Нужен ли режим для ребёнка? Нужен ли ребенку режим

Содержание

Как приучить новорожденного к режиму для и ночи, кормления по часам, когда можно

Нужен ли режим для ребёнка? Нужен ли ребенку режим

Стойкий график положительно влияет на развитие малыша. Каждая мать должна знать, как приучить ребенка к режиму дня. От этого будет зависеть здоровье и его, и матери.

Как приучить ребенка к режиму

Для чего приучать новорожденного к режиму

Правильно организованный режим дня полезен не только ребенку, но и матери. Он не нанесет ущерба нервной системе и будет способствовать выработке полезных привычек. Знание, как приучать грудничка к режиму, неоценимо для матери.

Обратите внимание! Выработанный график не должен расходиться с естественным режимом грудничка. Серьезные расхождения с ним (например, пропущенное кормление или расхождение в графике сна) приводят к раздражительности и нервозности младенца.

Грамотно составленный режим – это залог укрепления иммунитета, восстановления сил и адаптации к окружающей среде. Ребенок будет расти уравновешенным и дисциплинированным, его будет проще научить порядку и самоконтролю в будущем.

Режим дня – это еще и неоценимая польза для родителей. Они смогут качественно планировать свой график.

Опорными точками в детском графике являются:

  • купание;
  • физкультура;
  • массаж;
  • прогулка;
  • игровая деятельность.

Сюда также должны органично вписываться базовые потребности новорожденного – еда и сон.

Сон – одна из основных потребностей малыша

Потребность во сне в течение первого года жизни меняется:

  • в первый месяц – не менее 20 ч.;
  • в двухмесячном возрасте – от 17 до 18 ч.;
  • до полугодовалого возраста – от 15 до 16 ч.;
  • дети в возрасте от 6 до 12 месяцев спят от 14 до 15 часов в сутки.

Правила организации режима

Как приучить ребенка к горшку

Составляя график для грудничка, следует руководствоваться такими принципами:

  1. Индивидуальный подход. Родителям следует учитывать привычки младенца и особенности развития его организма. Необходимо понимать, что режим базируется на ритмичности естественных процессов, происходящих в организме.
  2. Компромисс. Режим способствует своевременному кормлению, засыпанию, обеспечивает аппетит. Однако в создании и соблюдении режима нужно знать меру. К нему не нужно подходить как к обязательному для исполнения закону. Следует учитывать и особенности ритма других членов семьи. В первую очередь разумный график должен быть удобным для каждого.
  3. Придерживаясь режима, нужно быть последовательным. Это относится и к другим членам семьи. Если родители непостоянны в требованиях распорядка, то не следует этого ожидать от ребенка. В составленном графике должны быть единодушными все члены семьи.
  4. Распорядок должен быть гибким, иначе он исчерпает себя. Это связано с тем, что детские потребности изменяются, зависимо от возраста. Следует наблюдать за всеми нарушениями в самочувствии младенца и вовремя вносить коррективы.

Преимущества и недостатки приучения новорожденного к режиму

Как приучить ребенка к груди

При правильно организованном режиме дня еда, игра и сон сменяют друг друга. Педиатры выделяют такие неоспоримые преимущества стойкого графика сна:

  1. Маленькие дети быстро учатся отличать день и ночь. Такое умение очень полезно для малыша.
  2. График помогает избегать переутомления. У младенца выработаются стойкие рефлексы, и организм не будет тратить много сил на переход с одного вида деятельности на другой.
  3. Ребенок сможет гармонично развиваться умственно и физически. Периодически сменяющиеся сон и бодрствование эффективно распределяют силы детского организма. У крохи появляется много энергии для игр и изучения окружающего мира.

Бодрствование младенца

  1. Малыш, который высыпается, не капризничает.

Единственный недостаток приучения ребенка к режиму – утомление или перевозбуждение. Их можно предупредить более мягкой тактикой. Нельзя жестко требовать от новорожденного следования режиму.

Внимание! Быстро установить единый график для младенца не получится, да и в этом нет строгой необходимости. За год его придется поменять несколько раз.

В каком возрасте приучать новорожденного к режиму

Режим кормления новорожденного на грудном вскармливании

Родители могут не знать, когда приучают ребенка к режиму, и пытаться наладить его как можно раньше. С этим не нужно торопиться. В первый месяц жизни организм крохи адаптируется к окружающей среде. Матери нужно подстроиться к ритму жизни младенца.

Важно! В возрасте до одного месяца родители должны наблюдать за малышом. Важной информацией являются длительность сна, количество приемов пищи.

Начинать приучение следует с двухмесячного возраста. В это время у малыша есть определенные привычки. Здесь родителям необходимо:

  • соблюдать точность и пунктуальность;
  • не включать громко музыку;
  • в детской комнате не включать телевизор;
  • не приглашать на некоторое время гостей;
  • не конфликтовать и не ссориться в семье.

Мать должна проявлять максимум любови к крохе.

Ребенок ощущает материнскую любовь

Как приучить новорожденного к режиму дня и сну

Процесс приучения новорожденного к режиму индивидуален. Понаблюдав за младенцем, можно заметить, что у него уже есть свой режим – все действия он совершает примерно в одно и то же время. Наладить распорядок дня помогут такие советы:

  1. Следует выработать у младенца привычку быстро засыпать. Полезно укладывать его на свежем воздухе или в проветренной комнате за 10 минут до сна. В течение нескольких минут его надо укачивать.
  2. Перед сном не нужно играть с ребенком в подвижные игры.
  3. Следует регулярно гулять с малышом на свежем воздухе.
  4. Не нужно перекармливать младенца или сбивать ему аппетит.

Важно! Грудное вскармливание способствует скорейшей выработке режима, укреплению иммунитета и нервной системы.

  1. Жизнь ребенка должна быть активной и насыщенной. Нужно чаще ходить с ним в гости, знакомить с окружающим миром, играть.
  2. Способствует быстрому засыпанию колыбельная перед сном.

Колыбельная

  1. Необходимо, чтобы члены семьи также придерживались определенного режима дня. Они должны следить за тем, чтобы ребенок придерживался графика каждый день.
  2. В кроватке, где спит малыш, не должно быть большого количества подушек и одеял, мягких игрушек. Все это плохо сказывается на засыпании.

При приучении ребенка к режиму не нужно совершать таких ошибок:

  • допускать нерегулярного сна (в возрасте до полугода младенец должен спать каждые 2 часа);
  • пытаться резко приучить младенца к графику (такая внезапность вызывает у малыша стресс);
  • работать над этой задачей во время переезда или отпуска.

Как приучить ребенка к режиму кормления

Родителям необходимо знать, как грудничка приучить к режиму кормления. Малыша следует кормить по часам. Оптимальный режим еды у детей до 4 месяцев с промежутком от 2 до 2,5 ч. Затем интервал между кормлениями может увеличиваться (только после совета педиатра).

Для ребенка частое прикладывание к груди очень важно. Это не только кормление, но и общение. Контакт с матерью дарит малышу чувство безопасности. Для женщин это поможет предотвратить застой молока.

Если ребенок часто плачет и требует еды менее, чем через 2 часа, то нужно дать ему немного водички. Это поможет привыкнуть к более длительным интервалам в кормлении.

Некоторые мамы не могут определить режим приемов пищи в ночное время. Это очень важно, так как они могут спокойно поспать в течение нескольких часов. В этом главное – четкость и последовательность.

Матери следует по-разному реагировать на детский плач и кормить только по часам. В дальнейшем у ребенка появится стойкая привычка. Желательно сократить количество ночных кормлений до одного – двух.

Если ребенок находится на искусственном вскармливании, то интервалы между едой можно увеличивать до 4 ч. Это связано с тем, что молочная смесь дольше усваивается в желудке и кишечнике. Когда малыш голоден, то не нужно выдерживать столь большой промежуток времени.

Важно! Если в течение ночи грудничок хорошо спит, не надо его будить и насильно кормить.

Некоторые молодые мамы помещают младенца рядом с собой, чтобы кормить его прямо в постели. Это большая ошибка. Крохе можно навредить в кровати и помешать правильному формированию режима питания.

Совместный сон вреден

Если малыш капризничает ночью, можно дать ему теплой водички. Если он не сможет уснуть в течение ближайшего получаса, то его надо кормить.

Привыкание к правильно организованному режиму – залог здоровья, активности младенца. Матери необходимо знать, когда приучать новорожденного к режиму, и начать делать это уже в возрасте от 2 месяцев. Осуществлять это нужно мягко, без излишней настойчивости. Чем раньше приучить младенца к порядку, тем лучше будет и матери, и ребенку.

Нужен ли ребёнку и подростку режим дня или можно позволить ему вольности?

Нужен ли режим для ребёнка? Нужен ли ребенку режим

Когда-то необходимость чёткого соблюдения ребёнком режима дня не вызывала у родителей ни малейшего сомнения. Но сегодня многие из них задаются вопросом: а действительно ли ребёнку необходим строгий распорядок дня, или можно как-то обойтись без этого? Не подавляет ли «режимность» индивидуальность ребёнка? Попробуем разобраться.

Ни один человек не появляется на этот свет с врождённым, и раз и навсегда установленным распорядком дня. У каждого человека он формируется в процессе жизни, видоизменяясь и подстраиваясь под внутренние потребности, различные социальные условия и внешние факторы.

Некоторые люди говорят, что у них нет никакого режима, что они живут в полном творческом беспорядке, но, при этом, они просыпаются, принимают пищу, работают, отдыхают и засыпают примерно в одно и то же время.

Другое дело, что происходит это не с точностью до одной минуты, а с разницей во времени плюс-минус один-два часа.

Так что, какого-то режима, строгого или свободного, придерживаются практически все, даже те, кто об этом не догадывается.

Обязательно ли нужен чёткий распорядок дня ребёнку? Нет, не обязательно. Скорее, ему нужна определённая, индивидуальная «режимность», благодаря которой он может стать более дисциплинированным, собранным и организованным, научится правильно распределять своё время, будет больше успевать в учёбе, отдыхе, и общении со сверстниками, лучше высыпаться, здоровее себя чувствовать и т.д.

Именно для этого и нужен режим дня. Если ребёнок может спокойно добиваться всего этого без чёткого распорядка дня – замечательно, если нет – потребуются, всё-таки, какие-то временные рамки, которые будут его дисциплинировать и организовывать в течение суток.

В любом случае, режим дня должен быть не чёткой инструкцией, которой нужно следовать минута в минуту, без каких-либо отклонений, а примерным таймингом, учитывающим конкретную ситуацию на жизненных дорогах, сложившуюся в определённый день, и оставляющим место для импровизации. Иначе вся жизнь может превратиться в один бесконечный «день Сурка». Хороший распорядок дня обязательно должен оставлять место для «режимной» импровизации.

Когда нужно задумываться о «режимности»?

В первые годы жизни ребёнку, конечно, вряд ли нужен какой-то особый распорядок дня, потому что в этом нежном, интуитивном возрасте он попросту не поймет, что это такое, и его организм сам будет определять, когда ему нужно спать, а когда принимать пищу.

Далее, конечно, придётся задумываться над тем, как внутренний биологический ритм малыша будет согласовываться с ритмом жизни его семьи и различными внешними факторами.

Для того, чтобы уловить индивидуальный биологический ритм ребёнка нужно с ранних лет внимательно присматриваться к его временным пристрастиям, к тому, в какое время он наиболее активен, в первой половине дня или во второй, «утренний» он или «ночной», когда он лучше всего засыпает, в какое время у него наиболее выдающийся аппетит и т.д.

Впрочем, следовать этому индивидуальному, биологическому ритму в детстве удаётся лишь немногим представителям подрастающего поколения. Порой, только став взрослыми (или дожив до пенсии) они могут по-настоящему реализовать свою природную «совиность» или «жаворонковость».

Кто может позволить себе детство в свободном режиме

Большинству детей приходится подстраивать режим своей детско-юношеской жизни сначала под детский сад, а потом – под школу.

Позволить себе детство в свободном режиме могут только счастливчики, проходящие курс индивидуального, семейного образования, которым не нужно 9 месяцев в году вставать ни свет, ни заря, чтобы бежать в какую-то школу.

Они могут спокойно жить и учиться в своём собственном, индивидуальном ритме, просыпаться не по будильнику, и не подстраиваться под общие временные стандарты.

Всем остальным волей-неволей приходится придерживаться общеобразовательного режима, поскольку, для того, чтобы выспаться, и успеть к первому уроку к 8 часам утра, нужно лечь пораньше, иначе будет хронический «недосып».

В рамках школьной системы невозможно учитывать индивидуальный, биологический ритм каждого ребёнка.

Общеобразовательный режим превращает всех детей в «жаворонков», хотя, возможно, некоторые из них гораздо лучше учились бы в вечернее время.

Как навык самостоятельного управления временем может пригодиться ребёнку во взрослой жизни

Естественно, с возрастом режим дня ребёнка должен варьироваться и изменяться. Если дошкольники живут в одном режиме, то школьники – совсем в другом, те, кто посещает всевозможные секции и кружки – в третьем и т.д.

Желательно, чтобы к 10 годам (а может быть и раньше) ребёнок научился полностью самостоятельно «режимить» и управлять своим временем, без какого-либо принуждения и вмешательства со стороны родителей.

Ближе к подростковому возрасту (к 12-13 годам) его можно вообще отпустить в свободное плавание в этом вопросе.

Главное, чтобы он тратил своё время с пользой, а не посвящал большую его часть компьютерным играм и всевозможным Интернет-развлечениям.

Если ребёнок научится самостоятельно распределять своё время в течение дня таким образом, чтобы успеть сделать и все полезные дела, и отдохнуть, то это, безусловно, очень поможет ему во взрослой жизни.

Особенно этот навык пригодится будущим фрилансерам и предпринимателям, рабочий день которых не ограничен какими-либо временными рамками.

Им приходится самостоятельно себя организовывать и дисциплинировать, без какого-либо давления со стороны начальства, чтобы и трудовая деятельность развивалась в нужном направлении, и времени на отдых было предостаточно.

Поэтому умение самостоятельно «режимить» может оказаться для ребёнка в будущем очень полезным качеством.

Нужно ли соблюдать режим каждый день?

Безусловно, периодически нужно выходить из чёткого режима дня, чтобы жизнь не превратилась в бесконечный «день Сурка» с одними и теми же повторяющимися, ритуальными действиями.

В «разгрузочные», «анти-режимные» дни (в выходные и на каникулах) ребёнок может и поспать подольше, и лечь попозже, и поесть, когда ему вздумается. За пару дней такой «анти-режимной» жизни с его организмом не случится ничего критического, и в будние дни он легко вернётся к повседневным временным ритуалам.

Для хорошего самочувствия ребёнок должен, в первую очередь, хорошо высыпаться, правильно питаться и уделять в течение дня определенное время физическим нагрузкам или прогулкам на свежем воздухе.

Если все эти условия соблюдаются, то не имеет принципиального значения, с какой ежедневной точностью они выполняются. Поэтому, если в выходные дни, или на каникулах, ему не нужно идти в школу, вряд ли нужно заставлять его чётко следовать какому-то режиму.

  Хотя, возможно, по инерции, его организм будет ещё несколько дней засыпать и просыпаться в одно и то же время.

Обязательно ли нужно питаться в одно и то же время?

Выполнение одних и тех же ежедневных ритуальных действий позволяет нашему организму стабильно функционировать в привычном режиме. Если постоянно ложиться спать примерно в одно и то же время, то, безусловно, заснуть будет гораздо проще, чем, если делать это каждый день в разные часы. Несколько сложнее обстоит дело с «режимным» употреблением пищи.

Обязательно ли ребёнку нужно питаться каждый день в одно и то же время? Конечно же, нет. Если он не хочет есть, зачем насильно запихивать в него первое, второе и компот только потому, что настало время обеда? Не лучше ли подождать пару часов, когда он по-настоящему проголодается и захочет есть? В этом случае он и съест больше, и получит более ощутимое удовольствие от приёма пищи.

Гораздо важнее чёткого соблюдения графика завтраков, обедов и ужинов качественное питание, обеспечивающее ребёнка достаточным количеством белка, сложных углеводов, витаминов и микроэлементов. Насколько поздно ест ребёнок, не имеет принципиального значения. Пусть ужинает хоть в 12 часов ночи, если ему этого хочется.

С  точки зрения питания для нашего организма имеет принципиальное значение не то, садимся ли мы за обеденный стол каждый день с точностью до минуты, а то, каким является соотношение потраченной и потребляемой энергии в течение дня. Если энергии тратится больше, чем потребляется, то есть можно абсолютно в любое время, а если наоборот, то желательно, конечно, не увлекаться ночными перекусами во избежании приближающегося ожирения.

В любом случае, время ежедневных пищевых ритуалов (завтрак, обед, ужин) вполне можно варьировать в диапазоне плюс-минус один-два часа, в зависимости от потребностей организма, времени пробуждения, уровня физической активности в первой или во второй половине дня и т.д.

Как определить подходит ли данный режим дня для ребёнка или нет?

Если ребёнок хорошо себя чувствует в рамках определённого режима дня, если ему в нём комфортно, если он всё успевает, и при этом, у него остаётся время на развлечения и общение со сверстниками, значит, данный распорядок суточных действий подходит ему идеально.

Если этого не происходит, значит, в его «режимности» нужно что-то менять (возможно, ему нужно просто поменьше засиживаться по ночам за компьютерными играми, и тогда он будет лучше высыпаться).

В любом случае, режим дня должен нравиться ребёнку и настраивать его на позитивную волну. Он должен помогать ему добиваться успехов, а не угнетать, и не превращаться для него в нудную «обязаловку». Лучше радоваться жизни без чёткого распорядка дня, чем страдать и думать «когда же это всё закончится?» каждый день расписанной по минутам «режимной» жизни.

Нужен ли ребенку режим. Как установить

Нужен ли режим для ребёнка? Нужен ли ребенку режим

Приветствую вас, дорогой читатель, на сайте «Сонная кантата». В этой статье поговорим о злободневной теме для многих родителей:

нужен ли ребенку режим, как установить его, почему так важно приучать малыша к распорядку дня, чем чревато его отсутствие.

Доверимся мнению известного психолога и многодетной маме, Екатерине Бурмистровой.

Она считает, что четкий распорядок, продиктованный здравым смыслом, родительскими установками и требованиями, необходим для нормального развития малыша, формирования у него устойчивой психики.

Многие младенцы сохраняют потребность в дневном сне до шести лет, некоторые перестают спать в более раннем возрасте. Однако любая мама знает, что малыш, не поспавший днем, становится к вечеру утомленным и трудноуправляемым. Чем младше ребенок, тем больше его нервозность зависит от наличия режима.

В современном обществе очень мало рождается детей-флегматиков, которые настолько спокойны, что способны засыпать самостоятельно. Основная масса младенцев (20%)— сангвиники и холерики, очень активные, доводящие себя до сильного перевозбуждения. Именно для таких «энерджайзеров» режим необходим в первую очередь.

Родители, отрицающие четкий распорядок для своего малютки, рискуют получить трудновоспитуемого и сложного ребенка. Без достаточного сна малыш пребывает в состоянии постоянного возбуждения, которое мешает адекватно воспринимать окружающий мир, реагировать на просьбы родителей, общаться со сверстниками, учиться и развиваться.

Режим дня должен восприниматься малышом, как картина мироздания, в которой все гармонично: день сменяет ночь, а на смену играм всегда приходит сон. Так живут все, так устроен мир. Это понимание следует внушить крохе.

Распорядок дня, с постоянно повторяющейся сменой занятий, дает ощущение стабильности и надежности окружающей жизни. Он помогает ребенку настраиваться на нужное действие: если папа купает, значит, мама споет колыбельную, а потом последует сон.

От правильного режима зависит нормальное физиологическое развитие детей до трех лет.

После трех лет, когда малыш становится более самостоятельным, важно сохранить распорядок дня, изменяя его в соответствие с меняющимися биоритмами и желаниям малыша.

Отправляясь на прогулку, мама может учесть желание сына играть на этой площадке или другой, но вопрос идти гулять или нет, должна решать мама.

Распорядок в жизни ребенка нужен обязательно, но он не должен походить на расписание рабочего дня министра.

Как с режимом не «перегнуть палку»

Слишком строгий и плотный режим будет утомлять ребенка. Стоит присмотреться, прислушаться к растущему человечку и уловить наилучшее время для кормления, сна, прогулки, развивающих игр. Даже самые маленькие крошки имеют свои биоритмы, которые чуткие мамы и папы могут определить, и подстроить под них весь распорядок дня.

Каждый ребенок уникален, чтобы он мог проявить свою индивидуальность, позволяйте ему быть самими собой, оставляйте ему для этого время. Не следует слишком перегружать малыша, чтобы не погасить его творческую жилку.

Составляя общий распорядок дня, оставьте в нем время для свободной игры. Тогда режим не будет малышу в тягость, сформируется привычка к ответственности и организованности, самодисциплине, так необходимая в школе.

В каком возрасте ребенок сам определяет свой режим

Дети 7 лет должны уметь самостоятельно укладываться спать вечером и вставать утром по будильнику, способность различать свои биоритмы у них уже сформирована. Родители могут передать им ответственность за соблюдение привычного распорядка дня, оставив за собой право контроля.
На этом этапе взросления важно научить ребенка правильно распределять время между играми и учебой.

Важные моменты режима

  • Ответственность за соблюдение собственного режима должна расти вместе с взрослением малыша.
  • Обязанности в семье. К примеру, бытовые: собирать игрушки каждый вечер самостоятельно у самых маленьких, соблюдение порядка в своей комнате у детей постарше.

Наделение обязанностями в семье поможет избежать перекосов воспитании, таких как потребительское отношение и эгоизм.

Практические советы

Если в дошкольный период ребенок не был приучен к порядку, то ему придется испытать сильный стресс при переходе к школьному ритму жизни.

Чтобы помочь самому маленькому малышу привыкнуть к распорядку, используйте наглядные картинки или плакаты.

Если вы изготовите их вместе с детьми, будет просто замечательно. Элементы Расписания дня (доброе утро, чистим зубки, заправляем кроватку, кушаем, собираемся на прогулку и так далее) можно вырезать из журналов, распечатать из интернета, нарисовать самим.

С помощью этого Расписания, помогайте ребенку настраиваться на следующее действие заранее: «Что Наташа, будет делать после того, как почистит зубки?»

Если Наташа закапризничает и не захочет чистить зубки утром или убирать игрушки перед сном, плакат тоже поможет: «А на картинке что нарисовано? Все дети так делают».

Для деток, умеющих писать, купите готовые расписания, пусть они самостоятельно заполнят графы и проникнутся ответственностью момента.

Дети, предшкольного возраста, заполняя Расписание с часами, могут одновременно учиться разбираться во времени.

Также можно начать приучать ребенка ценить время, объяснив ему, что то или иное действие можно делать с разной скоростью.

Для этого вполне подойдет таймер и элемент игры во время одевания-раздевания: «А давай научимся с таймером одеваться быстрее!»

Это простое упражнение в дальнейшем поможет понять основы тайм-менеджмента, которые необходимо усвоить в конце первого класса. Малыш должен осознавать временные отрезки в 5 или 10 минут, час или полчаса, понимать какое действие он сможет успеть сделать за этот временной период.

Ребенку важно понять, что научившись правильно распределять свои занятия по времени, он успеет посмотреть мультики, погулять, поиграть с собакой.

Необходимо, чтобы взрослый постепенно уменьшал свою ответственность в этом вопросе, (оставляя лишь право контроля) предоставляя малышу развиваться и двигаться дальше. К третьему классу детям нужно иметь навык ориентирования во времени и привычку к распорядку дня.

Научное обоснование необходимости режима

По данным статистики 85% современных людей являются ритмичными людьми, им легче жить по определенному распорядку: в одно и то же время ложиться спать и просыпаться. Людей, не приемлющих порядок и страдающих от режима, всего около 5%. К тому же эта особенность проявляется не в детстве.

Человек любого типа в режиме живет легче, он затрачивает меньше энергии и сил. Есть научный термин, «динамический, временной стереотип» (введен Павловым) — реакция организма на время:

Если человеку дают пищу в одно и то же время, то в его желудке заранее выделяется сок, что облегчает переваривание пищи и уменьшает энергозатраты.

У человека, привыкшего засыпать в одно время, мозг и весь организм заранее перестраивается на другой ритм работы, готовясь ко сну.

Режим бодрствования и сна — это формирование полезных охранительных привычек на всю жизнь, которые поддерживают в стрессовых ситуациях, сопровождаемых депрессией и бессонницей. Если выработан определенный распорядок действий перед сном и утром при пробуждении, выстоять организму, когда нарушается психика, гораздо легче.

Вывод:

дети изначально склонны к порядку, они любят порядок, им легче жить по распорядку. Режим необходим для нормального физического и психического развития малыша.

Я полностью согласна со всеми доводами психолога. А как считаете Вы? Нужен ли детям распорядок жизни?

Источник: www.pravmir.ru/rezhim-dlya-rebenka-podavlenie-svobodnoj-lichnosti-ili-zalog-stabilnoj-psixiki.

Елена Вальве для проекта Сонная кантата

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. Полное копирование статьи запрещено!При любом использовании материала активная ссылка на сайтSna-kantata.ru обязательна!

По теме:

  • Пеленание: вред или польза.
  • Кошмары у детей, как помочь ребенку.
  • Ночные страхи: причины, отличие от кошмаров, как вести себя родителям.
  • Что делать, если грудничок перепутал день и ночь.

Режим для ребенка 1 – 3 лет

Нужен ли режим для ребёнка? Нужен ли ребенку режим

До сих пор ведутся споры о важности дневного сна и режима. Зависит ли планирование дня ребенка от его темперамента, индивидуального развития и системы питания? Проанализируем ситуацию с примерами.

Есть мальчик Женя. Ему  1,5 года. Обычно ложится поздно, просыпается рано (около пяти утра): когда еще все спят. Выбирается из кроватки и идет к родителям. Мама укладывает Женю рядом с собой. Но мальчик не засыпает, а наоборот, весело и радостно раскрывается-укрывается, играет в «Ку-ку», затем и вовсе – вылезает из-под одеяла и ведет сонную маму на кухню.

Ситуация №2

Танечке годик. Она крепко спит. Ее будит мама к завтраку. При этом ложится рано – в половине девятого вечера. «Крепкий сон – крепкое здоровье», – думает мама.

Что делать родителям одного и второго малыша? Стоит ли беспокоиться маме Жени и права ли мама Тани?

Темперамент, выносливость и сон

Да, детский темперамент играет большую роль в индивидуальном режиме ребенка. Однако, несмотря на то, что особый подход требуется к каждому ребенку, тебе следует знать о некоторых режимных закономерностях, соблюдая которые в большинстве случаев удается успешно преодолеть трудности, найти оптимальный способ решить проблему.

После года выносливость малыша заметно возрастает. Если совсем недавно время бодрствования продолжалось 3,5 часа, то теперь этот период возрос к полутора годам до 4-4,5 часов. А к двум годам он и вовсе достигнет 5,5 часов.

Но считать, что твой малыш стал достаточно взрослым и переходить на режим с одним дневным сном вместо положенных до полутора лет двух дневных снов – неверно.

Не думай, что ребенок «доберет свое» во время ночного сна. Он – не машина, которой совсем неважно, на протяжении скольких часов работать.

Поэтому сокращение дневного сна тотчас же ляжет нагрузкой на неокрепшую систему малыша. ИИ нагрузка эта может оказаться маленькому непосильной.

Пройдет день-другой, и ты перестанешь узнавать своего ребенка. Он может стать капризным, раздражительным, будет плохо есть, трудно засыпать, да и спать станет тревожно.

В этот момент сын или дочка может даже заболеть. А все потому, что резко ослаблен.

Дневной сон

Он входит в режим маленького человека как один из самых значимых компонентов. Ребенку до трех лет он необходим. Если режим построен правильно и не нарушается достаточно долго, малыш привыкает к тому, что после обеда наступает сонный час.

Не обязательно стремиться к тому, чтобы ребенок уснул, но ритуал соблюдать стоит: расстели постель, умой кроху, переодень в пижамку, почитай книжку, предложи игрушку, с которой он привык спать ночью.

Добивайся того, чтобы малыш в течение 1,5-2 часов лежал: не нужно разговаривать с ним, а тем более заставлять его спать или выяснять отношения. По возможности следует оставить его одного, но так, чтобы он видел и слышал тебя.

Дневной сон – это не только режимная процедура, но и время, способствующее развитию ребенка.

Психологи считают, что в это время у ребенка появляется навык общение с собой (согласись, всегда полезно покопаться в себе), идет закрепление знаний, полученных накануне, возникают пока смутные, неосознанные, оригинальные идеи.

У ребенка есть возможность пережить впечатления дня, подумать, помечтать, пофантазировать, справиться со страхами. Но это если он не уснул. А если малыш уснул, он все это сделает… во сне.

Как уложить спать ребенка вечером без слез?

Играя, конечно!.. Но игры играм – рознь. Занятия перед сном должны отвечать лишь одному требованию – способствовать быстрому засыпанию. Выбираются они в зависимости от того, как прошел день.

Если днем малыш был вялым и скучным, если большую часть времени заняли просмотр телевизора, он мало двигался днем, не поленись выбраться с малышом на вечернюю прогулку.

Как говорят врачи, для получения мышечной усталости.

Если день кроха провел активно, если его переполняют впечатления, которые и мешают успокоиться и уснуть, лучше всего предложить маленькому тихие игры вдвоем, например, какое-нибудь лото или рисование (от этого так и клонит в сон). При этом важно не возбуждать ребенка (никаких битв подушками, «лошадок» у папы на спине и лазанья по шведской стенке спортивного уголка).

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Одеяла и подушки ждут ребят 

Помни и о ежедневных вечерних ритуалах: чаепитие, умывание, переодевание, сказка или тихая беседа о том, что не испугает ребенка. Очень полезны для развития колыбельные песни. Причем значение колыбельных заключено не столько в их смысле, сколько в повторяющихся музыкальных фразах, которые успокаивают и усыпляют малыша.

Что думают врачи

Детей нужно переводить на один дневной сон, как правило, с 1,5-1,6 года. Показателем такой возможности станет неослабевающая активность малыша на протяжении всего периода бодрствования, трудное засыпание днем и короткий (менее двух часов) дневной сон. Правда, с введением в распорядок дня такого новшества тоже не нужно торопиться.

И вот почему. Иногда ребенок вначале хорошо переносит перевод на один сон, но на второй неделе у него могут появиться те же симптомы, о которых мы говорили (раздражительность, вялость, плохой аппетит). В таком случае нужно на какое-то время (одна-две недели) вновь перевести кроху на два сна и лишь после этого – окончательно на один сон.

Правда и то, что некоторые детки почти до двух лет не могут обходиться без двух дневных снов. Поэтому, педиатры советуют при составлении режима учитывать не только возраст, но и индивидуальные особенности малыша, включая состояние его здоровья и даже генетику.

Встречаются и такие дети, которые никак не хотят приспосабливаться к предлагаемому им режиму дня. А ведь он нужен – он формирует у ребенка навыки самоконтроля. Дети, способные подчиниться этим моментам, становясь взрослыми, более эффективно выстраивают систему своих приоритетов.

Если же ребенок не хочет жить «по правилам», то спасение – в игре. Так, собираясь на прогулку, малышу можно сказать, что сегодня вы поиграете в разведчиков и узнаете, какие пути и тропинки ведут к детской площадке или парку, в котором вы обычно гуляете.

Можно нарисовать циферблат, где вместо цифр – фотографии малыша, которые соответствуют режимным моментам, и прикрепить стрелочки.

А теперь познакомься с примерным режимом дня детей 1-3 лет.

Основные режимные моментыВременной период (ч.) для ребенка 1-1,5 летВременной период (ч.) для ребенка 1,5-3 лет
Сон: ночной

Нужен ли ребенку режим и как его наладить?

Нужен ли режим для ребёнка? Нужен ли ребенку режим

Нужно ли соблюдать режим? Это сдерживает свободу ребенка, не давая ему развиваться естественно? Или же режим — необходимость, и наладить его во что бы то ни стало — основная задача родителя?

Строгое и неукоснительное соблюдение режима — педагогическое наследие, оставшееся со времени СССР, наряду с тесным пеленанием и требованием есть первое и второе блюдо обязательно с хлебом.

Сейчас слишком строгий режим «по Макаренко» воспринимается как некая крайность.

Другой крайностью можно считать и полное отсутствие всякого режима в расчёте на то, что ребёнок интуитивно понимает собственные базовые потребности, а родители должны лишь следовать желаниям ребенка. Захотел — поел. Захотел — лег спать.

Что это вообще такое — режим дня?

Режим дня дошкольника — это определённая продолжительность отдыха и сна, регулярное и рациональное питание, выполнение гигиенических мероприятий. По мере роста малыша режим будет меняться, но заложенная основа — чередование в определённом порядке и ритме всех форм деятельности — сохраняется на всю жизнь.

Зачем дошкольнику нужен режим?

Оказывается, физиологи всегда настаивали на режиме дня. Еще издавна установлено, что многие внутренние органы работают в определенном ритме, а физиологические процессы совершаются с некой периодичностью.

Любой врач вам скажет, что ребёнок дошкольного возраста должен не просто удовлетворять свои базовые потребности (такие как сон, питание и прогулки), а делать это регулярно.

А что будет, если режим не соблюдать?

  • Ребенку трудно привыкнуть к режиму в школе и в детсаду. В результате адаптация проходит сложно.
  • Ребенок меньше успевает дома. Если все не по расписанию, то ребенок нерационально использует время.

  • Организму трудно привыкнуть к расхолаживающему графику, а отсюда болезни внутренних органов (пищеварительная, опорно-двигательная и нервная системы).
  • Маленький человечек становится менее успешен. Привычка к внешней организованности — половина пути к организованности внутренней.

    Малыш, живущий по режиму, привыкший убирать свои игрушки и вовремя ложиться спать, став взрослым, легко научится распределять и анализировать получаемую информацию, научится правильно организовывать свою жизнь.

  • Расшатывается нервная система.

    Режим для малыша — это показатель спокойствия, стабильности и «надёжности» окружающего. Если он вдруг нарушается, у ребёнка может возникнуть стресс.

Есть ли минусы у жизни строго «по режиму»?

  • Родителям придется контролировать этот процесс, а это значит, что нужно все время помнить про все «малышовые» дела.
  • Родителям нужно будет и свои дела подстраивать под этот режим: то есть если малыш знает, что в это время его ждет прогулка, то маме уже на диване не полежать.

  • Возможно, нужно будет преодолевать капризы и сопротивление ребенка, который не захочет вписываться в график.
  • В каждой семье могут возникнуть и свои, индивидуальные сложности. Например, соседи могут мешать режиму дневного сна и долбить стену.

    Сверстники ребенка могут звать его на улицу, когда у него запланированы другие занятия. Все это может вызывать проблемы.

Как его убедить?

Если взвесив плюсы и минусы, вы пришли к мнению, что режим лучше соблюдать, то как убедить ребенка?

Аргументы могут быть такими:

  • режим — это весело (а веселье придется организовать родителям, например, игрушки будут «маршировать» в коробку, чтобы было интереснее);
  • по режиму живут все (придется найти этому подтверждение и самим родителям тоже жить более организованно!);
  • жить так полезно (тут может пригодиться наглядная аргументация, например: «Папа так много может работать и не уставать потому, что вовремя ложится спать»).

Как малыша перевести на «режим»?

Для начала придется преодолевать сопротивление ребенка, а значит, нужна серьезная мотивация самих родителей.

Составлять режим лучше без ребенка. Можно для этого использовать книги. Можно — советы врачей. Распорядок должен включать в себя: игры, сон, принятие пищи, домашние дела, интеллектуальные и физические развивающие занятия, отдых, свободное время. Если что-то забыли — потом дополните.

Переводить на режим лучше в игровой форме. Помогут несколько приемов.

Иллюстрацию можно распечатать и раскрасить

1. Для привыкания к соблюдению режима удобно использовать картинки или плакаты (их придется купить или нарисовать). Ещё лучше, если рядом с каждой картинкой будет находиться лёгкая для запоминания стихотворная строчка, описывающая каждый элемент.

Такое расписание поможет малышу заранее приготовиться и настроиться на следующее действие.

Если дошкольник начнёт капризничать и откажется выполнять указанное, наглядная картинка поможет справиться с упрямством: «Вот посмотри на картинку, все ребятки убирают игрушки перед сном!».

2. При желании вы можете проиллюстрировать режим фотографиями самого малыша. Сфотографируйте, как он спит, ест, делает зарядку, играет и т. д. — и приклейте маленькие фотографии в строгой очередности. Примерно так:

Фото малыша — 22:00-8:00 — сон.

Фото малыша — 8:00-8:05 — пробуждение.

Фото малыша — 8:05-8:15 — чистка зубов

И так далее.

Иллюстрацию можно распечатать и раскрасить

3. В сказках и рассказах, когда такое встретите, обращайте внимание ребенка на то, как положительные персонажи живут по правильному расписанию, чтобы закрепить позитивный пример.

4. Если ребёнок уже научился писать, он может сам заполнить графы в готовом расписании.

5. Если в расписании указан временной промежуток, пусть дети учатся разбираться со временем. При этом ребёнок должен понять, что одно и то же действие может быть выполнено с разной скоростью. Большую помощь при этом окажет таймер.

Старший дошкольник должен понимать, какое действие он может успеть выполнить за определённый короткий отрезок времени. Ребенку можно предложить включить музыкальный будильник, на котором звучит смешная песенка перед прогулкой или обедом.

6.Чем старше становится ребёнок, тем меньше ответственность взрослого за соблюдение распорядка дня. Уже в младшей школе ребёнок должен уметь ориентироваться во времени и соблюдать режим самостоятельно. Взрослые выполняют лишь функцию контроля.

Легко ли научиться соблюдать режим?

Насколько трудно дошкольнику выдерживать распорядок? Если режим соответствует возрастным физиологическим нормам, ребёнок легко к нему привыкает: прочитали в книжке — и строго следуем графику.

Однако самим взрослым не всегда просто его соблюдать: то оказывается, что вовремя не приготовлен ужин, то надолго затянулась далёкая прогулка. Ребёнок чувствует такую неустойчивость, это осложняет привыкание к режиму, и создаёт трудности.

Что же тогда делать? Важно не забывать, что мы говорим о человеческой личности, у которой уже имеются свои интересы и предпочтения, а не о роботе, постоянно настроенном на выполнение заданной программы.

Допустим, что ребенку чего-то делать не хочется. В этом случае:

  • подходим индивидуально. Вопрос, следует ли выключить любимый мультик по телевизору, если он заканчивается чуть позже, чем требует режим, нужно решать в каждом случае по ситуации.

    Возможно, следует проявить гибкость, и не доводить ребёнка до слёз из-за 10 минут? А может быть есть возможность записать остаток мультика и досмотреть его после обеда?

  • мягко критикуем, если режим не соблюдается, выясняем причины.

    И наоборот награждаем, хвалим за соблюдение режима, повышая мотивацию.

  • переносим в графу «свободное время» то, что не успели. Эта графа должна быть непременно: ребенок должен знать, что у него есть запасной кусок времени, в который он сможет сделать все, что хотел, но не успел.

    Так, к примеру, если ребенок хочет играть, а нужно спать, то обещаем ему: «У нас есть свободное время. Тогда и поиграешь обязательно».

В большинстве случаев проблемы с приучением или с соблюдением режима объясняются:

  • недисциплинированностью самих родителей (воспитываем в себе самодисциплину!);
  • отсутствием у ребенка привычки (ее придется нарабатывать!);
  • тем, что он воспринимает порядок дел как скучный (будем играть!);
  • недостаточной физической активностью малыша, ему некуда потратить энергию. Это приводит к тому, что он плохо ест и плохо засыпает (нужно как можно больше движений!;
  • он долго просиживает за телевизором или компьютером (убираем гаджеты).

При составлении и соблюдении режима дня важно, конечно, не переусердствовать. Некоторые родители путают режим с диктатом и подавлением инициативы. Для гармоничного комплексного развития дошкольника нужно найти некую золотую серединку и придерживаться её. Строгий поминутный режим практически невыполним, но это не значит, что он в принципе не нужен.

Родион Чепалов, психолог

Категория: От 0 до 1 От 1 до 7 От 7 до 18 Семья

0

0

2350

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.