План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Масленица. Конспект занятия на тему масленица в старшей подготовительной группе

Содержание

Тематическая неделя «Широкая Масленица» – подготовительная группа, февраль

План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Масленица. Конспект занятия на тему масленица в старшей подготовительной группе

Знакомство с народными традициями и формирование праздничной культуры — одна из задач программы «От рождения до школы». Дети старших групп с удовольствием участвуют в народных играх и гуляньях, посвящённых Масленице.

Педагог рассказывает дошкольникам об истории и особенностях празднования Масленицы, предлагает к рассматриванию картины «Народные гулянья», совместно с детьми изготавливает чучело Масленицы. Итогом недели становится большой праздник, после которого устраивают чаепитие с блинами.

Описание бесед о Масленице, пословицы, частушки по теме и игры-развлечения, которые можно использовать в течение недели вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Широкая Масленица».

Социально-коммуникативное развитие

Продолжается работа в области социально-коммуникативного развития, расширяется тематика сюжетно-ролевых игр. Педагог организует игры «Хвост дракона», «Найди друга», что способствует закреплению дружеских взаимоотношений в коллективе. Воспитатель знакомит детей с народными тряпичными куклами и их значение в культуре.

Познавательное развитие

В области познавательного развития взрослый планирует беседы и наблюдения, направленные на закрепление знаний детей о зиме и поведении зимующих птиц. Большое внимание уделяется развитию внимания и памяти детей, решению логических задач и проблемных ситуаций, а так же изучению свойств пара.

Речевое развитие

Дошкольники закрепляют чёткое произношение звуков, упражняются в составлении предложений по схеме, вычленении заданного звука, что способствует речевому развитию так же, как и работа со словарём. Педагог организует аукцион литературных произведений, конкурс пословиц и поговорок, а так же чтение народных сказок во второй половине дня.

Художественно-эстетическое развитие

Решая задачи художественно-эстетического развития воспитатель предлагает детям картины к рассматриванию, изготовление нитяных кукол, украшение ковриков и т.д. Старшие дошкольники закрепляют умение рисовать снежинки, лепят из солёного теста угощения к празднику.

Физическое развитие

В области физического развития запланировано знакомство детей с народными играми и забавами. Педагог рассказывает о том, как на Руси встречали Масленицу, предлагает поиграть в «Горелки», «Почту», организует снежный бой и катание снежного кома.

Понедельник

ООСоциально-коммуникативное развитиеПознавательное развитиеРечевое развитиеХудожественно-эстетическое развитиеФизическое развитие1 п.д.Рассматривание энциклопедии «Дорожные знаки». Цель: закрепить знания о разновидностях и значении дорожных знаков.Просмотр презентации «Широкая масленица». Цель: приобщать детей к социально-культурным ценностям, расширять знания о народных традициях.Работа со словарём. Цель: объяснить значение некоторых старинных слов, обогащать словарь.Изготовление чучела масленицы для патриотического уголка. Цель: сплотить детей в коллективном творчестве.Физкультминутка «Шёл по мостику петух». Цель: разучить слова.Про- гулкаС.р. игра «Пекарня». Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с особенностями работы в пекарне.Наблюдения за цветником. Цель: выяснить влияние погодных условий на почву и растительность цветника.Игра «Закончи предложение». Цель: упражнять в употреблении сложноподчинённых предложений.Игра «Геометрическая мозаика». Цель: совершенствовать умение преобразовывать геометрические фигуры, развивать воображение.П.и. «Эстафета парами». Цель: учить детей бегать в парах, держась за руки стараясь прибежать к финишу вперёд своих соперников.ОД2 п.д.Игра «Хвост дракона». Цель: способствовать развитию чувства коллективизма.Познавательно-исследовательская деятельность «Как обнаружить пар». Цель: учить решать проблемные ситуации, развивать аналитическое мышление.Чтение потешек, пестушек и закличек. Цель: продолжить знакомство с народным фольклором.Игра «Волны». Цель: способствовать снятию эмоционального напряжения.Разучивание хороводной игры «Веснянка». Цель: продолжить знакомство с народными играми и традициями.

Вторник

ООСоциально-коммуникативное развитиеПознавательное развитиеРечевое развитиеХудожественно-эстетическое развитиеФизическое развитие1 п.д.Беседа «Как Масленицу праздновали на Руси». Цель: приобщать детей к истории родной страны, поддержать интерес к празднику.Наблюдение за произрастанием лука. Цель: зафиксировать в дневнике, сделать первые выводы.Рассматривание иллюстраций по теме «Народные забавы». Цель: закрепить умение составлять описательные рассказы по картинкам.Рассматривание картины Б.М. Кустодиев «Масленица». Цель: учить детей целенаправленному восприятию картины, формировать умение грамотно и развёрнуто отвечать на вопросы по картине.Гимнастика для глаз «Послушные глазки». Цель: вспомнить слова и технику выполнения упражнения.Про- гулкаСбор сухих веток и листьев. Цель: совершенствовать навыки работы в команде, поддержать желание содержать участок в чистоте.Наблюдение за поведением птиц. Цель: уточнить знания об особенностях поведения зимующих птиц, активизировать словарь.Игра с мячом «Назови как можно больше предметов». Цель: развивать слуховое внимание, обогащать словарь, развивать мышление.Коллективная работа «Лоскутный коврик». Цель: привлечь детей к изготовлению пособий для мини-музея.П.и. «Петушки». Цель: разучить с детьми слова и правила игры. П.и. «Перетягивание каната». Цель: развлечь детей, поощрять желание играть в команде.

(36 4,78 из 5)

После оплаты на Вашу электронную почту (Email) приходит письмо со ссылкой на материал. В зависимости от настроек почты письмо может попасть в папку «Спам», проверяйте, пожалуйста! При нажатии на ссылку в письме происходит автоматическое скачивание материала на Ваш компьютер.

Если у Вас появились вопросы, пишите нам на почту info@kalendarnyiplan.ru

План на весь год Вы можете купить на странице «Как приобрести календарный план?»
Будьте внимательны при заполнении формы заказа, пишите почту без ошибок!

Конспект интегрированной НОД «Русская барыня – Масленица» ⋆ Планета Детства

План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Масленица. Конспект занятия на тему масленица в старшей подготовительной группе

Образовательная область: «Познание»
Интеграция с другими областями: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Музыкальное развитие», «Коммуникация».
Программное содержание:

1. Обучающие задачи: — продолжать расширять представления детей о русских народных праздниках, а именно Масленице. -Познакомить с историей возникновения и традициями праздника широкой Масленицы. Рассказать о символе Масленицы.

— Дать представление о значении каждого дня Масленицы.

2. Развивающие задачи: Развивать свободное общение, и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми. -Развивать координацию речи с движением. -Развивать мелкую моторику, учить снимать мышечное напряжение.

— Развивать внимание, любознательность.

3. Воспитательные задачи: — Воспитывать уважительное отношение к народным традициям Руси.

— вызвать эмоциональный отклик и положительные эмоции в процессах: чтения стихотворения, прослушивание песни и рассматривании слайдов на тему Масленица.

4. Речевые задачи:
Пополнять и активизировать словарный запас детей словами «зять», «тёща», «трапеза», «символ», «седмица». Учить детей использовать в речи пословицы и заклички.

Организация детей (в каждой части):

1 ч. дети располагаются у интерактивной доски.
2ч. дети сидят на стульях полукругом, свободное передвижение по группе
3ч. дети свободно стоят около воспитателя.

Оборудование: Магнитофон, интерактивная доска, 2 мольберта, 2 кисти, 2 набора гуаши, 2 листа размером с мольберт с нарисованным желтым кругом в центре.
Демонстрационный материал: иллюстрации и рисунки на слайдах к празднику Масленица, взятые с сайта http://gamejulia.ru/kartinki-na-maslenitsu.html, слайды с изображением картин «Масленица» художника Б.

Кустодиева. запись с песней «Масленица», из сборника «Обрядовые песни масляничной недели» в исполнении этнографических коллективов.
Предварительная работа: Рассматривание книг с иллюстрациями русских народных гуляний. Чтение русских народных сказок, потешек.

Беседы с детьми о русских народных праздниках, о традициях, которые были в старину и до сих пор существуют в нашей жизни.

1.Работа с демонстрационным материалом — иллюстрации на тему «Масленица».-Ребята, что вы видите на иллюстрациях? (Обобщаю ответы детей) На иллюстрациях вы увидели, что народ веселиться, играет, угощается блинами. Почему же всем так весело? Какой же это праздник?

Я вам сейчас попробую помочь, послушайте стихотворение:

Прослушать стихотворение на тему: «Масленица»

Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный, чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно весело пройдет
Сырная Седьмица,
А за ней Великий пост,
Время чтоб молиться.

2. Масленица — это праздник, который еще называется как масленичная (сырная) неделя. Называлась Масленица — широкая, весёлая, «барыня-масленица», «госпожа масленица». Это был один из самых любимых в народе праздников.

Во время масленичной недели пекли круглые, желтые, масляные блинчики, отсюда и название – Масленица. Всю неделю нужно было кушать блины, потому что блины – это символ Масленицы, так как напоминают солнышко, которое с приходом весны начинает все чаще появляться на небе и пригревать землю-матушку.

-Давайте сравним блин и солнышко, какое сходство вы найдете? (ответы детей).
Обобщаю ответы детей: — Правильно, и солнышко и блинчик круглые, желто-золотистого цвета.

Подвижная игра «Солнышко».

Нам для игры потребуется два больших листа, мольберты 2 штуки, на каждом листе нарисован большой желтый круг и гуашь желтого цвета. Дети делятся на две команды.

Каждая команда становится напротив своего будущего рисунка, в нескольких метрах от листов, после чего каждый ее участник поочередно подбегает и рисует лучик солнышку.

Выигрывает та команда, которая быстрее всего дорисует солнышко. Должно быть столько лучиков, сколько ребят в команде.

Вот и закончилась игра. И один из смыслов праздника Масленицы в том, что все имеет конец: конец зимы, конец года — и одновременно — все возрождается к новому движению. Так и после долгой, холодной и суровой зимы приходит какое время года? (Теплая, греющая, звенящая Весна).

Масленичную неделю называли еще, «Седмица», как вы думаете почему? (Потому что длилась она одну недельку, всего 7 дней). Все люди отдыхали, праздновали Масленицу. У всех людей, а особенно детей, сил и задора хватало на всё, была всеобщая радость и веселье. Каждый день Масленицы имел свое значение и назывался по-особенному, а еще были правила поведения на этой неделе.

Понедельник — «встреча»- закликание Весны.

В этот день из соломы сооружали чучело, надевали на него женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Пелись радостные веселые песни.

Вторник — «заигрыш».

В этот день начинались развлечения: катания на санях, гуляния взрослых и детей, представления с театрализованной деятельностью.

Сооружались крупных размеров балаганы, так назывались сцены, на которых устраивали представления различные гости: скоморохи, Петрушки и другие актеры. Люди наряжались в маски, одевали яркие, праздничные одежды.

Большими группами катались по деревням, многие ездили у лошадиных упряжках с гармонями и бубнами. Народ очень любил кататься с гор, которые специально готовили к Масленице.

Среда — «лакомка», сладкоежка», «разгул».

Именно в этот день начинали активно печь, и есть блины. Во всех домах вкусно пахло блинами и другими яствами. В каждой семье старались накрыть стол с вкусной трапезой. Около базаров и на площадях появлялись маленькие театры, торговые палатки-лотки. В них продавались горячие напитки, орехи, медовые и мятные пряники.

Четверг — «разгуляй-четверток», «широкий».

На этот день приходилась середина игр и веселья. Устраивались кулачные бои, со своими строгими правилами.

1) нельзя бить лежачего (пословица — «лежачего не бьют»), 2)нельзя вдвоем и больше, нападать на одного («двое дерутся — третий не лезь»), 3)нельзя бить ниже пояса. За нарушение этих правил грозило наказание.

В этот день колядовали, то сесть ходили по дворам, поздравляли соседей, водили хороводы и плясали, пели частушки (объясняю, что частушка-это народная мини-песенка или четверостишие шутливого содержания):

Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!

и произносили заклички (заклички — это обращения, непременно в стихотворной форме, к природным явлениям.)

Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,
Живет масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.

А мы с вами знаем закличку для солнышка, давайте произнесем ее:

Солнышко покажись.
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!

Обсудить с детьми смысл закличек.

Пятница — «тёщины вечера» или «вечорки» — масленичные бои.

Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. А тех, кто недавно поженились (молодожены), особенно поздравляли, и веселились вместе с ними. В этот день зять едет к теще на блины(зять-это муж дочери, а теща- это мама жены).

Суббота — «проводы».

В этот день вспоминали умерших близких, провожали зиму и сжигали соломенное чучело.

Воскресенье — «прощённый день» или целовальник.

Блинами провожали Масленицу, чтобы год был урожайный, плодородный. А еще обычай этого дня таков, надо было друг у друга просить прощения, особенно, если люди до этого были в ссоре, произносилось: «Прости меня, пожалуйста». Второй отвечал: «Бог тебя простит». Обида была забыта. Люди обнимались и целовались.

3. Ребята, а вы любите блины?

Давайте и мы напечем много вкусных и золотистых блинов:

Пальчиковая гимнастика:

Мама нам печет блины, очень вкусные они. Встали мы сегодня рано и едим их со сметаной

(попеременно касаться стола ладонью и тыльной стороной кисти)

Стала Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши) И Иван приди (загибаем поочередно пальчики правой руки, начиная с большого) И Степан приди, Да и Андрей приди, Да и Матвей приди, А Митрошечка, Ну, пожалуйста! (указательным пальцем левой руки поглаживаем мизинец правой руки). Стала Маша гостей угощать (похлопать в ладоши).

И Ивану блин (загибаем поочередно пальчики левой руки, начиная с большого), И Степану блин, Да и Андрею блин, Да и Матвею блин, А Митрошечке Мятный пряничек! (большим пальцем правой руки покачиваем мизинец левой руки). Стала Маша Гостей провожать (хлопаем в ладоши). Прощай Иван! (по очереди машем пальчиками обеих рук , начиная с больших).

Прощай, Степан! Прощай, Андрей! Прощай, Матвей!

Прощай Митрошечка!

Вот сколько нового вы сегодня узнали о русском народном празднике Масленица. А теперь будем пить чай, лакомиться блинами, и провожать нашу Масленицу. Включить аудиозапись с песней «Масленица», из сборника «Обрядовые песни масляничной недели» в исполнении этнографических коллективов.

Список используемой литературы и интернет ресурсов:

1.http://bukashka.org/index.php/development/shallowmotorika/gymnasticsoffingers.html-сайт Букашка для самых маленьких мальчиков и девочек 2.http://gamejulia.ru/kartinki-na-maslenitsu.html- иллюстрации на тему Масленица. 3.

http://intoclassics.net/load/5-1-0-1310 — запись с песней «Масленица», из сборника «Обрядовые песни масляничной недели» в исполнении этнографических коллективов. 4. Энциклопедия зимних праздников. СПб.: “Респекс”, 1995г.

5. Бутримова И.В. Календарная обрядовая поэзия: традиции и современность». ИД «Орлик» и «К», 2004

Щербинина Мария Владимировна,
воспитатель высшей категории,
МДОУ детский сад №63, г. Тверь, Россия

Статья размещена в авторской редакции

Как разместить статью на сайте
и получить сертификат к аттестации?

Вам также может понравиться

Интегрированное занятие «Масленица»

План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Масленица. Конспект занятия на тему масленица в старшей подготовительной группе

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Цели:

Познакомить детей с народным праздником Масленица. Совершенствовать навыки рисования карандашом и наклеивания. Учить детей вручать и принимать подарки вежливо, используя речевые обороты. Упражнять в словообразовании. Развивать глазомер, мелкую и общую моторику.

Воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа.

Оборудование:

Семь кругов, вырезанных из бумаги в виде блинов. Листы бумаги в форме сковороды с незакрашенным кругом в середине. Цветные карандаши.

Листы бумаги с нарисованной снежной крепостью в одной части и снежками в другой. Круги и полоски из бумаги желтого цвета, оборудование для аппликации. Шарф для завязывания глаз, колокольчик.

записи: народные, П.Чайковский – Времена года, Февраль: Масленица.

Предварительная работа:

Дети подготавливают и приносят для своего соседа по парте маленькие подарочки: яблоко, ручку, заколку, блокнот, мыльные пузыри и т.п.
Разучивание считалки «Едет масленица дорогая»

Ход занятия:

Масленица – веселый народный праздник, который появился очень давно,
но так полюбился людям , что его празднуют до сих пор. Масленица продолжается целую неделю – семь дней. Во время масленичной недели празднуют окончание зимы. Люди, уставшие от снега и холода, радуются солнышку, которое начинает греть все больше и больше. Проводам зимы и посвящен этот праздник.

Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе мясо уже не ели, а масло и другие молочные продукты еще можно было кушать.

Семь дней продолжается Масленичная неделя. И всю неделю пекутся вкусные блины, ведь они так похожи на солнышко, по которому все соскучились за время зимы. Вот у нас здесь есть блины-солнышки. Их столько. сколько дней длится Масленичная неделя. Догадались, сколько здесь блинов-солнышек? Тоже семь. Каждый блинок расскажет про свой день и свою забаву вам предложит.

«Первый блин»

Начинается празднование в первый день недели – понедельник, его называют «встреча». В этот день делают куклу-чучело и строят снежные горки, и, конечно же, начинают печь блины.

Рисование «Испеки блин на сковороде»

Вот вылили на сковороду блинное тесто белого цвета, а вы уж, постарайтесь, испеките его до готовности – раскрасьте так, чтобы было похоже на готовый вкусный блинчик.

Детям предлагается лист бумаги в форме сковороды. Нужно раскрасить круг в центре (блин) и нарисовать на нем круги.

«Второй блин»

Вторник называют «заигрыши». В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр.

Дидактическая игра «Попади снежком в ледяную крепость»

Постарайтесь бросить снежок точно в крепость.
Дети проводят карандашом линии от снежков к крепости.

«Третий блин»

Среда называется «лакомка». В этот день приходят в гости на блины.

Аппликация «Солнышко»

Блин действительно похож на солнышко. А вот, если приделать к нему лучи, сходство станет еще большим.

Детям предлагается сделать «лучи» из полосок бумаги желтого цвета, приклеивая их на концах к лицевой и обратной стороне круга – «солнца».

«Четвертый блин»

Четверг – «разгул», самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. Колядовать – значит ходить по дворам,

петь веселые песни и желать здоровья и благополучия хозяевам.

Динамическая пауза «Перезвон»

Сейчас поиграем в народную игру «Перезвон». В эту игру с давних-предавних времен играли именно на Масленицу.

Играющие встают в круг. Считалкой выбирается водящий.

Едет масленица дорогая, Наша гостьюшка годовая, Да на саночках расписных, Да на кониках вороных, Живет масленица семь деньков,

Оставайся семь годков.

В середину круга выходят двое: один с колокольчиком, другому завязывают глаза.

Все кто в круге поют: Дили-динь, дили-дон! Ах, откуда этот звон? Били-бим, били-бом!

Мы его сейчас найдем!

Участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика найти и поймать участника с бубенцом. После того, как участник с колокольчиком пойман, он становится «жмуркой» и ему завязывают глаза, а предыдущий «жмурка» становится обычным участником и встает в круг.

«Пятый блин»

Пятница – «вечерки». Теперь уж папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.

Масленичные блины – просто объеденье! Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем. Почитает весь народ Масленицу нашу.

Веселее не найдешь праздника и краше!

Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»

Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. слушайте внимательно. подсказывайте старательно: На тарелке он один – называем просто … (блин). Много испекли их мы – тогда назовем … (блины). Испекли для дочек – назовем … (блиночек). Будет кушать их сынок – назовем тогда … (блинок).

Огромный, как домище – назовем … (блинище).

«Шестой блин»

Суббота – «посиделки». Ходят друг к другу в гости, дарят подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.

Дидактическое упражнение «Вручи подарок»

Вы приготовили друг для друга маленькие подарочки. Подарите их своему соседу по парте. Да не просто отдайте в руки, а скажите добрые слова. И не забудьте поблагодарить за полученный подарок.

Посмотрите, как мы с Галиной Владимировной (помощник воспитателя) обменяемся подарочками: – Галина Владимировна, примите, пожалуйста, от чистого сердца, этот подарочек. – Спасибо большое! Светлана Алексеевна, мне очень приятно и вам вручить этот скромный подарок, примите его пожалуйста.

– Благодарю вас, мне очень приятно получить от вас подарок.

«Седьмой блин»

Последний день Масленицы – «проводы». Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить.

А еще последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье». Ведь последний день недели – воскресенье.

А прощеным его называют, потому что в этот день все друг у друга прощения просят за то что совершили, за ошибки, за все то, что могло обидеть человека.

Как на масленой неделе Из печи блины летели! С пылу, с жару, из печи, Все румяны, горячи! Масленица, угощай! Всем блиночков подавай. С пылу, с жару – разбирайте!

Похвалить не забывайте.

А теперь пора и настоящих масленичных блиночков попробовать. Тщательно вымойте руки и принимайтесь за угощения. А блины-то на Масленицу пекут вкусные, просто объедение. Недаром этот праздник ласково называли Масленица-объедуха.

Дегустация блинов под музыку.

Скачать конспект интегрированного занятия-развлечения для младших и средних групп «Масленица»

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …

Читать дальше…

Сценарий праздника «Масленица-затейница»

План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Масленица. Конспект занятия на тему масленица в старшей подготовительной группе

Занятие-развлечение “Масленица-затейница” предназначено для старшей группы детей с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи) и ставит своей целью в занимательной, игровой форме, в необычной обстановке актуализировать знания детей о русском народном празднике.

Основная форма организации обучения-фронтальная. На занятии также используются такие формы работы как дидактические игры,беседа, музыкальная игра,художественный труд.

Сценарий-конспект будет также полезен воспитателям общеобразовательных групп,учителям начальных классов.

Цель: активизация знаний и речевых умений по теме «Масленица»

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

  • познакомить с традициями празднования масленицы на Руси;
  • закрепить в активном словаре детей лексику по данной теме;
  • закреплять знания о временах года, очерёдности их смены;
  • продолжить обучение навыкам словообразования;
  • формировать навык образования относительных прилагательных;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать темпо-ритмическую сторону речи при произнесении стихотворных текстов;
  • развивать логическое мышление в процессе толкования пословиц и поговорок, объяснения лексического значения слов;
  • развивать навыки владения голосом;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес к народным праздникам и традициям, желание принять в них участие;
  • воспитывать чувство патриотизма, любви к родной стране.

Основная форма организации обучения – фронтальная (работа со всей группой). На занятии также используются такие формы работы как дидактические игры, беседа, музыкальная игра, художественный труд, элементы праздника-развлечения.

Оборудование: иллюстрации (масленичное гулянье, девушка с блинами, чучело Масленицы); магнитофон; аудиозапись русской народной музыки; бубен; листы-раскраски с изображением блинов и банки варенья по количеству детей; цветные карандаши; карточки с изображениями ягод и фруктов; ларец с двойным дном; карточка-символ «тихо».

Вводная часть

Дети заходят в помещение, стилизованное под русскую избу, их встречает логопед, рассаживает на лавках за столом.

– Посмотрите, в каком необычном месте мы с вами сегодня собрались. Так раньше выглядела изба-жилище русских людей в сельской местности. Осмотритесь, пожалуйста. Всё, что вас окружает-настоящие предметы быта русских людей, то, чем они пользовались в повседневной жизни.

Беседа о празднике Масленицы

– А сейчас напомните мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (зима)

– Какая часть зимы- начало, середина или конец? (конец зимы)

– Да, действительно, сейчас заканчивается последний месяц зимы-февраль. Все мы уже соскучились по весеннему яркому солнышку. И именно в это время мы отмечаем замечательный праздник- Масленицу.

Масленица — один из самых любимых в народе праздников. Празднуют его в конце февраля- начале марта, и длится Масленица целую неделю.

(Логопед демонстрирует иллюстрацию – масленичное гулянье.)

На Масленицу провожали зиму, встречали весну. Считалось, что в эту неделю долг каждого человека -помочь прогнать зимние холода, разбудить природу.

Сёла и города к Масленице преображались: строились ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.

Главный символ Масленицы-блин, такой же круглый, горячий и румяный, как и солнышко, которого так ждут люди после долгой и холодной зимы.

(Логопед демонстрирует иллюстрацию – девушка с блинами.)

– Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча.  С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт приготовления этого вкусного угощения, который она держала в строгом секрете от соседок.

К первому дню праздника изготавливали из тряпок и соломы чучело Масленицы.

(Логопед демонстрирует иллюстрацию – чучело Масленицы.)

– Масленичный вторник назывался заигрыш. Как вы думаете, от какого слова произошло это название? (от слова «игра»). С утра молодые люди начинали веселиться- катались на санках с гор, строили снежные крепости, ели блины. Звали родных и знакомых: «У нас горы готовы и блины испечены — просим жаловать».

– Среда называлась лакомкой. Кто такой лакомка? (тот, кто любит лакомиться- вкусно кушать). В среду вся семья должна была есть блины на завтрак, обед или ужин. В этот день зять приходил «к тёще на блины» (зять-муж дочери, тёща-мама дочери). Кроме зятя, тёща приглашала и других гостей.

Упражнение на закрепление навыков словообразования «Назови по-другому»

– Кстати, обыкновенный блин можно назвать по-разному. Давайте с вами поиграем: я буду начинать фразу, а вы заканчивайте:

На тарелке он один – называем просто…(блин)

Много испекли их мы – назовём тогда… (блины)

Испекли его для дочек – назовём его… (блиночек)

Будет кушать их сынок – назовём тогда… (блинок)

Огромный, как домище – назовём… (блинище)

Маленький, с мизинчик – называем… (блинчик)

– Четверг назывался разгуляем. Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

– А чтобы и вы не заскучали за беседой, предлагаю вам поиграть в игру «Весёлый бубен».

Игра с бубном «Ты катись, весёлый бубен»

Логопед включает народную музыку, дети встают в круг, под музыку передают в кругу бубен со словами:

Ты катись, веселый бубен, Быстро-быстро по рукам, У кого остался бубен,

Тот сейчас станцует нам.

Логопед останавливает музыку, и ребёнок, в руках которого остался бубен, танцует, играя на бубне, под аплодисменты детей. Игра повторяется несколько раз.

Логопед предлагает детям сесть и дослушать рассказ.

– Масленичная пятница — тёщины вечёрки — была гостевым днём. В этот день зятья угощали своих тёщ блинами. С почестями тёщу и ее родню приглашали к обеду.

– Суббота — золовкины посиделки. Золовка- это сестра мужа, или по-другому, сестра папы. Молодые невестки (молодые жёны, те, кто недавно вышел замуж) приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.

Последний день Масленицы — Прощёное Воскресенье. Все просят друг у друга прощения за принесённые обиды, вольные и невольные. В ответ принято говорить: «Бог простит». Так люди объединялись, очищались от зла. Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.

На санках вывозили чучело Масленицы. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками, песнями, танцами.

Ты прощай, прощай, Наша Масленица. Ты прощай, прощай, Наша широкая. Ты пришла с добром, Со блинами, пирогами Да со оладьями. Мы катаемся с горы От зари и до зари, А сегодня, в воскресенье, Наше кончилось веселье. Прощай, прощай,

Наша Масленица!

После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.

(Логопед демонстрирует иллюстрацию – сжигание масленицы.)

Об этом замечательном празднике народ придумал множество пословиц и поговорок. Давайте послушаем некоторые из них и попробуем объяснить их значение.

Толкование пословиц и поговорок о Масленице

Не житьё-бытьё, а Масленица. (сытая, весёлая жизнь, как на Масленицу)

Масленица объедуха, деньгам приберуха. (на Масленицу тратили много денег на угощения, развлечения и подарки)

Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить (потратить последнее, но весело провести масленичную неделю)

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны (круглые блины похожи на колёса в повозке, на которой едет весна)

Масленица идёт, блин да мёд несёт (наступает масленица, несёт разнообразные угощения)

Пируй и гуляй, баба, на Масленице, а про пост вспоминай без маслица (на Масленицу можно объедаться и веселиться, а по прошествии её наступает Великий пост, когда нельзя кушать масло и другие продукты)

Речевая игра с движениями

– Но наша с вами масленичная неделя только начинается, а значит, самое время испечь блины.

Дети выходят из-за столов и под руководством логопеда дети произносят стихотворение, сопровождая движениями по тексту.

Блин-блинок, выпекай, дружок! Молока нальём мы в плошку, Муки добавим понемножку. Блин-блинок, выпекай, дружок! Тесто дружно замесили, На сковороду налили. Блин-блинок, выпекай, дружок! Блинчик мы перевернём, Подрумяним, подождём. Блин-блинок, выпекай, дружок! Вот блины на блюде горочкой, Ароматные, да с корочкой!

Блин-блинок, угощайся, дружок!

Задание на образование относительных прилагательных «Художественный труд»

– Садитесь, пожалуйста. Ну что же, блинов мы с вами напекли. Это кушанье любят и взрослые, и дети. А с чем можно есть блины? ( с маслом, с мясом, со сметаной, с мёдом, с вареньем).Действительно, на Масленицу блины с чаем и с вареньем-самое лучшее угощение. А какое варенье вы любите? ( ответы детей).Тогда я предлагаю вам подобрать к блинам ваше любимое варенье.

Логопед раздаёт детям листы-раскраски с изображением блинов и банки варенья и предлагает детям выбрать карточку с изображением фрукта или ягоды. Карточка кладётся рядом с изображением банки. Каждому ребёнку задаются вопросы:

– Из чего будет твоё варенье? (напр., из клубники)

– Если твоё варенье сделано из клубники, значит, оно какое? (клубничное)

– Каким цветом ты раскрасишь банку клубничного варенья? (красным цветом).

Дети раскрашивают картинки, вместе с логопедом рассматривают готовые работы.

Голосовое упражнение

– Масленица-весёлый и даже немного волшебный праздник. И здесь, в нашей избе, тоже живёт волшебство. И живёт оно вот в этом ларце-в очень красивом, необычном коробе.

(Логопед демонстрирует детям ларец.)

– Давайте попробуем разбудить волшебство, положим наши рисунки в ларец, скажем волшебные слова и посмотрим, что произойдёт…Волшебные слова нужно сказать вот так (демонстрируется карточка-символ «тихо»).

Логопед складывает рисунки в ларец, дети повторяют тихим голосом за логопедом волшебные слова:

Масленица-кривошейка,
Угости нас хорошенько!

(волшебные слова повторяются три раза)

Логопед открывает ларец, достаёт тарелку с блинами, читает стихотворение:

Масленица, масленица, Круглые бока! В небе солнце ластится — Знать, весна близка. На тарелке блинчики Горкой у меня, Круглые, румяные — Солнышку родня! Подходите, деточки, Я вас накормлю, Мальчики и девочки, Очень вас люблю. Праздники славянские — Радость в каждый дом! С песнями и плясками Мы в весну войдем!

(Н. Обинякина)

Дети угощаются блинами с чаем из самовара.

Рисование в подготовительных группах на тему «Масленица»

План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Масленица. Конспект занятия на тему масленица в старшей подготовительной группе

Народные праздники служат ярким отражением культурного наследия. Одним из наиболее любимых является Масленица со своими характерными приметами.

Занятие по ИЗО тему «Масленица» в подготовительной группе детского сада

Во время масленичной недели имеет смысл провести  тематическое занятие по ИЗО. На нём можно закрепить знания об истории и традициях этого праздника. В последний год есть отличия от рисования Масленицы старшей группой и малышами.

Масленица

Конспект занятия по рисованию к празднику Масленица

Чтобы воспитанники овладели знаниями и умениями, занятие следует детально подготовить. Конспект должен включать следующие этапы:

  • основную тему;
  • соответствующую теме цель;
  • поставленные для достижения цели задачи;
  • форму проведения;
  • используемые материалы;
  • порядок выполнения действий.

Цель проведения занятия в подготовительной группе на тему Масленица

  • пробуждение интереса к народным традициям и обрядам, нашедшим отражение в жанровых сценах в живописи;
  • закрепление понятий о строении и пропорциях человеческого тела;
  • формирование умений работать в коллективе, выполнять общую задачу, проявлять творческую инициативу.

Задачи урока

Для такого урока характерны развивающие и воспитательные задачи.

Развивающие

В процессе рисования ребёнок должен вспомнить все части тела и их пропорции. Очень важно обращать внимание на изменение положения тела во время выполнения различных действий.

Обратите внимание! Ребята закрепляют знания по последовательности изображения человеческой фигуры и умения выполнять рисунок цветными карандашами.

Воспитательные

Обсуждение праздника позволяет больше узнать об истории его возникновения, обрядах и жизни предков. В беседе детям встречаются понятия «церковь», «религия», «широкая Масленица». Расширяется круг повседневных понятий. Воспитывается уважение к истории своей страны.

 Открытка

Материалы и оборудование

Масленичная неделя имеет множество характерных деталей.

Коллективная форма деятельности поможет каждому ребёнку принять участие в воссоздании праздничной атмосферы с помощью следующих пособий и приспособлений:

Демонстрационные

  • Набор открыток со сценами масленичных гуляний.
  • Фигурки из соломы.
  • Кукла-оберег для сжигания.
  • Музыкальные инструменты: бубен, треугольник, колокольчик, трещотка.
  • Солнце из бумаги в технике аппликации.
  • Наглядное пособие «Тело человека».

 Соломенный оберег

Раздаточный

  • Бумага для рисования.
  • Простые карандаши (по 1 шт. на чел).
  • Наборы цветных карандашей.

Предварительная работа с детьми, обсуждение темы

Перед началом необходимо подготовить детей к теме обсуждения.

  Занятия пальчиковой гимнастикой в детском саду для детей 3-4 лет

Какой образ выбрать для праздника Масленица для нанесения на бумагу

Воспитатель для визуализации образа Масленицы рассказывает ребятам о традиции отмечать масленичную неделю.

«Начиная с понедельника, в каждом доме пекутся блины, похожие по форме на солнышко. Все дни до воскресенья принято ходить друг к другу в гости, угощаться блинками и оладьями, вспоминать родственников, которых уже нет рядом с нами.

Обратите внимание! Воскресенье называется Прощённым днём. Все должны извиниться перед близкими, простить обиды, если они есть.

В этот день бывает массовое гуляние с песнями, хороводами, катанием с гор на ледянках и санках. Катаются и в больших санях, которые везут лошадки. Слышен повсюду звонкий смех, заклички ребятни и позвякивание бубенцов и колокольчиков.

Под вечер разжигается костёр. В нём должно сгореть чучело Масленицы. Вместе с ним сгорят дотла все беды и печали. Принято сжигать в большом огне соломенные фигурки или тряпочные обереги, охраняющие жилище целый год.

Масленица – очень весёлый и вкусный праздник. И взрослые, и дети ждут его прихода с нетерпением».

Физкультминутка

Чтобы дать ребятам возможность размяться, проводится небольшая ритмическая часть.

Воспитатель просит ребят встать в круг. Глядя на взрослого, дети повторяют за ним слова и жесты:

– Наберу мучицы (руками  имитируют движения, как будто набирают муку в ладошки),

Подолью водицы (делают вид, что выливают воду),

Для детей хороших (гладят соседа по голове)

Напеку лепёшек (перекладывают невидимый блинчик из руки в руку),

Я вкруг печки хожу (делают поворот вокруг себя),

Я на печку гляжу (приставляют поочередно к бровям правую и левую руку в виде козырька).

Открывайся заслон, вынимайся пирог,

Наедайся душа, угощайся дружок (Открывают воображаемую печь, достают угощение и предлагают соседу по хороводу).

Далее идёт игра «Части тела», направленная на повторение. Ребята выполняют команды воспитателя:

– Руку правую вперёд, а потом её назад, а потом опять вперёд и немного потрясём. Следом идёт левая нога, потом голова, правая нога и так продолжается, пока не будут перечислены все части туловища.

 Хоровод

Практическая часть: рисование “Масленицы” в подготовительной группе

Практическая часть имеет важное значение в занятии.

  Темы для открытого логопедического занятия на аттестацию по ФГОС

Ход непосредственно образовательной деятельности (НОД), рисование в ДОУ на тему Масленица

Чтобы создать непринуждённую атмосферу занятия, его можно провести в виде презентации. В центре магнитной доски прикрепляется заранее приготовленное бумажное солнышко – символ весеннего праздника.

После обсуждения с воспитанниками основных примет масленичной недели, они самостоятельно выбирают сюжетные линии, которые хотят нарисовать.

Это звучит примерно так: «Я катаюсь с горки», «Я ем блины», «Я играю в снежки», и т.д.

Обратите внимание! В дальнейшем рисунки располагаются вокруг солнышка. Несведущий зритель, глядя на эту презентацию, должен получить ясное представление о ходе праздничных событий.

Музыкальное сопровождение

Для создания яркого образа используется музыкальное оформление. Во время разглядывания картинок играют масленичные песни: «Бабушка испеки оладушки», «Разрумяными блинами» и т.п.

Во время устного рассказа воспитатель знакомит группу с народными инструментами и их звучанием. Объясняет, что эти звуки часто раздавались на массовых гуляньях.

Ход рисования

Дети рисуют самостоятельно, по следующим правилам:

  1. Начинают рисовать фигуру человека с головы.
  2. Делают это простым карандашом.
  3. Главный герой располагается в центре листа.
  4. Завершают работу цветными карандашами, внутри контура и для фона.

Важно! Необходимо обратить внимание детей на соблюдение пропорций частей тела у нарисованных фигур.

Рисование в старшей группе на тему масленица проходит по предложенному воспитателем образцу.

Вопросы к детям по нарисованным ими рисункам «Масленицы»

На заключительном этапе обсуждаются законченные картинки. Каждый художник должен постараться рассказать о том, что происходит с его персонажем. Можно задать дополнительные вопросы:

  • Какое блюдо считается главным во время масленичной недели?
  • Как часто и в какое время года отмечается этот праздник?
  • Как долго продолжается?

Обратите внимание! Занятия творчеством с  дошкольниками должны направить ребят на разные виды художественной деятельности, дать возможность пробудить интерес к происходящим вокруг них явлениям и событиям.

Изучение традиций и обычаев развивает уважение к своему народу и любовь к Родине. Заложенные в детстве и среднем возрасте понятия оказывают влияние на формирование будущей личности.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.