь вся в тебя пошла», «когда я была в твоем возрасте, я уже…», «в кого ты такой уродился», «конечно, я от тебя ничего хорошего и не ожидала». Сюда же можно отнести многочисленные сравнения с кем бы то ни было: с одноклассниками, братьями и сестрами, друзьями ребенка, соседскими детьми.

Безусловно, родители устают, да и дети чаще всего ведут себя не идеально, и могут сказать что-нибудь и похуже своим родителям.

Часто именно от переутомления и бессилия родители начинают неосознанно говорить обидные слова своим чадам.

Зачастую эти слова подслушаны от кого-то, но еще вероятнее — это те слова, которые самим родителям приходилось выслушивать в детстве и след которых так и не был заглажен.

Как работают психические травмы детей?

Многие аспекты нашей личности, с которыми мы будем жить всю нашу взрослую жизнь, формируются именно в детстве. В клинической психологии это называется «Я-концепция». Она сформирована из представления или образа себя и самооценки, или отношения к этому образу, что напрямую влияет на нашу жизнь.

Как уже было сказано, «Я-концепция» закладывается в раннем возрасте. В этот период ребенок еще не может мыслить вполне независимо и строить полноценных суждений, поэтому он строит свой фундамент на основе того, что он слышит от родителей, родственников и других близких людей.

Особенно важным является поведение родителей.

Похвалы или критика со стороны отца и матери становятся своеобразными «кирпичиками» в самоопределении ребенка. Если в семье преобладает положительная оценка ребенка и его действий, то и будущая «Я-концепция» будет соответствующей.

В противном случае, излишняя критика и негативные комментарии могут надолго заложить в этот фундамент ощущение никчемности и негативное отношение к себе. На этом этапе индивидуум не способен объективно оценивать суждения о себе других людей и автоматически воспринимает их как правдивые.

Это может определить все последующие жизненные неудачи.

Часто подобные триггеры отрицательного самовосприятия переходят по наследству. Неосознанно мы можем повторять своим детям те обидные слова, что нам когда-то говорили родители. К сожалению, подобные случайные ошибки влияют на формирование «Я-концепции» гораздо больше, чем последующие попытки родителей внушить ребенку уверенность в себе и поддержать его.

Психология неуклонно движется вперед, и с каждым годом мы узнаем все больше о разных аспектах формирования личности в раннем возрасте.

Сейчас ни для кого не секрет, что физические наказания или оскорбляющие комментарии негативно влияют на ребенка, но раньше такие приемы в воспитании были совершенно обыденными.

Обладая большим количеством знаний, мы можем вступить на правильную тропу и не повторять за родителями или старшим поколением их ошибки.

Как не причинять ребенку психических травм?

Сложно спорить с тем, какое количество положительных эмоций родители получают от общения с детьми. Тем не менее, их воспитание остается тяжелым трудом, требующим удивительной выдержки и самоконтроля. Есть несколько советов, которые помогут разобраться в своих чувствах и дать ребенку правильный посыл.

Воспитание или отсутствие самоконтроля?

В сложные моменты или когда ситуация особенно накаляется, очень важно остановиться на секунду и проанализировать свои действия. Действительно ли критика, которую вы хотите выразить ребенку, является продуктивной и направлена на его воспитание или вы просто больше не можете сдерживать собственные эмоции?

Долгосрочная стратегия всегда лучше краткосрочных неэффективных мер

Безусловно, проблемы нужно решать здесь и сейчас, но при корректировке того или иного поведения гораздо важнее сконцентрироваться на формировании долгосрочных правильных привычек и адекватного отношения к границам. Мы можем заставить ребенка что-то делать или не делать прямо сейчас силой или криками, но это ничему его не научит: ни отстаивать свою точку зрения, ни прислушиваться к чужому мнению и пытаться его понять.

«Я-сообщение» и манипуляция

Важно говорить детям о своих чувствах, но не нужно пытаться при этом ими манипулировать. «Я устал», «Я рассержена», «Мне тяжело сосредоточиться, когда в комнате беспорядок», — все это выражение ваших чувств, или «Я-сообщения». Не нужно заменять их на попытки манипулировать ребенком: «Когда ты плохо себя ведешь, я заболеваю».

Критика личности и критика действий

Чтобы не прививать ребенку негативное отношение к себе, но при этом указывать ему на недостатки, нужно оценивать не его как человека, а его поступки. Важно сообщить ребенку, что он «поступил не по-дружески» по отношению к своему сверстнику или «совершил глупость», но не нужно говорить, что он «плохой друг» или «глупый».

Станьте достойным примером — контролируйте свои эмоции

Выражайте свои эмоции с помощью «Я-сообщения», но не давайте им собой управлять. Только когда вы обретете над собой контроль, можно трезво оценить ситуацию и правильно выбрать стратегию общения с ребенком.

В общение с детьми помните, что вы — взрослый, и именно вы можете помочь ребенку и научить его правильно себя вести и контролировать свое поведение, эмоции и слова. Именно вы задаете им координаты на будущее, и будут ли они успешными, тоже зависит от вас. Спросите опытного тренера прямо сейчас!

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.