Прохождение экологической тропы подготовительная группа. Конспект обзорной познавательно-экологической экскурсии в средней группе «Осеннее путешествие по экологической тропе. Станции маршрута экологической тропы

Портал педагога | НОД

Прохождение экологической тропы подготовительная группа. Конспект обзорной познавательно-экологической экскурсии в средней группе «Осеннее путешествие по экологической тропе. Станции маршрута экологической тропы

Матвеева Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Кантемировский детский сад №2
Населённый пункт: п Кантемировка Воронежская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: НОД ” Путешествие юных экологов” экологическая тропа в подготовительной группе
08.06.2018
Раздел: дошкольное образование

Нод по экологическому воспитанию

« Путешествие юных экологов»

Экологическая тропа в подготовительной группе

2018

Цель : Формирование сознания, экологических чувств и экологической

культуры.

Задачи :

Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие

ее красоты и многообразия.

Воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле.

Закрепить знания детей о цветах, пчёлах, муравьях, деревья и

кустарниках, о обитателях водоёма, о птицах.

Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее

охране.

Формирование навыков экологически грамотного, нравственного

поведения в природе, желание бороться за ее сохранение.

Развивать знания о природе. Развивать мышление, речь, воображение,

внимание.

Материал: корзинка, термос с чаем, одноразовые стаканчики, плоды

шиповника, мольберт с картиной дерева в руках человека, листики , медали-

эмблемы юных экологов.

Воспитатель: Здравствуй солнце золотое

Здравствуй небо голубое

Здравствуй вольный ветерок

Здравствуй маленький дубок

Мы живём в одном краю

Всех я вас приветствую

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на прогулку по

экологической тропе и вы сегодня будете юными экологами. А кто такие

экологи?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно , это люди , которые заботятся о природе и конечно

же её очень любят .

Ведь вы тоже такие ребята, которые любят природу? Вот сейчас мы это и

проверим.

Отправляемся в путь.

Первая остановка» Клумба»

Воспитатель: дети , что растёт на нашей клумбе?

Ответы детей.

( растут разные цветы: тюльпаны, пионы, маки, лилии).

Воспитатель: какие условия необходимы, для роста и развития?

Ответы детей.

Воспитатель: как необходимо ухаживать за цветами?

Ответы детей.

Воспитатель: молодцы, давайте поиграем.

Игра « Цветы».

Наши чудные цветы распускают лепестки

Ветерок чуть дышит лепестки колышет

Наши чудные цветы закрывают лепестки

Головой качают , тихо засыпают.

Воспитатель: хорошо ребята, скажите чего нельзя делать с цветами?

Ответы детей.

( нельзя топтать цветы, рвать с корнем, ломать и т.д)

Воспитатель: ребята, а каких насекомых мы часто видим на цветах?

Ответы детей.

Воспитатель: а для чего нужны пчёлы?

Ответы детей.

Воспитатель: ребята, а как вы думаете, о чём жужжат пчёлы?

Дети фантазируют.

Воспитатель: пчёл обижать можно?

Ответы детей.

Идем дальше.

Вторая остановка « Муравейник».

Воспитатель: муравей трудяга редкий

Все об этом знают

Целый день таскает ветки

Труд он очень уважает

Ну ,а если кто лениться

Муравей с таким не дружит

Все обязаны трудиться

Лодырь никому не нужен.

Как называется дом где живут муравьи?

Ответы детей.

Чем питаются муравьи?

Ответы детей.

Почему их называют санитарами леса?

Ответы детей.

Воспитатель: Муравьи уходят на большие расстояния, но как они находят

дорогу обратно?

Ответы детей.

Воспитатель: а как муравьи помогают птицам?

Ответы детей.

Воспитатель: а можно уничтожать муравейники и и их жителей? Почему?

Ответы детей.

Идут дальше.

Третья остановка « Лесная опушка».

Воспитатель: ребята , назовите какие деревья и кустарники растут на этой

опушке? Ответы детей.

Воспитатель: они хвойные или лиственные?

Ответы детей.

Воспитатель: а чем отличается хвойное дерево от лиственного?

Ответы детей.

Воспитатель: это дерево называют русской красавицей. Сколько песен о нём

сложено, сколько стихов написано?

Ответы детей.

Воспитатель: люблю берёзку русскую

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках

Воспитатель: как узнать берёзку?

Ответы детей.

Воспитатель: берёза- дерево лекарь. Почему так говорят?

Ответы детей.

Воспитатель: молодцы ребята, кустарники, которые нас окружают?

Ответы детей?

Воспитатель: а чем полезны ягоды смородины?

Ответы детей.

Воспитатель: а плоды какого кустарника с шипами, тоже очень полезны при

простуде и для поднятия иммунитете, а особенно его нужно пить весной?

Ответы детей.

Воспитатель: конечно это шиповник, давайте рассмотрим плоды шиповника?

( дети рассматривают, делают выводы)

Воспитатель: ребята , а вы хотите попробовать чай из шиповника?

Ответы детей.

( дети пьют чай из одноразовых стаканчиков, определяют цвет, запах,

вкусовые качества).

Воспитатель: ребята, скажите источником чего являются все растения?

Ответы детей.

Воспитатель :правильно, растения- источник свежего воздуха.

Воспитатель: и какой же мы должны сделать вывод?

Ответы детей.

( беречь каждый кустик, каждое дерево).

Идём дальше.

Четвёртая остановка « Хвойная»

Воспитатель: ребята, а что это за деревья у нас растут?

Ответы детей.

( дети описывают тую, туя- хвойное, всегда зелёное дерево, хвоя зелёная,

мелкая, не колючая, как у ёлки. Имеет приятный запах. Туя – очищает воздух

от вредных веществ и обогащает кислородом).

Воспитатель: молодцы ребята, вы очень много знаете о этих замечательных

деревьях. Шепчет туя безмятежная , я хоть хвойная , но нежная.

Идем дальше.

Пятая остановка « Пруд».

Воспитатель» ребята, как называется водоём созданный руками человека?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, наш маленький пруд является домом, где живут и

растения , и животные.

Дети отгадывают загадки.

Дом её на дне реки

Вместо лапок плавники

Радостна её улыбка

Не попалась в сети ………..( рыбка)

Дети рассказывают о рыбах.

Он всегда гулять идёт

Только задом наперёд

С ним знаком любой рыбак

Хоть не рыба он , а ……………( рак).

Дети рассказывают о раках.

У воды она живёт

Громко песенки поёт

Рот её для мух ловушка

А зовут её…………….( лягушка).

Дети рассказывают о лягушках.

Может плавать и нырять

В небн высоко летать

Мне скажи через минутку

Что за птица , Это?………………..( утка).

Дети рассказывают о утках.

Воспитатель: ребята , посмотрите внимательно, что случилось с нашим

прудом.?

Ответы детей.( кто-то набросал мусор)

Воспитатель: что же мы можем сделать, как помочь нашему водоёму и его

обитателям?

Ответы детей.

Воспитатель: молодцы ребята, конечно же нужно очистить водоём.

Дети очищают водоём от мусора.

Воспитатель: какой же мы вывод можем сделать?

Ответы детей.( нельзя засорять, захламлять водоёмы, обитатели водоёма

могут погибнуть их нужно охранять и защищать, воду нужно беречь.).

Идём дальше.

Воспитатель: мы приблизились к заключительному этапу нашей

экологической тропы.

« Птичий городок».

Воспитатель: во дворе стоит дворец

Там живёт один певец

Очень ловкий молодец

А зовут его?……………( скворец).

Скворец меньше чем ворона

Зато больше воробья

Он из скворечника как с балкона

Поёт не хуже соловья.

Ребята, расскажите о скворце?

Ответы детей.

Вопросы к детям?

Чем отличается самка от самца?

Когда откладывают яйца?

Как и чем кормят птенцов?

Как называют домики в которых живут скворцы?

Откуда появились эти домики?

Дети отвечают на вопросы.

Воспитатель: дети, а как вы думаете, о чём поют птицы?

Ответы детей.

Воспитатель: что нужно делать, чтобы птицы всегда пели?

Ответы детей. ( охранять зелёные насаждения, не разорять гнёзда , не

обижать птиц).

Воспитатель: вот и закончилось наше экологическое путешествие.

Ребята, а как вы думаете, за, что бы природа сказала вам спасибо?

Ответы детей.

А за что бы на вас рассердилась?

Ответы детей.

Воспитатель: молодцы ребята, посмотрите, перед вами картинка дерево в

руках человека, как вы думаете, что это значит?

Ответы детей.

Воспитатель: давайте ещё раз вспомним правила поведения в природе,

возьмём по листочку и будем прикреплять вокруг дерева и называть

правило.

Дети прикрепляют листочки к дереву.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы столько много знаете о природе, вы

доказали, что вы настоящие защитники природы и за это я хочу вам вручить

эмблемы юных экологов.

Вручение эмблем.

Воспитатель: ну а теперь давайте скажем наш девиз:

Дети : наш девиз: Природу люби, помогай и береги!»

Конспект обзорной познавательно-экологической экскурсии в средней группе «Осеннее путешествие по экологической тропе»

Прохождение экологической тропы подготовительная группа. Конспект обзорной познавательно-экологической экскурсии в средней группе «Осеннее путешествие по экологической тропе. Станции маршрута экологической тропы

Конспект обзорной экскурсии разработан и проведён с детьми средней группы (4-5 лет)

Перевозчикова Ольга Александровна, воспитатель МКДОУ №7 «Чебурашка» города Мирного Архангельской области

Конспект обзорной познавательно-экологической экскурсии «Осеннее путешествие по экологической тропе»

Пояснительная записка. На территории детского сада создана экологическая тропа. Это своеобразный учебно-просветительский кабинет в природных условиях, сочетающий в себе возможности отдыха, образования и воспитания.

В качестве объектов экологической тропинки нами были выбраны: различные виды пород деревьев и кустарников, уголок нетронутой природы, берёзовая роща, огород, отдельно растущие лекарственные растения.

Выбирая маршрут путешествия по тропе, я использую карту-схему (на которой изображены объекты экологической тропы), Экологический паспорт ДОУ (в котором содержится много познавательной информации) и помогает мне в путешествии Хозяин экологической тропы  «Старичок-Боровичок» (сказочный лесной персонаж). Представляю вашему вниманию конспект обзорной экскурсии, где роли сказочных персонажей «играют» родители воспитанников.

Задачи:

1. Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к северному краю.

2. Активизировать познавательную деятельность детей через создание проблемных ситуаций, постановку поисковых вопросов и экспериментирования.

3. Развивать любознательность детей, кругозор, уметь делать выводы.

4. Систематизировать знания об объектах экологической тропы.

Ход

(Дети стоят на улице возле центрального входа)

Воспитатель:  Ребята! Сегодня  мы с вами и нашими гостями совершим путешествие по нашей «зелёной, волшебной тропинке». Мы часто по ней путешествуем. Для чего, как вы думаете?

Дети: Смотрим, что изменилось, может помочь нужно нашим зелёным друзьям.

Воспитатель: Территория детского сада – это заповедное место. Что такое заповедник?

Дети: Это место где нельзя убивать зверей, птиц, рубить деревья, рвать цветы.

Воспитатель: Но мы, же не можем всё время стоять и охранять территорию детского сада, смотреть, чтобы не рвали цветы и не ломали саженцы?! Что делать?

Дети: Забор крепкий сделать, верёвку натянуть, хорошего сторожа пригласить на работу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто с нами отправляется в путешествие по нашей тропинке?     

Дети: Старичок-Боровичок – хозяин экологической тропинки.

Воспитатель: Поздоровайтесь с ним. Ой, ребята он что-то на ушко хочет мне сказать.

Можно я послушаю? (слушает)  Старичок-Боровичок говорит, ребята, что для вас кто-то бросил письмо в почтовый ящик детского сада. Давайте посмотрим.

Вот оно! Ребята, вы хотите узнать, от кого пришло письмо? (читает) «Дорогие ребята средней группы  отгадайте, пожалуйста, загадку и узнаете от кого это письмо:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Я не касаюсь сосен

И Ёлочек. Я …     (Осень)

Правильно! Милые ребята приходите в гости ко мне и моим деревьям. Ведь деревья осенью особенные, волшебные. Вы узнаете их по специальным табличкам.  В конце вашего путешествия вас ждёт сюрприз!»

Воспитатель:  Ну что ребята пойдём по тропинке искать осенние деревья?

Посмотрите внимательно, возле какого дерева вы видите табличку? (Дети осматриваются и замечают табличку у  тополя. Все вместе подходят).

Воспитатель: Кто знает, как называется это дерево?

Хором: Тополь.

Сова:

Кто опять пришёл сюда?

Нет покоя никогда!

Воспитатель: Лесу низкий наш поклон! Здравствуй Совушка-сова.

Сова: А знаю, знаю. Вы отправляетесь в гости к Осени. Я укажу вам дорогу дальше, если вы ответите на мои вопросы и поиграете со мной.

Итак!  Какое сейчас время года? (осень)

А какая осень – ранняя, золотая или поздняя? (поздняя)

А какой сейчас осенний месяц?  (октябрь)

А что вы о нём знаете?

Воспитатель:  На Руси октябрь называли грязник, месяц осеннего бездорожья: дожди  вперемешку с мокрым снегом превращают почву в грязное месиво. Октябрь самая середина осени. Он самый хмурый месяц осени, порог зимы, месяц ледяных дождей и мокрого снега.

Сова: Правильно. А что вы знаете о тополе?

1 ребёнок: Тополь – это высокое стройное дерево. Оно прекрасно очищает воздух от пыли.

2 ребёнок: Тополиный листик очень гладкий и с него легко смывается дождём городская пыль.

3 ребёнок: Весной на тополях набухают крупные почки. Потом они раскрываются и появляются пахучие блестящие листочки.

Сова: Молодцы! А поиграть со мной вы можете?

Воспитатель:  Конечно! Мы предлагаем тебе  выполнить с нами физ. минутку «Осень»

«Меж еловых мягких лап

Дождик тихо кап, кап, кап.

Где сучок давно засох,

Вырос серый мох, мох, мох!

Где листок к листку прилип,

Появился гриб, гриб, гриб!

Кто нашёл его друзья?

Это я, это я, это я!

Сова: Спасибо вам ребята отправляйтесь дальше в путь по волшебной тропинке.  (Дети прощаются с совой)

(Далее идя по тропинке, дети находят табличку возле сирени. У сирени их встречает Здравушка)

Здравушка:  Здравствуйте ребята я Здравушка.

Скажите, пожалуйста, это дерево или куст? (куст)

А почему? (у дерева один большой ствол, а у куста много небольших) 

Как называется этот большой куст? (сирень)

А что вы о нём знаете?

1 ребёнок: Весной сирень зацветает и радует нас своими сиреневыми, пахучими цветами.

2 ребёнок: Из цветков сирени делают лекарство.

3 ребёнок: Возле сирени мы можем гулять сколько угодно – это большой куст, который  приносит человеку бодрость и свежесть.

Здравушка: Предлагаю взбодриться возле сирени – подышать.

Дыхательная гимнастика (по выбору)

Здравушка: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. 

(по выбору инструктора по ФИЗО подвижная игра)

Здравушка:  Спасибо вам ребята порадовали вы меня. А сейчас вам пора отправляться в путь, ведь Осень ждёт вас. Счастливого пути!

(Дети прощаются с Здравушкой и отправляются дальше в путь. Следующая табличка у берёзы. Где детей встречают  Петрушка и русская Хозяйка)

Петрушка:

Здравствуйте гости дорогие,

Девки красные и парни удалые!

Хозяйка: Добрый день гости желанные! Милости просим!

Петрушка: А ну-ка скажите ребятки краснощёкие, что это за дерево?

Дети: Берёза!

Хозяйка: А что вы можете о нём рассказать?

1 ребёнок: Берёза – это самое красивое наше дерево! Русский народ его очень любит!

2 ребёнок: У берёзы очень красивый ствол с чёрным рисунком.

3 ребёнок: Осенью листочки на берёзе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом внизу.

Хозяйка: А почему дерево не падает?

Дети: Корни держат.

Петрушка: Верно. Давайте проверим. Посмотрим, как это происходит. А ну-ка богатыри померяемся силушкой русскою!

(Проводится опыт «Корень устойчивости». Дети обхватывают рядом растущие берёзки и проверяют, устойчив ли корень)

Петрушка: Молодцы ребята! Ну так что , корень у деревьев устойчивый, крепко держит дерево?

Дети: Да!

Хозяйка:  Расскажу-ка я вам сегодня ребятки, как в старину на Руси народ собирался да друг другу помогал. Так, вот есть в церковном календаре такой праздник – Воздвиженье. В народе говорили: «Сдвиженье тепло сдвигает, а холод подвигает» А кто-нибудь из вас знает другие поговорки об этом празднике?

Воспитатель: Воздвиженье осень зиме навстречу двигает.

Ребёнок: На Воздвиженье первая барыня – капуста.

Петрушка: На Руси был обычай заготавливать по осени капусту, солить её на долгую зиму. А вы умеете солить капусту.

Дети: Да!

(Проводится физ. минутка «Мы капусту солим»)

«Мы капусту рубим, рубим!

Мы капусту солим, солим!

Мы капусту трём, трём!

Мы капусту жмём, жмём!

А потом мы капустку в рот кладём! Ам!»

Хозяйка: Молодцы, ребята! А сейчас мы вас проводим в гости к самой Осени.

(Хозяйка и Петрушка ведут детей на участок, где их встречает Осень)

Осень:  Здравствуйте ребята! Наконец – то вы ко мне пришли. Я очень рада вас видеть.  Сразу ребята хочу попросить вас о помощи. В огороде поспели овощи, а в саду фрукты. Но я к вам так торопилась, что все их растеряла по участку. Соберите их пожалуйста в корзину.

Игра «Собери овощи и фрукты»

(Дети расходятся по участку и собирают урожай)

Осень: Молодцы ребята! А хотите со мной поиграть? Порадовать меня русской народной игрой «Карусели».

«Еле – еле, еле – еле закружились карусели, а потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом. Тише, тише не спешите. Карусель остановите. Стоп»

Осень:

Так много вы сегодня узнали

Но, наверное, устали

Я вас конечно понимаю

И всех вас осенними гостинцами угощаю!

(Осень раздаёт всем яблоки и прощается с детьми)

Рекомендуем посмотреть:

Экологическое воспитание детей дошкольников

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины

Викторина для старших дошкольников по теме: Полезные растения

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.