Понятие предмет и метод псо рф. Предмет и метод социального обеспечения

Предмет права социального обеспечения РФ как отрасли права, науки, учебной дисциплины

Понятие предмет и метод псо рф. Предмет и метод социального обеспечения

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Предмет права социальногообеспечения РФ как отрасли права, науки,учебной дисциплины

Право социальногообеспечения – совокупностьправовых норм, регулирующих специфическимметодом общественные отношения поповоду распределения части валовоговнутреннего продукта путём предоставлениянаселению компетентными органами впорядке социального страхования исоциального обеспечения денежныхвыплат, медицинской и лекарственнойпомощи, социальных услуг либо льгот понормам и в порядке, определённымзаконодательством, а также отношенияпо реализации, защите и восстановлениюконституционного права граждан насоциальное обеспечение.

Предмет правасоциального обеспечения – это сложныйкомплекс общественных отношений какматериального, так и процедурно-процессуальногохарактера, возникающих в связи сраспределением части валового внутреннегопродукта через систему социальногообеспечения.

Предмет права социальногообеспечения как самостоятельной отраслиправа разделяется на три блока отношений:

I.Отношения, возникающие по поводу денежныхвыплат. Данные отношения в зависимостиот вида денежных выплат подразделяютсяна следующие виды:

    1. по поводу обеспечения пенсиями;

    2. по поводу обеспечения пособиями;

    3. по поводу обеспечения компенсационными выплатами;

    4. по поводу обеспечения страховыми выплатами;

II.Отношения, возникающие по поводунатуральных видов социального обеспечения.Данные отношенияв зависимости от вида социальногообеспечения подразделяются на следующиевиды:

  1. по поводу предоставления бесплатной или на льготных условиях медицинской (лекарственной) помощи;

  2. по поводу предоставления бесплатной или на льготных условиях социальной помощи на дому;

  3. по поводу предоставления бесплатной или на льготных условиях протезно-ортопедической помощи;

  4. по поводу санаторно-курортного лечения;

  5. по поводу содержания детей в воспитательных и образовательных учреждениях;

  6. по поводу профессионального обучения и трудоустройства молодежи;

  7. по поводу предоставления транспортных средств инвалидам;

    1. Отношения процедурно-процессуального характера, основной целью которых является обеспечение оптимального функционирования первых двух видов отношений по социальному обеспечению. В зависимости от объектов, на которые они направлены, отношения процедурно-процессуального характера подразделяются на следующие виды:

  1. по поводу установления юридических фактов;

  2. по поводу реализации права на отдельные виды социального обеспечения;

  3. по поводу защиты нарушенных прав.

Наука правасоциального обеспечения как отраслеваяюридическая наука несколько отличаетсяот отрасли права социального обеспеченияи ее системы.

Предмет отрасли права -определенный комплекс отношении, апредмет науки – нормы отрасли права вих развитии, совершенствовании исопоставлении с аналогичным правомзарубежных стран (см. также Социальноеобеспечение. Пенсия государственная.

Пенсия за выслугу лет. Пенсия поинвалидности. Пенсия по старости. Пенсияпо случаю потери кормильца. Социальнаяпенсия).

Показателем самостоятельноститой или иной отрасли права являетсяналичие не только предмета и методаправового регулирования общественныхотношений, но и специфических отраслевыхпринципов

В предмет отраслиправа социального обеспечения входяттакже отношения, возникающие в связи среализацией указанных материальныхотношений. Это – отношения поправоприменительной деятельности.

м указанных отношений являетсяустановление юридических фактов,вынесение решений по вопросам социальногообеспечения.

Процедурные отношениямогут: – предшествовать материальнымотношениям (например, по установлениююридических фактов); – существоватьодновременно с ними (например, поизменению группы инвалидности); -приходить на смену одним и порождатьдругие (например, при переходе с однойпенсии на другую).

Что касается предметанауки права социальною обеспечения, тоон шире предмета отрасли.

Наука обобщаетнакопленные о предмете права социальногообеспечения знания, изучает генезисразвития отрасли права в целом, а такжеее отдельных институтов и норм, формулируетотраслевые понятия предмета и метода,исследует особенности правоотношений,наиболее оптимальные варианты ихправового опосредования, разрабатываетконцептуальные положения, определяющиеперспективу развития как отрасли вцелом, так и ее отдельных институтов.Кроме того, наука изучает не толькороссийское право, но и право социальногообеспечения зарубежных стран, а такжемеждународно-правовое регулированиесоциального обеспечения.

Задачи

1. Определитьпродолжительность страхового, общеготрудового стажа и стажа на соответствующихвидах работ Минькина С.И.:

  • 5 лет – учеба в университете – учёба в страховой стаж не включается,
  • 12 лет – преподаватель истории в средней школе №140 г. Свердловска – общий трудовой – 12 лет. После 10 лет непрерывного преподавательского стажа у педагога появляется право на длительный отпуск сроком до 1 года. Длительный отпуск педагогического работника – это отпуск без сохранения заработной платы, но с сохранением места, должности, нагрузки. Следует обратить внимание, что время нахождения в длительном отпуске не засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии педагогов, так как за этот период учреждение не уплачивает за работника страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
  • 3 года – отпуск без сохранения заработной платы. В стаж работы (страховой), который дает право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включается время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, не превышающее 14 календарных дней в течение рабочего года (ст. 121 ТК РФ). Таким образом, если у работника общая продолжительность отпусков без сохранения заработной платы в течение рабочего года составила, например, 16 календарных дней, то при расчете стажа, дающего право на ежегодный оплачиваемый отпуск, календарные дни начиная с 15-го дня не учитываются. Время отпуска без сохранения заработной платы во всех случаях засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж работника.
  • 8 лет – заместитель директора по методической работе средней школы №1 г.Ивделя. Трудовой и страховой стаж – 8 лет. Порядок назначения трудовых пенсий в РФ установлен Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. Данный закон устанавливает виды трудовых пенсий, общие и льготные условия назначения пенсий. Согласно подпункту 1.1 Списка («Список должностей и учреждений…») в стаж работы засчитывается работа в должности заместителя директора общеобразовательной школы любого наименования. При этом в силу подпункта “б” пункта 8 сопровождающих данный Список Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, в стаж засчитывается работа, выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебно-воспитательной, воспитательной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом общеобразовательных учреждений любых наименований. При этом она засчитывается независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
  • 12 лет – преподаватель негосударственного учреждения «Наше будущее – дети» в г.Екатеринбург. В настоящее время не принят подзаконный акт, обстоятельно регламентирующий порядок предоставления дополнительного отпуска работникам коммерческих учебных заведений. Однако законодательство не лишает педагогов частных организаций права на него, закрепляя, что порядок и условия предоставления длительного отпуска должны определяться учредителем и (или) уставом образовательного учреждения. Статья 335 ТК РФ и ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании” не делают различий между работниками бюджетных и коммерческих образовательных учреждений.

Таким образом получаем,что трудовой стаж Минькина С.И. – 35 лет,а страховой – 32 года. Так как МинькинС.И. является педагогическим работникоми его стаж составляет более 25 лет, то онимеет право на досрочное назначениепенсии по старости., в соответствии сп.19 ст.

27 ФЗ О трудовых пенсиях РФ: Трудоваяпенсия по старости назначается ранеедостижения возраста, установленногостатьей 7 настоящего Федерального законалицам, не менее 25 лет осуществлявшимпедагогическую деятельность в учрежденияхдля детей, независимо от их возраста.

2. Расчёт пенсии при полномтрудовом стаже

В соответствии с п.1-2 главывторой ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ право натрудовую пенсию по старости имеютмужчины, достигшие возраста 60 лет, иженщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначаетсяпри наличии не менее пяти лет страховогостажа. Поэтому гр. Купеченцева, годрождения которой 1952, стаж 21 год, имеетправо на назначение пенсии по старости.

Пенсия назначается с момента подачизаявления, то есть с 2 окт. 2007г.

Предмет и метод права социального обеспечения

Понятие предмет и метод псо рф. Предмет и метод социального обеспечения

Понятие, предмет и метод права социального обеспечения, как и его объект, характеризуют самостоятельную отрасль права.

С помощью права регламентируется далеко не вся система фактически существующих общественных отношений, а только их определенная доля. Она разная для каждой стадии общественного и государственного развития.

По этой причине предмет права социального обеспечения представлен относительно обособленной группой отношений в обществе, которые проявляются в процессе реализации гражданином прав на социальное обеспечение.

Для рассматриваемых отношений характерно несколько черт:

  1. жизненная важность для гражданин, включая членов их семьи;
  2. целенаправленность (разумность) отношений;
  3. устойчивость, повторяемость и типичность;
  4. наличие поведенческого аспекта (эти отношения можно контролировать).

Структура предмета права социального обеспечения включает ядро и отношения, которые к нему примыкают.

Ядро формируется с помощью материальных отношений:

  • отношения, касающиеся предоставления гражданам социального обеспечения в денежной форме:
    • пенсия, которую выдают при наступлении инвалидности, старости, смерти кормильца, выслуги лет; социальная пенсия;
    • пособия, выдаваемые лицам, имеющим детей; пособие по временной нетрудоспособности и безработице;
    • компенсационные выплаты;
  • отношения в области оказания различных услуг:
    • медицинская помощь;
    • социальное обслуживание;
    • социальная помощь;
    • социальная поддержка.

Отношения в сфере права социального обеспечения

Процессуальные и процедурные отношения могут представлять как отношения, которые примыкают к ядру, так и те, которые являются производными. Подобные отношения способствуют проявлению и развитию материальных отношений, обеспечивая их нормальную охрану и функционирование.

В состав процедурных правоотношений можно включить:

  • отношения в области установления специальными органами (ПФ РФ, региональные отделения и управления ПФ РФ в районах и городах, российский Фонд обязательного социального страхования и др.) фактов, обладающих юридическим значением (например, решение вопросов, касающихся прав граждан на социальное обеспечение);
  • отношения в области принятия решений, касающихся социального обеспечения;
  • отношения, касающиеся предоставления субъектам социального обеспечения.

Что касается процессуальных отношений, то они возникают в процессе решения;

  • спора, касающегося социального обеспечения в судах и в вышестоящих учреждениях и органах в порядке подчиненности;
  • вопроса, связанного с правовой ответственностью сторон правоотношений.

Выделяют и некоторые отношения, схожие с социально-правовыми правоотношениями, но не являющиеся таковыми:

  1. формирование и распределение денежных фондов, которые требуются для социального обеспечения (предмет финансового права);
  2. управление социальным обеспечением (отношения наделены всеми признаками административных отношений, поэтому представляют собой предмет административного права);
  3. трудовые (служебные) отношения между сотрудниками предприятий (служащими учреждений, органов государства). Они предоставляют обеспечение и включены в состав предмета трудового и административного права.

Метод права социального обеспечения

Определение 1

Метод права представляет собой совокупность приемов. В него включены способы правового регулирования отношений в обществе.

В числе особенностей метода права социального обеспечения выделяют несколько пунктов.

В соответствии с характером установления прав и обязанностей:

  • сочетание локального и государственно-правового регулирования (общее правило определяет права граждан и обязанности органов с помощью норм права, их нельзя менять по соглашению сторон, но в системе локально-правового регулирования органы социального партнерства вправе осуществить установку дополнительных видов социального обеспечения для персонала).

По правовому положению сторон правоотношений:

  • стороны в правовых отношениях в области социального обеспечения не считаются равными (гражданское право характеризуется тем же), но они и не подчиняются друг другу (административное право аналогично).

В зависимости от степени свободы деятельности правовых субъектов:

  • для того чтобы получить социальное обеспечение, граждане должны обращаться в соответствующие органы (к своим работодателям) с заявлением или прочими документами, иначе обеспечение не предоставляется;
  • усмотрение органов соц. защиты населения имеет ограничения (если лицо предоставляет все законодательно предусмотренные документы, то орган обязан предоставить соц. обеспечение.

В соответствии со способом защиты субъективных прав и обеспечения выполнения обязанностей:

  • для защиты собственных прав гражданин обращается в вышестоящий орган (организацию) в порядке подчиненности или в суд (для разрешения споров используется судебный и внесудебный порядок);
  • санкции обладают правовосстановительный характером (граждане, которые получили социальное обеспечение обманом или в бо́льших объемах, полностью возмещают причиненный вред, также они могут быть привлечены к уголовной ответственности за мошеннические действия;
  • использование специфических санкций (сумма пособия по временной нетрудоспособности снижается, если получатель нарушает режим лечащего врача без уважительных причин).

Если обратить внимание на приемы и способы правового регулирования, то в рамках права социального обеспечения наблюдается сочетание 4 типов нормативно-правового регулирования: федеральный, региональный (уровень субъектов РФ), муниципальный (города, районы и др.) и локальный (уровень предприятий).

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.