Как выглядит турецкий национальный костюм

Содержание

Турецкий национальный костюм

Как выглядит турецкий национальный костюм

Исторически каждый этнос имеет свой национальный костюм, отражающий его характер и традиции. Турция – страна с богатой историей, переплетением разных культур, где на протяжении долгого времени жили разные народы, имеющие свои обычаи. Это влияло и на внешний облик людей – на одежду, которая, впоследствии, стала восприниматься как часть культурного наследия.

Одежда периода расцвета Османской империи (примерно с XVI) и ранее играла роль социального индикатора, ориентира, помогающего определить религиозные взгляды, уровень достатка, место службы и семейное положение любого человека. Так, первая жена султана могла носить лучшие одежды – шелковые платья с заметным декольте, разрезами от талии до конца подола и поясом, инкрустированным драгоценными камнями.

Мусульманки носили просторную верхнюю одежду поверх хлопчатобумажных или муслиновых рубашек, форма воротника которых варьировалась от круглого до треугольного; обязательными было наличие свободных штанов. Неизменный атрибут – чадра, закрывавшая лицо, шею, плечи спереди и сзади, оставляя открытыми лишь глаза.

Голова была покрыта шапкой – феской или – с XVII в. – «хотозом» и вуалью. Немусульманки (гречанки, армянки, еврейки, венгерки) могли надеть юбку-фустанеллу, свободные штаны из тканей голубого цвета и повязывать голову атласным (для гречанок) или кожаным (для армянок) платком. Мужчин-военных выдавали шаровары по колено.

Время шло, национальная одежда претерпевала изменения. Отдельные элементы сохранялись, сберегая при этом свой первозданный колорит; другие исчезали вовсе. Что же представляет собой национальный костюм Турции сейчас?

Особенности

Одна из особенностей – каждый регион Турции имеют свои разновидности национального костюма. Это связано со спецификой каждого из этих районов – один исторически всегда был богаче другого или в одном проживали в основном купцы, а в другом – крестьяне и т.д.

Однако у этой одежды всё же есть общее – её детали от региона к региону не меняются. Изменяется лишь их крой и цвета, орнаменты.

Мешковатые брюки (salvar, в русифицированном варианте «шаровары»), например, представлены как в традиционных костюмах Центральной и Восточной Анатолии, так и в одежде Эгейского и Мраморноморского региона.

К типичной черте относится и многослойность одежды. Несмотря на это, искусствоведы отмечают, что османкам (потом и турчанкам) и во времена империи удавалось подчеркнуть свою фигуру, сделать силуэт более привлекательным.

В цветовом решении национального костюма преобладают яркие оттенки, есть даже некоторая чрезмерная броскость цвета – малиновый, оранжевый, желтый, зеленый, голубой и их оттенки.

В одежде мужчин преобладают темные цвета и оттенки – черный, синий, коричневый. Рубашки, как правило, белого цвета.

Пояса могут быть с полосками, дополнительными шнурками желтого и фиолетового цветов или же выполнены полностью в приглушенных красных оттенках.

Крой одежды очень свободный, но при этом максимально сохраняющий очертания фигуры. Этим национальные костюмы ещё при Османской империи отличались от арабских, где сложно было догадаться о реальных силуэтах.

Многие конструктивные подходы данного костюма были, впоследствии, заимствованы. Так, шаровары до сих пор периодически становятся трендовыми моделями штанов. По некоторым данным, конструкция рукава «летучая мышь» заимствована именно из костюма данной страны.

Одежда изготавливалась и изготавливается из натуральных тканей. Шелк, тафта, вуаль, бархат, мех – вот неполный список тканей. Нижняя рубашка выполнялась из хлопчатобумажной ткани или шелка. Если одежду дамы из светского общества украшала вышивка – часто она выполнялась золотой или серебряной нитью.

Разновидности

Еще одна характерная черта национального костюма страны – его составляющие могут быть и мужскими, и женскими одновременно – так происходит с шароварами и другими его составными частями – нижней сорочкой, коротким жакетом, поясом.

Одеяние женщин дополнялось длинным платьем с рукавами, покрывающими руки полностью.

Обязательный атрибут – передник. Любой из нарядов украшен вышивкой народных орнаментов. Узоры во многом навеяны природными мотивами.

В мужском костюме был особый пояс – кушак, который обычно надевался поверх короткого жакета. Получившиеся в такой конструкции «карманы» использовали для хранения всякого рода вещей, которые мужчина мог взять с собой.

Одежда для детей мало отличается от предназначавшейся для взрослых из-за своей универсальности – разве что размерами и отсутствием дорогих элементов – вышивки и редких тканей.

Аксессуары и обувь

Обязательный аксессуар – многослойный и разноцветный платок. Нередко используется несколько платков из разных тканей для соблюдения традиции полностью прикрывать лицо, голову, шею и плечи. Иногда встречается головной убор с передней частью, выполненной из вуали.

Одежду нередко украшали и украшают драгоценными и полудрагоценными камнями, ювелирными изделиями. Примечательным элементом одежды являются высокие носки с вышивкой ручной работы. Они полностью прикрывают видимую из-под штанов или платья ногу.

Мужской головной убор – феска или тюрбан Мужской военный костюм (угадывается по укороченным штанам) дополнен оружием – пистолетами, пушками и ножами.

Обувь, как и прежде, шьется из кожи домашних животных (бычков, барашков).

Современные модели

Интересен и наряден образ жительницы Мраморноморского региона – костюм изобилует декоративными элементами – тесьмой и вышивкой на жакете красивого оттенка морской волны. Наличие нижней сорочки добавляет объема носительнице, который в восточной традиции считается признаком достатка.

Флоральный орнамент на штанах и юбке разбавлен несколько геометричным рисунком на переднике. Яркий акцент в виде красного платка и красного верхнего платья, часть рукава которого видна из-под жакета, вносят продуманности образу.

Приковывает внимание и геометричный орнамент головного убора носительницы, подходящий по тону к платку на голове.

Турецкий национальный костюм — советы и рекомендации по одежде и этикету на Krasota4All.ru

Источник

«Самое важное в женской одежде — женщина, которая ее носит» — Ив Сен-Лоран. Поделись статьёй и все узнают, что ты заботишься о своем внешнем виде! Спасибо ツ

Национальная одежда турции

Как выглядит турецкий национальный костюм

Сегодня Турция занимает первые позиции среди всех мест отдыха. Поэтому многих туристов интересуют особенности национальной одежды.

Одежда на каждый день у турков отличается скромной расцветкой. Никаких украшений, как стразы, кружево, оборки, в одежде практически нет. Турецкую одежду нельзя назвать обтягивающей и открытой. Обувь на высоком каблуке не является популярной среди женского населения; женщины носят подобную обувь в очень редких условиях.

Многие жители Турции носят одежду в европейском стиле, хотя всё-таки большинство предпочитают национальную турецкую одежду.

Больше всего национальную одежду турецких жителей можно увидеть в деревнях. Основные элементы турецкой одежды – это мешковатые штаны, называемые шельвар; рубаха, называемая гёмлек; юбка сложного состава, называемая ючетек; жилетка, называемая йелек; пояс, называемый кушаком; головной убор, называемый колав.

Некоторые элементы одежды, такие как шаровары и рубаха, носят и мужчины, и женщины. Как правило, шаровары изготавливаются из тёмной материи, при пошиве их зауживают книзу. Только такая форма шаровар комфортна при работе в поле, когда необходимо сидеть в позе «по-турецки». Национальная турецкая рубаха похожа на тунику, но в ней нет плечевых швов.

Женщины надевают поверх рубахи длинное платье, называемое энта-ри. Оно предназначено для того, чтобы прикрыть всё тело до пальцев ног. Порой на платье женщины надевают жилет или распашной жилет, называемый инчик. Этот элемент одежды является также элементом свадебного наряда у каждой девушки.

В качестве головного убора девушки и женщины используют платок или косынку. Женщины в возрасте обязательно должны носить два платка. Один из них прикрывает волосы, другой – рот и подбородок. Летом женщины могут ходить босиком, а зимой они надевают сапоги или кустарные полуботинки.

В городах женщины носят туфли фабричного производства.

Мужчины всегда заправляют рубаху в штаны, поверх рубахи надевают жилет. Зимой они носят тёплую куртку, которую называют чепкен. Сверху жилета надевается длинный пояс длиной 3-4 метра.

В поясе мужчины хранят деньги и табак. Обувают мужчины кожаные туфли с немного загнутыми носками, называемыми йемени. Мужчины могут не закрывать голову, лицо и шею.

Но они всегда носят традиционный головной убор.

Сегодня всё ещё можно встретить турецких жителей, предпочитающих национальную одежду европейской.

Источник: vturkey.ru

Историческая зарисовка

Начиная с 16-го столетия, Османская империя переживает период расцвета, и с этого времени одежда постепенно стала восприниматься обществом как показатель статуса.

По внешнему виду любого человека можно было определить финансовое состояние, семейное положение и религиозные взгляды. Даже место работы или службы легко было распознать по наряду.

Кстати, практически до начала 20-го века турецкий национальный костюм сохранил свой первозданный вид.

Особенности женских нарядов

Например, у первой жены султана было законное право надевать лишь самое лучшее и дорогое одеяние: платья из шелка с внушительным декольте, длинными разрезами и великолепным поясом со вставками из драгоценных камней.

Женщины, исповедующие ислам, носили верхнюю одежду свободного кроя под названием «фераджа», рубашки из хлопчатобумажной ткани и свободные штаны.

Самым важным элементом была чадра, закрывающая полностью голову (кроме глаз) и плечи.

Однако, по мнению некоторых исследователей, лицо должны были прикрывать исключительно барышни из богатого сословия, в то время как рабыни и бедные девушки не обязаны были этого делать.

На голову надевали шапку или феску, а позднее в моду вошли хотоз и вуаль. Одежду шили в основном из шелка и бархата, а что касается цветов, то предпочитались зеленые и синие оттенки.

Для немусульманок (армянок, венгерок, гречанок) допускалась в гардеробе юбка-фустанелла, штаны свободного кроя голубого оттенка и платок на голову.

Мужская одежда

Мужчины, независимо от статуса и сословия, надевали широкие штаны, рубаху, кафтан, камзол или куртку. Также добавлялись верхний кафтан и кушак. Штаны (или «дзагшин») надевались на голое тело и подпоясывались. Позднее появился их укороченный вариант до колен, который носили турецкие военные.

Поверх штанов обязательно носили рубаху с длинным рукавом, которая обычно изготавливалась из шелка или хлопчатобумажной ткани. Кафтаны тоже были длинными, их подол иногда подворачивали и закрепляли на поясе.

Что касается янычар – военных – то они предпочитали кафтаны без рукавов, чтобы не сковывать движения.

После 16-го века вместо кафтана начали надевать камзол, украшенный вышивкой и пуговицами, и куртку. Все это подпоясывали кушаком, а воины – специальным ремнем из кожи и металла.

Серьезные перемены

Заметно изменился турецкий национальный костюм в начале 18-го столетия. Причиной этого стал культурный и торговый обмен со странами Западной Европы. Для изготовления фераджи теперь используют ткани более светлых тонов и меньшей плотности. Чадра также меняется – нет необходимости облегать лицо, она может свободно свисать до уровня плеч.

Домашнее облачение становится более раскрепощенным, в моду входят прозрачные ткани и ткани с цветочным орнаментом, приталенные фасоны. В конце 18-го века в женском гардеробе появляется новая вещь – шаль, которую повязывали на бедра.

19-й век не приносит существенных изменений в наряды. Лишь вуаль теперь шьют из прозрачной ткани, через которую видны украшения. Также в домашнем наряде встречаются корсеты и воротники из кружева.

Реформы в одежде

Поскольку Османская империя всегда была мусульманской державой, представительницы слабого пола одевались по законам шариата.

Иными словами, женщины обязаны были соблюдать скромность и сдержанность в нарядах и скрывать свое тело от взглядов посторонних лиц.

Для этого и была придумана фераджа – верхняя одежда (накидка), закрывающая платье, которую надевали при выходе на улицу. Лицо закрывала вуаль, а на голову надевали головной убор под названием чалма.

Все изменилось после реформы 1925 года. Именно тогда турецким женщинам было позволено надевать совершенно любой наряд, который, по их мнению, считался модным. Данное право до настоящего времени закреплено в Конституции страны.

Отличительные элементы турецкой одежды

Турецкий национальный костюм (женский и мужской варианты) обязательно включает шаровары – свободные штаны, которые изготавливают из тонкого материала, драпируют и украшают сложными рисунками. Отличие их состоит в том, что они достаточно широкие по всей длине и сужаются лишь на уровне лодыжек.

Еще одним обязательным элементом традиционного наряда является длинная рубашка свободного кроя.

Представители сильного пола, как правило, заправляют рубашку в штаны, а женщины, наоборот, носят поверх шаровар. Помимо рубахи дамы также надевают платье, похожее на яркий кафтан.

Эти платья могут быть выполнены как с длинными рукавами, так и с короткими. Данный наряд «закрепляет» специальный пояс – кушак.

Из каких тканей изготавливался турецкий национальный костюм? Мужской наряд по большей части шили из муслина, бархата, меха, тафты, а женский – шелка, парчи и пр.

Современные национальные одежды

Интересно, что в каждом регионе Турции существуют свои традиции относительно одеяния. Например, в одних селениях проживали исключительно купцы и богатые торговцы, которые могли позволить себе одежду из дорогих тканей. А в других поселках – бедные крестьяне, не имеющие лишних средств.

Однако сейчас, несмотря на постоянные изменения, турецкие национальные костюмы, фото которых можно найти в нашей статье, сохранили свой общий первоначальный вид.

Первое, что бросается в глаза, — это яркие цвета: голубой, ярко-синий, зеленый, малиновый, желтый, оранжевый и др. Мужская одежда выполняется в более темных тонах, включая коричневый, темно-серый, синий, черный. Рубашки обязательно белого цвета.

Что касается поясов, то на них можно увидеть разноцветные полоски, шнурки сиреневого или желтого оттенка.

Турецкая одежда в основном свободного кроя, но фигуру удается подчеркнуть. Верхняя одежда женщины зачастую украшается вышивкой из серебряных или золотых нитей. Это могут быть национальные или цветочные орнаменты.

Примечательно, что современные дизайнеры позаимствовали некоторые элементы турецкого гардероба для создания своих коллекций в восточном стиле. Так, прочно в моду вошли шаровары, удлиненные туники, красивые шали.

Обувь и дополнительные аксессуары

Стоит отметить, что турецкий национальный костюм для девочки (или женщины) обязательно включает многослойный платок. Иногда барышни надевают сразу несколько платков, чтобы прикрыть от посторонних глаз голову, шею и плечи. Помимо платков можно увидеть головные уборы с дополнительной передней частью – вуалью, которая закрывает лицо.

Для украшения одежды и демонстрации статуса в обществе наряд украшают драгоценными или полудрагоценными камнями, различными ювелирными изделиями. Интересным элементом одежды являются носки, достаточно высокие, чтобы прикрыть ноги. На них зачастую присутствует ручная вышивка.

Мужские головные уборы представляют собой феску или тюрбан. Военный костюм для мужчин можно узнать по укороченным шароварам. Обувь обязательно кожаная.

Костюмы для детей

Детские национальные одежды по своему составу слишком не отличаются от взрослых. Так, турецкий национальный костюм для мальчика включает шаровары, рубашку, пояс и жилет.

Девочки, как и взрослые барышни, надевают свободные штаны, рубашку (или, как сейчас ее называют, тунику), верхний халат, шапочку. На шапочку для красоты иногда пришивают декор, например, маленькие монетки.

Обычно на детском костюме отсутствуют дорогие вышивки и редкие ткани, то есть материалы используются немного проще. Как правило, наряды для малышей выполняются из тканей ярких цветов с красочными орнаментами.

Источник: .ru

 Традиционная турецкая женская и мужская одежда состояла из одинаковых составных частей: шаровар (шальвар), рубахи (чёмлек), жилета (йелек), пояса (кушак) и различных головных уборов. Теперь немного поподробней о каждом.

Турецкая национальная одежда — шальвар

Шаровары изготавливались из темной ткани, были широки в поясе и постепенно сужались книзу. Такой покрой хорошо подходил для работы в поле и для сидения на полу «по-турецки», скрестив ноги. 

Турецкая национальна одежда — чёмлек (рубаха)

Рубаха заправлялась внутрь штанов. Она имела туникообразный покрой без плечевых швов. У мужчин встречались рубахи и с плечевыми швами (минтан), со стоячим воротником и тремя пуговицами спереди.


Турецкая национальная одежда — энтари

 А вот женщины поверх рубахи одевали длинное, до пят, платье с руковами, закрывающее кончики пальцев (энтари). Существовали две разновидности энтари: одна из них (уч этэк энтари) имела передний разрез от ворота до подола, скрепляемый у пояса тремя пуговицами, а также два боковых разреза от талии до подола, вторая (ики этэк энтари) имела только два боковых разреза. 

Турецкая национальная одежда — кушак (пояс)

Кушаком (поясом), достигающим в длину 3-4 метров, женщины перепоясывали платье, а мужчины жилет, храня за поясом деньги, табак, спички и другие мелкие предметы.

Турецкая национальная одежда — короткий жилет 

Короткий жилет иногда носили и женщины, надевая его поверх энтари, причем богато украшенный золотом и серебряной вышивкой шелковый йелек  служил обязательным элементом свадебного наряда невесты.

Турецкая национальная одежда — ичлик (жакет)

В холодную погоду женщины надевали ичлик  — короткий жакет на подкладе, отделанный цветным шнуром и украшенный по вороту и подолу орнаментом. Мужчины простого сословия носили войлочные плащи. 


Турецкая национальная одежда — платок, феска, каскет

Самым распространенным женским головным убором был платок, а мужчины носили во времена Османской империи феску с кисточкой и без полей, чтобы можно было без помех совершать омовение во время молитвы. В 1925 году фески отменили законом, и в моду вошла обычная фабричная кепка (каскет)

Источник: megalive.kz

Несколько веков назад турецкий национальный костюм мог рассказать о многом: о происхождении, социальном статусе, уровне достатка и даже семейном положении своего носителя.

В повседневной жизни турецких горожан 21 века, конечно, чрезвычайно редко можно увидеть традиционный национальный костюм.

Но для того чтобы еще ближе познакомиться с Турцией, несомненно стоит узнать и эту важную часть ее культуры.

Итак, как выглядит турецкий национальный костюм в наши дни? Для каждого региона Турции характерно наличие собственного национального костюма, выполненного в определенной цветовой гамме и с индивидуальными орнаментами. Однако основные детали костюма и его многослойность независимо от региона остаются едиными и весьма узнаваемыми.

В женском турецком национальном костюме преобладают яркие, подчас даже броские цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой и все их возможные оттенки. Силуэты всегда свободные, но при этом подчеркивающие очертания фигуры.

Неизменные длинные юбки и рукава «летучая мышь» придают нарядам турчанок еще больше женственности, мягкости и грации. А передники, расшитые народными орнаментами, свидетельствуют о самобытности и богатой истории турецкого народа.

Что касается ткани, для национального костюма всегда выбирается только лучшее – хлопок, шелк, тафта, бархат и мех. Отличием костюма знатной особы также является наличие золотой или серебряной нити.

Мужской костюм является более сдержанным. Для него, как правило, выбираются ткани черного, синего, насыщенного зеленого, фиолетового и коричневого цветов. Также обязательным элементом мужского костюма является белоснежная рубашка. Поверх нее надевается короткий жакет,
который подпоясывается широким поясом-кушаком.

Обязательными аксессуарами к женскому наряду являются высокие носки с вышивкой ручной работы и шикарные разноцветные платки, которыми можно прикрыть лицо. Мужской национальный костюм дополняется феской или тюрбаном.

Турецкий национальный костюм считался и считается настоящим произведением искусства, в котором очень органично переплелись традиции, верования и моральные устои народа. Увидеть это чудо в наши дни вы можете в музеях или на концертах с национальным колоритом.

Источник: arbathomes.ru

Традиционная турецкая одежда разных регионов страны

Как выглядит турецкий национальный костюм

Каждый из семи регионов Турции имеет свои традиции и особенности одежды

Турецкая пара ава

Турция — это страна с давними традициями одежды. Их корни находятся в Османской империи, которая в значительной степени сформировала турецкое культурное и традиционное наследие. Даже через сотни лет после Османской империи турецкий национальный костюм имеет много особенностей, характерных для тех дней.

Но сегодня мало кто в Турции носит традиционную одежду в повседневной жизни. Мужчины обычно используют европейский стиль одежды или смешивают некоторые элементы народного платья с западными нарядами. Женщины чаще носят национальные костюмы, они более полно сохранили национальную одежду и более бережно хранят традиции.

Турецкое национальное платье резко изменилось в XX веке. Раньше были предметы одежды, типичные для исламских обычаев: женщины носили платья абая, а мужчины — тюрбаны и фески. В 1925 году правительство Турции объявило эту одежду незаконной. После этого люди стали носить больше европейского стиля одежды.

Хотя женщины по-прежнему используют много предметов традиционного турецкого костюма, но мужчины обычно носят сочетание современных и винтажных деталей одежды. Например, мужчины используют кепки вместо тюрбанов.

Мешковатые брюки турецкой женщины

Одной из типичных особенностей турецкой одежды является использование множества слоев. Очень часто люди носят брюки, длинный халат и куртку сверху. Женщины обычно носят несколько шарфов или платков разных цветов. Яркость — еще одна типичная вещь для Турции. Традиционный наряд всегда красочный, яркий и яркий.

Одним из самых удивительных предметов турецкой одежды являются носки. Они ручной работы и очень яркие. Много разных моделей используются. Пряжа для вязания красочная, натуральная и теплая.

Существует 7 географических регионов Турции: Эгейское море, Черное море, Центральная Анатолия, Восточная Анатолия, Мраморное море, Средиземноморье и Юго-Восточная Анатолия. У каждого из них свои традиции одежды и особенности национального костюма. Традиционные наряды разных регионов сильно отличаются друг от друга. Итак, давайте поговорим о традиционной одежде каждого региона в отдельности.

Традиционное платье Эгейского региона

Женская турецкая одежда состоит из длинного халата, мешковатых брюк, короткой куртки, передника, нескольких головных платков (иногда с феской), тапочек и множества украшений. Традиционные ткани — это шелк, бархат и хлопок. Каждый предмет одежды вышит или украшен. Популярны разные узоры ткани, но наиболее распространенными являются разноцветные полоски.

Мужская турецкая одежда состоит из коротких мешковатых брюк, жакета, рубашки, широкого пояса, шейного платка, головного убора, носков, а также тапочек или сапог.

Мужская одежда также довольно яркая и красочная, вышита и украшена украшениями. Полосы являются наиболее популярными среди узоров на ткани.

Головной убор может быть очень интересным, высоким и необычным (не только фески или тюрбаны).

Люди, которые живут в этом регионе, очень строги, горды и независимы. И их костюмы выполнены в том же духе. Традиционную одежду используют в основном женщины, в то время как мужчины носят одежду в западном стиле.

Женская турецкая одежда состоит из пестемала (это кусок белья, обычно в полоску, обернутый вокруг талии), шали под названием «кешан» (которая покрывает голову, туловище и лицо), носки, туфли или тапочки.

В некоторых частях Черноморского региона женщины также используют синие фартуки, в других женские костюмы состоят из платья из черной шелковой парчи и ярко-оранжевой талии. Но все же, пештемаль и кешан считаются национальной одеждой черноморского региона Турции.

Типичные цвета одежды этого региона — черный, оранжевый, бордовый, малиновый и коричневый. Полосы часто используются, как и в других турецких регионах.

Турецкая вышивка

Мужская одежда состоит из мешковатых брюк (называемых «шалвар» или «шалвар камиз»), рубашки, пиджака (часто это был мужской — османский пиджак с висящими рукавами), головного убора, носков и обуви или ботинок.

Женский турецкий костюм состоит из мешковатых брюк, юбки, передника, рубашки, пиджака, пояса (часто это кусок разноцветной ткани), головного убора, носков и туфель.

Центрально-анатолийское платье очень богатое, красочное и украшенное. В праздничных костюмах используется много украшений. Предметы одежды сотканы вручную и богато вышиты.

Шелк, бархат, хлопок и шерстяные ткани пользуются популярностью.

Мужская одежда состоит из длинных или коротких мешковатых брюк, рубашки, йелек (османской мужской куртки с висящими рукавами) или другой куртки, широкого пояса, головных уборов, носков, а также ботинок или туфель. Наиболее используемые цвета — синий, красный, желтый и черный.

Полосатая ткань также иногда используется. Мужской костюм имеет меньше украшений (включая вышивку), чем женский. Но каждый праздничный турецкий костюм должен быть оснащен оружием (пистолеты, пистолеты, мечи, ножи и т. Д.). Центральная анатолийская мужская одежда не является исключением.

Традиционное платье Восточной Анатолии

Восточная Анатолия является регионом, где много курдов и армян живут вместе с турками. Именно поэтому национальный костюм этой территории имеет много особенностей курдской и армянской одежды.

Женский турецкий костюм состоит из мешковатых брюк, длинной юбки, халата или платья, рубашки, пиджака, широкого пояса (или куска ткани в виде пояса), шарфа или другого головного убора, носков и туфель или тапочек. Как и в других регионах Турции, в Восточной Анатолии женщины носят много слоев одежды.

Все тело покрыто одеждой (так как Турция — мусульманская страна). Одежда яркая и яркая, красный цвет — один из самых популярных. Ткани с цветочным орнаментом широко распространены. Женщины не используют много украшений. Одежда часто довольно простая, но может выглядеть довольно празднично даже без особых украшений.

Мужская одежда состоит из мешковатых брюк, рубашки, пиджака (сегодня его иногда заменяют жилетом), широкого пояса, головных уборов, носков, а также обуви или ботинок.

Курдский костюм обычно состоит из длинного халата, рубашки или майки, широкого пояса, платка, носков и туфель.

Мужской современный костюм часто выглядит довольно по-европейски; только брюки şalvar придают одежде турецкий привкус.

Национальная турецкая одежда региона Мраморного моря Турции несколько отличается от одежды, используемой в других регионах. Люди в Мраморном регионе в основном используют много вышивок на своих костюмах. Они всегда вышивают нижнее белье (трусы и майку), потому что они видны из-под верхней одежды. Вышивка на одежде — главное украшение традиционной одежды этого региона.

Женский наряд состоит из очень широких мешковатых брюк, жилета с длинными рукавами, куртки, пояса, головных уборов, носков и туфель. Иногда фартук также используется.

Другой вариант народного платья состоит из вышитых трусов и длинной майки, юбки, пиджака, платка на талии, пояса, головного убора, носков и туфель.

Одежда выглядит многослойной, пышной и довольно клетчатой из-за богатой вышивки.

Мраморный костюм

Мужская турецкая одежда состоит из довольно узких мешковатых брюк (заправленных в носки), рубашки, жилета, полотенца для рук, надетого на поясной ремень, другого полотенца, надетого на плечи, головного убора, высоких носков и туфель. Очень часто используется шейный платок. Мужской костюм, как и женский, богато вышит и украшен. Он также яркий, пухлый и многослойный. Рубашка обычно в полоску. Сумка, оружие и табачная сумочка дополняют образ.

Женский наряд состоит из юбки или платья (ниже колена), рубашки, жакета, головного убора или платка, носков и туфель. Костюм очень яркий и красочный. Наиболее распространенными цветами являются красный, синий и желтый. Полосатая ткань часто используется для платьев, юбок и рубашек. Одежда выглядит богатой, украшенной и многослойной.

Средиземноморская женщина

Мужская турецкая одежда состоит из мешковатых брюк (заправленных в носки), рубашки, пиджака, широкого пояса, головного убора, высоких носков и туфель. Мужской традиционный костюм выглядит довольно просто, но празднично. Это строгая красота. Цвет брюк и курток темный: черный, коричневый или синий. Но куртки украшены вышивкой. Пояса разноцветные и попадают в глаза.

Женский турецкий наряд состоит из длинного платья, кафтана (длинного халата), пояса, платка или другого головного убора, носков и туфель.

Народное платье этого региона довольно лаконично, в нем всего несколько слоев. Выглядит очень женственно и нежно. Но все же все тело должно быть покрыто одеждой.

Предметы одежды украшены вышивкой и украшениями, но в меру, не так богато, как в некоторых других регионах.

Юго-Восточная Анатолия

Мужская турецкая одежда состоит из мешковатых брюк, рубашки, халата (по колено или чуть выше колена) или куртки, широкого пояса или платка вокруг талии, головного убора, носков, обуви или ботинок. Одежда выглядит довольно просто, без особых украшений. Верхняя одежда (кафтан, куртка, жилетка или халат) обычно вышивается.

Как выглядит турецкий национальный костюм?

Как выглядит турецкий национальный костюм

Каждая страна гордится своей историей и традициями, включая национальную кухню, одежду, обряды и пр.

К одним из самых древних государств относится Турция, на территории которой жили разные народности, сохраняя свои обычаи и своеобразное одеяние.

Поэтому неудивительно, что турецкий национальный костюм в течение долгого времени претерпевал изменения. На это повлияла богатейшая история развития империи и, конечно же, культурного наследия ее жителей.

Историческая зарисовка

Начиная с 16-го столетия, Османская империя переживает период расцвета, и с этого времени одежда постепенно стала восприниматься обществом как показатель статуса.

По внешнему виду любого человека можно было определить финансовое состояние, семейное положение и религиозные взгляды. Даже место работы или службы легко было распознать по наряду.

Кстати, практически до начала 20-го века турецкий национальный костюм сохранил свой первозданный вид.

Мужская одежда

Мужчины, независимо от статуса и сословия, надевали широкие штаны, рубаху, кафтан, камзол или куртку. Также добавлялись верхний кафтан и кушак. Штаны (или «дзагшин») надевались на голое тело и подпоясывались. Позднее появился их укороченный вариант до колен, который носили турецкие военные.

Поверх штанов обязательно носили рубаху с длинным рукавом, которая обычно изготавливалась из шелка или хлопчатобумажной ткани. Кафтаны тоже были длинными, их подол иногда подворачивали и закрепляли на поясе.

Что касается янычар – военных – то они предпочитали кафтаны без рукавов, чтобы не сковывать движения.

После 16-го века вместо кафтана начали надевать камзол, украшенный вышивкой и пуговицами, и куртку. Все это подпоясывали кушаком, а воины – специальным ремнем из кожи и металла.

Реформы в одежде

Поскольку Османская империя всегда была мусульманской державой, представительницы слабого пола одевались по законам шариата.

Иными словами, женщины обязаны были соблюдать скромность и сдержанность в нарядах и скрывать свое тело от взглядов посторонних лиц.

Для этого и была придумана фераджа – верхняя одежда (накидка), закрывающая платье, которую надевали при выходе на улицу. Лицо закрывала вуаль, а на голову надевали головной убор под названием чалма.

Все изменилось после реформы 1925 года. Именно тогда турецким женщинам было позволено надевать совершенно любой наряд, который, по их мнению, считался модным. Данное право до настоящего времени закреплено в Конституции страны.

Турецкий костюм в Османской империи

Как выглядит турецкий национальный костюм

В середине XV в., когда турецкий султан Мехмед II завоевал Константинополь, Византийская империя окончательно пала. Турки-османы не воспринимали культуры покоренных народов, так как религия не допускала никакого изменения внешности.

Однако у более развитых арабов и персов турки переняли внешнюю роскошь, а огромные богатства, награбленные в войнах, способствовали тому, что турецкий двор стал необычайно великолепным и пышным.

Турецкая одежда изготовлялась из самых разнообразных тканей: льняных, бумажных, шерстяных, суконных, а также из тафты, атласа, муслина, батиста и даже меха и сафьяна. Костюмы были белого, черного, зеленого, иногда красного цветов (одежды такого цвета носил сам пророк Мухаммед).

Турецкие султаны одевались только в белые одежды; военные — в белые и зеленые. У великого визиря парадный костюм был из белого шелка, у муфтия — из белого сукна, духовные лица носили зеленое сукно.

Мужской костюм

Мужчины всех сословий носили штаны, рубашку, камзол, куртку или кафтан, верхний кафтан, кушак.Штаны («дзагшин») шили из тонкого шелка или полотна. Мужчины надевали их на голое тело и стягивали вокруг пояса шнурком с вышитыми концами. Вначале штаны были широкие и длинные, они складками спускались на ступню.

Затем появился еще один их фасон: они укоротились до колен. Такие широкие укороченные штаны носили воины-янычары. Под эти штаны надевали чулки.Поверх штанов турки носили длинную рубашку («каис») с длинными широкими рукавами, доходившую до середины икр или до лодыжек.

Рубашки шили из тонкой полосатой полушелковой ткани, из муслина, шелка и полотна.Длинные кафтаны с широкими и очень длинными рукавами шили из одноцветной или полосатой ткани — полубумажной или полушелковой, застегивали их на пуговицы или запахивали. Полы кафтана можно было заворачивать и прикреплять к поясу.

Янычары собирали их сзади в широкие складки. У военных были кафтаны с короткими, до локтя, рукавами или вообще без рукавов.В конце XVI в. кафтан сменился камзолом («субун») и курткой («суджери»). Распашной камзол шился из синего или красного сукна, украшался вышивкой, а по бортам пуговицами, и доходил длиной до бедер.

Более длинная куртка надевалась поверх камзола.Кафтан и камзол (но не куртку) турки подпоясывали кушаком, который сворачивали из шали или из большого куска узорчатого шелка и обшивали его концы кистями и бахромой. Военные вместо кушака носили ремень или окованный металлом кожаный пояс.Верхней одеждой у турок было «фередже».

Его надевали поверх остального платья. Это была длинная широкая одежда с длинными широкими, иногда разрезными рукавами. На каждый день его шили из толстой шерстяной ткани синего или зеленого цвета. А на выход — из шелка, дорогого сукна, подбивали и оторачивали дорогим мехом. У него также мог быть отложной воротник, а впереди — шнуры и пуговицы.

Цвет и отделка фередже зависели от звания и должности носившего. В XVI в. появились фередже с узкими декоративными рукавами.

В холодную погоду турки носили также плащи из верблюжьего сукна.

слева: шелковый верхний кафтан и шаровары, тюрбан

справа: турецкий кафтан с ложными рукавами, подпоясанный кушаком

Костюм турецких женщин был похож на мужской. Так же, как и мужчины, они носили штаны, которые шились из кисеи, шелка, полотна желтого цвета или в полоску. Полотняная рубашка походила на мужскую, но короче. Сверху надевали: шелковый узорчатый полукафтан с широкими рукавами, из-под которых выглядывали рукава рубашки, и еще один шелковый кафтан.

Оба кафтана имели глубокий вырез ворота. Верхний был длинным, с разрезами на боках до самых колен, завязывался шелковым кушаком или поясом, украшенным серебром и золотом.

Выходя на улицу, турчанки надевали черный шелковый плащ с большим четырехугольным отложным воротником зеленого цвета.

Женщины средних сословий носили полосатые шерстяные плащи и очень длинные покрывала.

Считалось, что по повелению самого пророка Мухаммеда женщины, кроме старух, не должны никому, кроме ближайших родных, показывать свое лицо и ноги.

Ноги турчанки закрывали штанами, а голову и лицо — покрывалом («марама»), состоявшим из двух больших полос кисеи. Одна полоса завязывалась под подбородком, а другой закрывалось лицо до самых глаз.

Женщины также носили шапочки с прикрепленной к ним черной вуалью, закрывавшей все лицо до подбородка.

На мужчине: турецкий кафтан с золотым орнаментом, остроносые туфли.

На женщине: верхний распашной кафтан, шаровары, чадра с тонким покрывалом

Мужчины носили башмаки с загнутыми носками и широкие полусапоги. Их шили из толстого красного сафьяна. Дома мужчины носили легкие туфли из желтого сафьяна.

Женская обувь была похожа на мужскую.

Дома турчанки также носили мягкие туфли из желтого сафьяна или деревянные подошвы с завязками.

Выходя на улицу, надевали красные сафьяновые башмаки или полусапожки на высоких каблуках с металлической отделкой.

Прически и головные уборы

Самой примечательной частью турецкого костюма был головной убор — «тюрбан».Тюрбан состоял из двух частей — колпака различной величины и формы и длинного куска тонкого мягкого шелка или муслина. Колпак, как предписано у мусульман, был красным, а сам тюрбан — белым. Только эмир носил зеленый тюрбан (цвет знамени Магомета).

Тюрбан украшали драгоценными камнями, жемчугом, перьями. Количество перьев было строго определено. В XVI в. султан носил на своем тюрбане три пера, усыпанные бриллиантами; у великого визиря было два пера, а у других сановников — по одному.Во время правления Мехмеда II стал модным тюрбан, обвернутый белым муслином. В 1583 г.

был издан указ, по которому устанавливались его различные виды в зависимости от сословной принадлежности и звания.Еще с XIV в., со времен Османа I, мусульмане брили голову так, чтобы на макушке оставалась небольшая прядь. Поэтому под тюрбан надевали небольшую шапочку — «фес».

Когда дома тюрбан снимали, фес оставляли на голове: ходить с непокрытой головой было не принято.Кроме тюрбанов было много других головных уборов, различавшихся по форме, отделке, цвету.Янычары носили разнообразные перьевые папахи, а также высокие головные уборы с султаном из перьев или высокие шапки, верхняя часть которых падала на спину в виде рукава.

Последние имели символическое значение: память о том, как однажды святой дервиш благословил начальника янычар, учредившего это войско, возложив ему на голову свой рукав.

турецкий военный головной убор с султаном

Головные покрывала защищали турок от насекомых.Борода считалась лучшим украшением мужчины, и потому за ней тщательно ухаживали. Существовали строгие предписания, определявшие ее форму.В XVI в. женский головной убор был похож на мужской тюрбан, но уже к концу столетия появились небольшие шапочки из бархата, шелка, парчи.

Выглядели они очень нарядно: их украшали лентами, бантами, а богатые женщины — драгоценными камнями, золотом, жемчугом, перьями. Женщины также носили на голове шали.

Дома турчанки ходили с распущенным волосами, перехватывая их лентой, а выходя на улицу, заплетали их в косы и надевали сверху головной убор.

В косы вплетались различные украшения.

Украшения и косметика

Турецкие женщины с удовольствием пользовались косметикой. Они белились и румянились, натирались различными благовониями и маслами, красили в красный цвет ногти и пальцы, чернили брови и ресницы краской, которую делали из сажи. Некоторые турчанки украшали лоб мушками.

Иногда, по древнеарабскому обычаю, наносили себе на руки и грудь татуировку.Драгоценные украшения турчанок также были разнообразными.

Они носили серьги, кольца, ожерелья, ножные и ручные браслеты, подвески, аграфы с драгоценными камнями, плоские шапочки, вычеканенные из золота и серебра, веера из расшитого узорами шелка или из перьев.

Богатые турки также любили украшения, но со времен Сулеймана II мужчины носят только серебряные перстни, оправленный в серебро кинжал и четки из 99 бусин (по числу имен Аллаха). У тех, кто имел право носить оружие, костюм дополнялся саблей. За пояс турки клали носовые платки.

Источник – “История в костюмах. От фараона до денди”. Автор – Анна Блейз, художник – Дарья Чалтыкьян

«Их нравы»: как турецкие султаны запрещали женщинам Стамбула выходить на улицу в пальто

Как выглядит турецкий национальный костюм

Женская одежда в Османской империи (продолжение)

Казанский исследователь Булат Ногманов, публикации которого читает Минтимер Шаймиев, продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о культуре и истории Турции. В сегодняшней колонке он продолжает рассказывать о традициях в одежде в Османской империи. Речь пойдет о женских нарядах.

Как мы уже отмечали в предыдущей публикации, одежда была делом государственной важности в Османской империи. По одежке не только встречали, но и делали далеко идущие выводы. Существовал ряд законов, регулирующих из какого материала и для какой «социальной категории» шили тот или иной предмет одежды.

В особенности данное регулирование касалось женской одежды, государство строго следило за тем, чтобы внешний вид женщин Османской империи соответствовал нормам шариата.

В Стамбуле эпохи тюльпанов в 1726 году даже был издан указ великого визиря Ибрагима паши, согласно которому за нарушение предписанных норм женщину могли отправить в ссылку в другой город, хотя это было крайней мерой.

Обычно в качестве наказания срезали слишком длинные головные уборы и воротники и уничтожали одежду, не соответствующую нормам. А портного, сшившего запрещенную одежду, ждала более суровая участь, его мастерскую могли закрыть, а самого отправить в места не столь отдаленные.

Приведем некоторые выдержки из указа: «…Соответствие внешнего вида народа нормам шариата является делом государственной чести, однако некоторые непослушные женщины, пользуясь тем, что султан занят в Эдирне важными государственными делами, нарушают данное положение и, в целях обольщения окружающих, ходят по улицам в орнаментальных одеждах, подражая женщинам не мусульманкам, что плохо сказывается на целомудренных женщинах… Некоторые мужья, будучи не в состоянии обеспечить своим женам вычурные и дорогостоящие наряды или не желающие, чтобы их жены ходили по улицам в подобных нарядах, в отчаянии доходят до развода… В связи с этим женщинам Стамбула запрещается выходить на улицу в пальто, воротник которого больше одной пяди, размер платка «йемени» не должен превышать трех «дегирми», а лента, украшающая пальто, не должна быть толще одного пальца».

Турчанки. Из книги немецких авторов Луиса Брауна и Вильгельма фон Дица «Об истории костюма» (Louis Braun, Wilhelm von Diez «Zur Geschichte der Kostüme»). Фото top-antropos.com

Мужья в долгах как в шелках из-за жен

Здесь необходимо дать некоторые пояснения. У читателя может возникнуть вопрос, откуда у женщин Османской империи может появиться желание подражать женщинам не мусульманкам, ведь на улице всем предписывалось одеваться одинаково? Дело в том, что характерной особенностью эпохи тюльпанов (1718—1730) было довольно близкое знакомство жителей Великой Порты с европейской культурой.

Именно в этот мирный период начинается увлечение Европой, развиваются книгопечатание, живопись, архитектура и многие другие виды искусства. Организовывались посольства в крупных европейских городах, что, в свою очередь, привело к появлению европейских нарядов в Османской империи.

Однако стоит отметить, что влияние было взаимным, так благодаря османам в XVlll веке в Европе появился стиль Тюркери.

После завершения эпохи тюльпанов во времена султана Махмута I (1730—1754), особенно в летние месяцы, женщины Стамбула снова начинают испытывать терпение местных властей и носить легкие и открытые наряды в общественных местах. Данное «противостояние» заканчивается указом султана, который запрещал женщинам появляться в каретах в таких районах Стамбула, как Ускюдар, Чамлыджа, Мердивенкёй, Булгурлу, Касыклы и т. д.

Век XVlll примечателен еще и тем, что среди жительниц Османской империи становится популярным ношение дорогих одежд и использование драгоценных камней. Это приводит к тому, что некоторые люди, стремясь быть «не хуже других», начинают влезать в долги.

Экономическое состояние ухудшается, что вызывает опасение дворца. По этой причине в 1764—1765 годах издается указ, предписывающий женщинам одеваться соответственно рангу своего супруга. В данном указе также говорится, что большая часть предметов одежды является привезенным из других стран.

Об объемах привозимой одежды и тканей можно судить по тому, что государство начинает беспокоиться о том, что в стране, по причине импорта одежды, сокращаются запасы золота и серебра.

Для поддержки местных производителей и для того, чтобы деньги оставались в стране, закон запрещает покупку индийских тканей и предписывает портным использовать ткани, которые производятся в Бурсе и Стамбуле.

Одним из интересных исторических фактов, касающихся женской одежды является указ Абдулхамита II (на фото) от 1889 года, предписывающий женщинам носить одежду, покрывающую тело с головы до ног, наподобие паранджи. Фото wikipedia.org

Запретить паранджу

Вплоть до первой четверти XlX века все законы и указы султанов, касающиеся одежды и внешнего вида, были направлены на сохранение азиатских традиций и норм шариата. Поворотным моментом становится период правления султана Махмута II.

Именно на это время приходится начало эпохи Танзимата, который, по утверждению некоторых исследователей, и заложил основы лаицизма (секуляризма) современной Турции.

Танзимату был характерен поворот в сторону Европы (армия и чиновники начали одеваться по европейскому образцу), однако женские наряды по-прежнему подвергались многим запретам, касающимся длины, цвета, количества пуговиц, материала и т. д. Несмотря на это, женщины продолжали носить то, что считали нужным.

Одним из интересных исторических фактов, касающихся женской одежды, является указ Абдулхамита II от 1889 года, предписывающий женщинам носить одежду, покрывающую тело с головы до ног, наподобие паранджи. Этот закон был отменен в 1892 году самим же Абдулхамитом II, и тому было несколько причин. Приведем две основные:
  1. Возвращаясь с пятничной молитвы, султан увидел женщин в парандже, которая по виду была очень тонкой, а лицо прикрывала черная вуаль. Данную одежду можно было легко спутать с траурным нарядом христианок.
  2. Участились случаи, когда мужчины, надев паранджу и притворившись женщиной, входили в дома состоятельных людей и совершали ограбления.

В целях предотвращения подобных случаев и был принят закон, запрещающий ношение паранджи.

Булат Ногманов — исследователь, переводчик.

  • Родился 31.10.1985 г. в селе Апастово Апастовского района Республики Татарстан.
  • В 2008 году окончил Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави по специальности «Международные отношения».
  • В 2010 году окончил магистратуру Анкарского университета по той же специальности.
  • Участник этнографических экспедиций.
  • Член Татарстанского отделения Русского географического общества.
  • Владеет английским, турецким и казахским языками.

ОбществоИстория

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.