Развитие тактильной чувствительности. Тактильно-двигательное восприятие. Занятия для развития тактильной чувствительности

Содержание

Тактильное восприятие у детей: развиваем с помощью упражнений

Развитие тактильной чувствительности. Тактильно-двигательное восприятие. Занятия для развития тактильной чувствительности

Тактильное восприятие первым открывает детям дверь в познание окружающего мира. Малышам столько всего предстоит узнать и усвоить. А начальный объем знаний они в буквальном смысле получают на ощупь.

Дошкольникам в освоении действительности помогают все каналы восприятия: тактильный, зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный. Работают они в тесной связке, «считывая» актуальную информацию присущим им способом.

Выясним, как задействуется тактильное восприятие у детей. 

Тактильное восприятие как познавательный процесс

Тактильное восприятие – это познание (обследование, распознавание) объектов при непосредственном касании. Этот вид восприятия еще называют осязательным. Его суть заключается в отражении характеристик, особенностей поверхности и структуры того, к чему прикасаются.

Механизм тактильного восприятия основан на действии кожных рецепторов. Рецепторы являются сложным устройством, воспринимающим сенсорные сигналы и считывающим информацию. Эти устройства расположены по поверхности всего тела, обеспечивая кожную чувствительность.

Самые восприимчивые к разнообразной информации рецепторы сконцентрированы на пальцах рук. Ощупывая предметы, человек может получить так много информации, как будто он смотрит на них. Поэтому осязание считают, в первую очередь, познавательной функцией руки человека.

Процесс восприятия предоставляет ребенку возможность формировать образы, делать связанные с ними умозаключения. Чувственное отражение и тактильные ощущения дают такой же богатый материал для мыслительной переработки, как и зрительные.

Развитие тактильного восприятия у детей     

Восприятие дошкольника – познавательный процесс, который открывает двери к пониманию того, как устроен мир, какими особенностями обладают предметы и явления, как они взаимосвязаны между собой.

В первые годы жизни ребенка основной является предметная деятельность. Дети прикасаются к разным предметам и ощущают их особенности, обращают внимание на различия.

Твердая поверхность стола совсем не такая, как махровое полотенце, а пластиковый кубик отличается от мягкой игрушки.

Благодаря тактильным ощущениям малыш воспринимает такие признаки как твердость-мягкость, тепло-холод, колючесть-пушистость и пр.

Вся сенсорная информация постепенно накапливается детским мозгом. Дошкольник все больше и тоньше различает тактильные сигналы. После трех лет он уже прекрасно осознает, что пружинистость надувного шара сильно отличается от подобной характеристики резинового мячика, а вязкость манной каши вовсе не похожа на такое же свойство пластилина.

Тактильное восприятие предметов позволят ребенку непроизвольно накопить базу характеристик объектов, что в дальнейшем используется им для понимания свойств и особенностей всего окружающего.

Если в раннем детстве восприятие характеризуется непроизвольностью и хаотичностью, то в дошкольном возрасте оно становится осмысленным интеллектуальным процессом.

Эти качественные характеристики можно проследить даже на таком элементарном примере, как прикосновение. Малыш до 2-3 лет хватает, хлопает ладошкой по всему, до чего дотянется.

Младший дошкольник уже понимает, что все подряд трогать нельзя. Он проявляет осторожность, и в настораживающих его ситуациях прикоснется только пальчиком, быстро одернув руку.

Правда, остается еще проблемой то, что не все реально опасные ситуации распознаются ребенком.

Роль тактильных ощущений в восприятии формы

Многие образы в дошкольном возрасте формируются и запоминаются благодаря информации, поступающей через тактильные каналы. Получив в подарок огромную мягкую игрушку, ребенок наслаждается ее мягкостью, шелковистостью, еще не понимая, что же за существо олицетворяет этот великан.

Потом взрослые объяснят, что к малышу пожаловал Мишка или Верблюжонок. Но главным признаком образа для дошкольника еще долгое время будет оставаться нежная искусственная шерсть.

Вычленение отдельного признака способствует и при восприятии формы и контуров геометрических тел, коих среди детских игрушек предостаточно. Дошкольник твердо усваивает, что кубики имеют четкие углы, а все, что отличается круглой формой, можно называть мячиком.

Узнавать эти формы в дальнейшем ребенку помогает зрительное и тактильное восприятие. В большинстве случаев малыш, конечно, увидит угловатые или сферические фигуры. Но, если предложить дошкольнику игру с закрытыми глазами и давать ему в руки предметы соответствующих геометрических форм (кубик, мячик, колечко, пирамидку), он успешно их определит.

Упражнения на развитие ощущений и осязания

Тактильное восприятие информации настолько важно, что в психологической науке его часто называют тактильным зрением. Причем, имеем тот случай, когда не бывает рано начать активное развитие осязательных способностей.

В настоящее время существуют развивающие мягкие конструкторы с вырезанными формами и набором разнообразных фигур, которые ребенку нужно вкладывать в соответствующие ячейки.

Кроме готовых моделей, полезно использовать подручные средства. Повышают чувствительность кожных рецепторов манипуляции с песком, манной или другой мелкой крупой. Дети прикасаются ладошками, сжимают, пересыпают, погружают руки в такой сыпучий материал, что дает им различные ощущения.

Малыши с интересом ощупывают со всех сторон те предметы, которые им дает мама или другой значимый взрослый. Более того, они пробуют их на зуб, в чем нет никакой необходимости для продвижения в развитии осязательных навыков.

Достаточно просто дать возможность всячески потрогать предмет, обратить внимание на особенности поверхности или формы. Потом назвать свойства и объект, чтобы ребенок постепенно запоминал нужные связи. Например, «это желудь – сам он гладкий, но имеет шершавую «кепочку».

Детям среднего и старшего дошкольного возраста нравятся упражнения, в которых заключена некоторая таинственность.

А распознавание предметов или материала на ощупь содержит именно элемент загадочности.

Интересно проходит игра, когда предметы находятся за ширмой или в мешочке, и детям нужно распознать их только на основе осязательного обследования. Лучше, если в такой игре участвуют 2-3 человека.

Упражнение 1. Подготовьте набор мелких предметов, хорошо знакомых дошкольнику. В такой набор могут войти пуговица, ракушка, желудь, колечко, камушек, колпачок от шариковой ручки и подобные атрибуты. Сложите их в непрозрачный мешочек. Предложите детям по очереди запускать руку в мешочек, выбирать один предмет, описывать его словесно, не вытаскивая из мешочка, и называть.

Упражнение 2. Познакомьте заблаговременно детей с различными крупами и природными материалами: зерно, гречка, горох, бобы, тыквенные и подсолнечные семечки, некоторые виды орехов особенной формы. Как и в предыдущем упражнении, участникам необходимо определить на ощупь, что оказалось в их руке.

Упражнение 3. Подготовьте небольшие лоскутки ткани различной фактуры. Это могут быть клочки сатина, грубого полотна, бархата, батиста, органзы… Предварительно изучите с детьми тактильные особенности каждой ткани и ее название, а затем начинайте игру.

Подобные игры, несомненно, полезны детским ручкам. Помимо оттачивания кожной чувствительности и тактильного восприятия, они способствуют развитию мелкой моторики. Вопрос, нужно ли специально уделять внимание восприятию, основанному на тактильных ощущениях, снимается очевидной истиной, что процесс восприятия является основой для развития мышления и сознания ребенка.

Вестник Педагога | Дидактические игры для развития тактильно двигательного восприятия у детей младшего дошкольного возраста

Развитие тактильной чувствительности. Тактильно-двигательное восприятие. Занятия для развития тактильной чувствительности

Морева Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ “Детский сад № 40-ЦРР”г.Тобольска
Населённый пункт: г.

Тобольск, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: Дидактические игры для развития тактильно двигательного восприятия у детей младшего дошкольного возраста
15.12.

2019
Раздел: дошкольное образование

Дидактические игры для развития тактильно двигательного

восприятия у детей младшего дошкольного возраста

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека

не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно

лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-

двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме,

величине предметов, их расположении в пространстве. Ведь первым видом

действия ребенка с предметами является хватание, во время которого форма,

величина, масса, пространственное расположение предмета познаются на

ощупь, а рука учит глаз.

На протяжении всей жизни человека тактильно-двигательное восприятие

имеет огромное значение. На ощупь познается объемная форма предметов,

ощупывающее движение ложится в основу изображения предмета в лепке.

Обводя предмет по контуру, мы выделяем его плоскостной образ из объема,

познаем ту форму, которая становится основной в рисовании.

Тактильное восприятие играет исключительную роль при определении

таких свойств, как температура и вес. Роль тактильно-двигательного

восприятия велика и в выполнении различных трудовых операций в быту,

везде, где мы имеем дело с навыками ручного труда. Ведь каждый из нас

знает, что при выполнении привычных действий мы почти не пользуемся

зрением, а целиком опираемся на тактильно-двигательную чувствительность.

Таким образом, можно сказать, что с детьми раннего и дошкольного

возраста должна проводиться серьезная работа по формированию тактильно-

двигательного восприятия.

Особая роль в обучающем процессе и в развитии тактильных ощущений

принадлежит дидактической игре. Игра позволяет сделать процесс обучения

эмоциональным, действенным, интересным. В игре создаются такие условия,

в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно

действовать в определенной ситуации и с определенными предметами,

приобретая собственный действенный и чувствительный опыт.

Чтобы помочь детям достичь более высокого уровня развития тактильных

чувств, мы используем дидактические игры, пособия, тактильные книги.

Предлагаемые игры направлены на коррекцию и компенсацию дефектов

развития тактильно двигательного восприятия у детей. Здесь также будут

игры на различение и узнавание, восприятие и представление предметов.

Кроме того, большое значение отводится сочетанию разных видов

чувствительности (зрительной, тактильной, двигательной). Так, опознание и

различение предметов и их свойств идет по-разному в зависимости от того,

как дается образец: зрительно, тактильно, двигательно или комплексно.

Своеобразный характер носят и способы ориентировки – пробы сохраняют

свое значение, но перцептивная ориентировка происходит с помощью не

зрительных, а ощупывающих и обводящих движений.

Узнавание предметов на ощупь.

«Найди свою игрушку в мешочке»

Цель: Учить узнавать на ощупь знакомые предметы, не просто держать

предмет в руках, а ощупывать, передвигая ладонь и пальцы по предмету.

Оборудование. Игрушки резко различной формы, величины, фактуры по

количеству детей, непрозрачный мешочек – «чудесный мешочек» с завязкой,

в который складываются предметы-игрушки.

Ход игры. Дети сидят на своих местах. Педагог раздает им игрушки и

предлагает поиграть с ними. Через некоторое время показывает «чудесный

мешочек», говорит, что в него можно спрятать игрушки, а потом найти их.

Предлагает троим детям (не более) положить свои игрушки в мешочек.

Затягивает шнурок, трясет мешочек и просит ребенка найти свою игрушку, не

заглядывая в мешочек. Если ребенок правильно выбрал игрушку (ощупывает

одной рукой), он называет ее сам или с помощью педагога и садится на

место. Если же игрушка выбрана неверно, педагог кладет ее обратно в

мешочек и достает нужную. Рассматривает и ощупывает игрушку вместе с

ребенком, учит его этому методу, показывая, как передвигать пальцы по

предмету, обращая внимание на форму, величину, фактуру, части предмета.

Затем свою игрушку ищет другой ребенок.

«Чья это конура (норка, домик)»

Цель. Учить осуществлять пробы тактильно-двигательно, с закрытыми

глазами; продолжать учить детей находить правильное решение путем проб,

фиксируя правильные и отбрасывая неверные варианты.

Оборудование. Три коробки разного размера с отверстиями («дверями»)

также разного размера, три игрушечные собачки разного размера, экран или

ширма.

Ход игры (проводится индивидуально). Ребенок сидит за столом напротив

педагога. Он показывает три конуры и говорит, что в них живут собаки.

Сейчас они убежали гулять и скоро придут. Прячет домики за ширму.

Появляются собаки. Они лают, просят ребенка найти их домики и помочь

туда залезть. Педагог объясняет, что каждой собаке надо найти конуру не

глядя, за экраном, напоминает, что можно пробовать: самой большой собаке –

большую конуру. Педагог помогает, взяв руки ребенка в свои, путем проб

найти нужный домик и поместить в него собаку. Затем ребенок сам берет

любую собаку из двух оставшихся и ищет ее конуру. Если он помещает

маленькую собачку в средний по величине домик, его не останавливают, так

как ошибка выяснится при поиске домика для второй собаки – в маленький

домик она не влезет. После этого можно прийти ребенку на помощь и вместе

исправить ошибку. Когда все собаки будут распределены по конурам, педагог

снимает экран, вместе с ребенком рассматривает результаты. «Собаки

выглядывают из домиков,– говорит педагог ребенку,– они благодарят тебя,

что ты помог большой собаке найти большую конуру, собаке поменьше –

конуру поменьше, а самой маленькой – самую маленькую конуру».

«Холодно-тепло-горячо»

Цель. Продолжать формировать тактильное различение свойств предметов;

познакомить с тактильным различением температуры и значением слов

«холодный», «теплый», «горячий» и «холодно», «тепло», «горячо».

Оборудование. Три одинаковые бутылки (с хорошо закрывающимися

пробками) или небольшие одинаковые грелки с водой холодной, теплой и

горячей, три чашки или миски, полотенце.

Ход игры. 1-й вариант (проводится индивидуально). Ребенок сидит на

стуле перед столом педагога. На столе стоят две бутылки с теплой и холодной

водой. Педагог просит ребенка закрыть глаза и дает ему в руки одну из

бутылок. Потом ставит ее на место, предлагает ребенку открыть глаза, найти

ту бутылку, которая только что была у него в руках. Ребенок ощупывает

бутылки, находит нужную. Если он сомневается, педагог вновь предлагает

закрыть глаза, быть внимательным и повторяет задание. Когда выбор сделан

ребенком, педагог спрашивает: «Какая тут вода – холодная или теплая?» И

помогает ребенку ответить.

При повторных проведениях игры вводится третья бутылка с горячей (но

не обжигающей) водой.

2-й вариант (проводится с небольшой подгруппой из 2– 3 детей). На столе

у педагога три бутылки с водой разной температуры и три пустые миски.

Около стола трое детей. Педагог просит каждого взять в руки по одной

бутылке, подержать ее и поставить на место. Для себя педагог фиксирует, у

кого какая бутылка. Затем просит детей закрыть глаза, меняет бутылки

местами, а из одной выливает воду в миску. Дети открывают глаза, пробуют

воду в миске рукой и определяют, чья бутылка пустая. Педагог спрашивает

детей, как они узнали, из чьей бутылки он вылил воду, и помогает детям

правильно употребить определения «холодная», «теплая», «горячая».

“Поймай киску”

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а

ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания

можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

“Платочек для куклы” (определение предметов по фактуре материала, в

https://www.youtube.com/watch?v=L6CWQSZoKpM

данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном,

вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем

платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в

мешочке нужный платочек для каждой куклы.

“Узнай предмет по контуру”

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это

может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают,

что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти

нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

“Догадайся, что за предмет”

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы

(погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты

сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают

через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

“Найди пару”

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой,

вельветом, фланелью.

Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых

пластинок.

“Что это?”

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до

предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно

использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

“Собери матрешку”

Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две

разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою

матрешку – кто быстрее.

“Золушка”

Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым

кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать

семена на кучки.

“Угадай, что внутри”

Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек,

наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек,

пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет,

игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой

держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Сенсорные упражнения для развития детей с рождения до 5 лет

Развитие тактильной чувствительности. Тактильно-двигательное восприятие. Занятия для развития тактильной чувствительности

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного восприятия детей, т.е. от того:

  • насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее;
  • насколько качественно он может оперировать этой информацией;
  • насколько точно он эти знания может выразить в речи.

Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

Роль сенсорного развития

Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Еще Л.С. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний.

Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить, только воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь», а также психическое развитие и развитие интеллектуально-познавательной сферы.

Посредством осязания, мышечного чувства ребенок начинает различать форму предметов, величину и качество. Одновременно с совершенствованием движения кистей рук развивается глазомер, ребенок приучается контролировать движения рук зрением, развивается сенсорный опыт малыша, а также зрительно-моторная координация.

Поскольку ребенок сопровождает действия словами, называя предметы и рассказывая о них, обогащается его словарный запас, развивается речь, слуховое восприятие.

Упражнения для детей от рождения до года

Поговорим об осязании, то есть о развитии тактильности.

Упражнение 1. «Ладошки»

  • Положите ребёнка на спинку, лицом к себе. Возьмите в свои руки ручку малыша и нежно погладьте.
  • Затем постучите ею о свою ладонь.
  • Потом снова нежно погладьте ручку.
  • Проделайте это упражнение с обеими руками малыша.
  • Затем каждым пальчиком ребенка нежно стучите по своей ладошке, комментируя свои действия. Напоследок нежно погладьте ручки малыша.

Упражнение 2. Массаж

Делайте массаж каждого пальчика в отдельности, разминая их от кончиков к основанию, слегка постучите пальцами своей руки по подушечкам его пальцев.

Эти простые на первый взгляд упражнения активизируют все энергетические каналы организма малыша, так как большинство из них берет начало именно в пальцах человека. Таким образом улучшается кровообращение во всем организме ребёнка, в том числе и мозговое.

Упражнение 3. «Колечко»

Цели: развитие тактильной чувствительности; обогащение сенсорного опыта, развитие моторики.

сенсорная пирамидка, кроватка.

Мама располагает ребенка в кроватке, сама стоит напротив него. Сначала она привлекает внимание малыша шуршащим кольцом от пирамидки.

Затем надевает его ему на ручку — так, чтобы кольцо было в поле зрения малыша. Если кроха не пытается ухватиться за кольцо или свою руку, мама помогает ему сделать это.

Когда малыш освоит упражнение, кольцо нужно надеть ему на ножку и проделать то же самое, как с ручкой.

Упражнение 4. «Вынимаем предметы»

Цели: развитие кинестетического анализатора, обогащение сенсорного опыта.

сенсорная емкость (это может быть тканевый непрозрачный мешочек), водяной матрас.

Мама и ребенок располагаются на водяном матрасе напротив друг друга. Мама достает какой-либо предмет из сенсорной емкости. Затем она побуждает ребенка самому вынимать предметы оттуда, комментируя, что именно он достал, например, шершавый брусок, гладкий мячик, колючую щетку и т.д.

Малыш должен научиться различать поверхности предметов по ощущениям.

Упражнение 5. «Ощупывание»

Цели: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики.

Материалы, сенсорная емкость, водяной матрас.

Мама и ребенок располагаются на водяном матрасе или просто на мягком коврике напротив друг друга.

Мама достает предмет из сенсорной емкости, проводит им по ручке малыша, комментируя свои действия, например: «Я провожу колючим шариком по твоей ручке». Затем она дает ребенку данный предмет для ощупывания.

Когда малыш его изучит, мама проделывает действие со следующим. Предметами из сенсорной емкости можно проводить и по другим частям тела ребенка (ножкам, спинке, животику).

Сенсорной ёмкостью может стать коробка или мешочек.

Упражнение «Оставим след»

Цели: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

Мама обращает внимание ребёнка на зеркало. Она просит его посмотреть на свое отражение, потрогать его. После того как ребенок дотронется до зеркала, мама обращает его внимание на след, оставленный на поверхности.

Затем она предлагает ребёнку оставить след красками. Ребёнок выбирает краски, «печатает» следы на стекле пальчиком, кистью, ладошкой. Мама обращает внимание ребёнка на то, что отпечатки краски на зеркале светятся в темноте.

Потом включает свет.

Упражнение «Кто в зеркале»

Цели: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, развитие тактильных ощущений, самосознания.

Мама обращает внимание ребёнка на зеркало и просит его посмотреть на свое отражение, потрогать его. Затем она рисует на лице ребенка точки: на носике, щечках, подбородке — и снова предлагает посмотреть ребёнку на свое отражение в зеркале.

Упражнение «Нарисуем себя»

Цели: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, самосознания.

Мама обращает внимание ребенка: «Посмотри на себя в зеркало, потрогай свое отражение». Затем она дает малышу краски и просит  нарисовать на стекле себя. Ребенок обводит на зеркале контур своего лица, рисует глаза, брови, губы и т.д. После этого малыш рассматривает результат без света и при свете.

Упражнение «Рисуем эмоции»

Цели: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, самосознания, эмоционального мира детей.

Мама обращает внимание ребёнка на зеркало и просит его посмотреть и потрогать свое отражение. Затем она показывает веселую улыбку и спрашивает у малыша, какая это эмоция. Назвав эмоцию, ребенок должен изобразить ее на зеркале красками.

В ходе упражнения дети рисуют одну какую-либо эмоцию. Затем следует усложнить задачу — изобразить несколько эмоций, свое эмоциональное состояние, а также состояние мамы.

Упражнение «Нарисуй фигуру»

Цели: активизация зрительного, тактильного восприятия, закрепление цвета, формы, величины, развитие мелкой моторики.

Мама обращает внимание ребёнка на зеркало и краски. Она предлагает ему изобразить на поверхности: зеленый круг, красный квадрат, оранжевый треугольник и т.д. При повторении упражнения следует усложнить задачу — нарисовать круг красный, маленький, треугольник зеленый, большой и т.д.

Упражнение «Мишка растерялся»

Цели: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу; стимулирование зрительной поисковой деятельности детей для усвоения обобщающего понятия «цвет».

Мама обращает внимание малыша на расстроенного Мишку. Обращается к ребенку: «У Мишки все бусинки перемешались, и он не может их рассортировать по цветам. Давай поможем Мишке!».

Ребенок сортирует бусинки по цветам, а мама помогает ему, проговаривая их названия.

При повторении упражнения следует усложнить задачу: количество цветов бусинок, включенное в одно задание, должно постепенно увеличиваться.

Еще один способ научить ребенка различать цвета — метод обучения цветам по карточкам.

Упражнение «Подари мишке бусы»

Цели: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу; стимулирование зрительной поисковой деятельности детей для усвоения обобщающего понятия «цвет»; развитие мелкой моторики.

Мама обращается к ребенку: «Мишка собрался в гости, а подарка у него нет. Но мы можем помочь ему собрать бусы». Она показывает малышу, как нанизывать бусинки на нитку, леску (бусы собираются из однородных цветов.)

Упражнение «Выложи бусы»

Цели: формирование умения упорядочивать объекты по цвету, устанавливать закономерность в последовательности цветных элементов, достраивать ряд в нужной ритмической последовательности; развитие мелкой моторики.

Мама показывает ребенку изображение цепочки, состоящей из бусинок, следующих друг за другом в определенной последовательности (например: красная — синяя, красная — синяя).

Она обращает внимание крохи на чередование цветов и предлагает продолжить цепочку, соблюдая заданный алгоритм.

При повторении упражнения следует усложнить задачу: количество цветов бусинок, включенное в одно задание, должно постепенно увеличиваться.

Упражнение «Найди по описанию»

Цель: развитие всех модальностей.

Мама описывает каждый предмет. Ребенок должен найти его и повторить описание. Малыш закрывает глаза. Мама дает ему потрогать предмет. Ребенок должен назвать, что это после ощупывания. Если при выполнении задания у него возникают затруднения, мама знакомит малыша с предметом и его свойством, а через некоторое время предлагает попытаться распознать ощущение еще раз.

Упражнение «Волшебный мешочек»

Цель: развитие зрительной памяти, тактильной памяти.

На глазах у ребёнка мама помещает в мешочек различные предметы из сенсорной емкости, называя их свойства. Малыш повторяет тактильные ощущения предметов.  Ребенок достает по одному предмету, на ощупь определяя, что именно он достал. Затем мама просит найти такой же предмет, не подглядывая в мешочек.

Упражнение «Сравнилки»

Цель: развитие тактильных ощущений, воображения, мышления, памяти.

Мама предлагает ребенку поочередно вспомнить названия своих ощущений. Затем представить, с каким предметом связано каждое ощущение, что или кто обладает такими свойствами (колючие — ежик, спица; мягкие — котенок, рука мамы и т.п.).

Упражнение «Эмоциональный рассказ»

Цель: развитие всех сенсорных каналов, эмоционального мира детей.

Мама вместе с ребёнком составляет рассказик с помощью тактильных предметов на основе сопоставления их поверхностей. Мама говорит, а ребенок выкладывает предметы один за другим по ходу рассказа, ассоциируя эмоциональное описание главного героя с характером поверхности предмета.

Например: «Летела злая Баба-Яга» — ребенок выкладывает колючий предмет (ассоциация: колючий — злой).

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

12 упражнений для сенсорной интеграции. которые понравться вашим детям

Развитие тактильной чувствительности. Тактильно-двигательное восприятие. Занятия для развития тактильной чувствительности

Детям очень нравится играть с пластилином и другими пластичными массами, что очень полезно для малышей с тактильными проблемами. В настоящее время есть огромный выбор пластилинов; вы можете, купить готовый, изготовить его дома, существует как ароматизированный пластилин, так и без запаха.

Вы можете заместить с малышом тесто по специальному рецепту, что, несомненно, доставит ему много радости и обогатит его тактильный опыт. Детям необходимо трогать разнообразные текстуры и играть с ними, чтобы развить нормальное тактильное восприятие.

Если ваш малыш отказывается играть с пластилином и подобными массами, вам тем более необходимо увлечь малыша такой игрой.

2. «Тяжелая работа»

Эти виды деятельности необходимы для детей, которые испытывают трудности в регулировании уровня своего возбуждения. Такие дети часто ломают вещи, прыгают, бегают и, кажется, просто не могут сидеть на месте. Мальчики могут действительно испытывать терпение родителей, учителей и даже специалистов по терапии. Регулярные нагрузки для их нервной системы помогут им успокоиться.

Такие мероприятия оказывают воздействие на их тело, мышцы и суставы, помогая вечно жаждущим движения малышам, получить необходимую нагрузку. Очень хороши упражнения с утяжеленными предметами, прыжки на батуте, лазанье по канату или шведской стенке, толкание предметов или раскачивание.

Таким малышам особенно полезно чувствовать себя «сжатыми», когда на их тело оказывается глубокое давление.

В целом, подобные упражнения необходимы всем детям! Но детям с реактивной нервной системой это необходимо вдвойне, ведь именно активная деятельность дает им необходимую сенсорную нагрузку, а эффект от этого может быть удивительным, ваш малыш сможет регулировать своё поведение и уровень возбуждения.

Совет: Всегда лучше чередовать задания, требующие усидчивости и активную деятельность.

Кстати, игры с песком (ваш малыш может рыть тоннели, строить замки) также очень полезен для подвижных детей, как и для детей с тактильными проблемами.

3. Программы для сна:

Дети и взрослые с проблемами сенсорного восприятия часто испытывают проблемы с засыпанием и сном. Следующие изделия и виды деятельности могут оказать помощь в таком случае:

  • аппараты, производящие звуки природы;
  • аппараты белого шума;
  • ароматические лампы;
  • ночники, лава-лампы, пузырьковые трубы;
  • расслабляющая музыка;
  • утяжеленные одеяла;
  • физические нагрузки перед отходом ко сну;
  • вибрирующие матрасы и подушки;
  • спальные мешки.

4. Игры с водой и песком

Игры с водой и песком – это веселье, которое, кроме того, дает ребенку тактильную стимуляцию. Вы ограничены только вашей фантазией.

Запаситесь полотенцами и затевайте игры с водой, песком, рисом, пеной для бритья и любыми другими вещами, которые есть под рукой. Переливайте воду в разные сосуды и слушайте, как она звучит.

Прячьте маленькие игрушки в песке или пшене и попросите малыша найти их.

5. Вестибулярные движения

Детям необходимо двигаться! Для некоторых малышей – это страшно, а некоторые просто не могут остановиться. Вам следует установить, есть ли у вашего ребенка нарушения, связанные с вестибулярным аппаратом, или проприоцептивные проблемы.

Вестибулярные движения (или проприоцептивная стимуляция) может взбодрить малыша или наоборот успокоить. В любом случае, такая стимуляция необходима и должна быть частью терапии.

Ниже несколько предложения для получения ребенком подобного опыта:

  • крытые батуты;
  • водные трамплины (бассейн или озеро);
  • качели;
  • раскачивающиеся игрушки;
  • самокаты;
  • скейты;
  • ролики;
  • шведская стенка;
  • большие терапевтические мячи.

6. Ароматерапия

Ароматерапия — это прекрасный способ для занятий с детьми, которые не чувствуют некоторые запахи или наоборот очень к ним чувствительны. Вам и малышу доставят удовольствия ароматические масла, свечи, диффузоры.

Вы можете помочь своему ребенку научиться терпеть запахи или использовать их для расслабления и успокоения.

Ароматерапия – это отличное средство стимуляции, и зависит во многом от того, какой запах вы выберите (например, запах корицы скорее взбодрит ребенка, а лаванды расслабит).

Совет: Если ваш малыш очень чувствителен к запахам, предложите ему носить собой баночку ароматического масла, запах которого ему приятен (например, мята), и нюхать его, когда другие запахи становится трудно терпеть.

7. Массажеры, вибрирующие игрушки

Вибрация – это основной прием занятий для сенсорной интеграции. Вы редко встретите специалиста по оккупационной терапии, который бы работал с детьми, не используя вибрирующие изделия и игрушки. Они используются как для стимуляции, так и для успокоения ребенка.  Вот некоторые идеи:

  • вибрирующие подушки и матрасы для успокоения;
  • ручные массажеры в виде животных для массажа всего тела (кроме живота);
  • ротовые массажеры;
  • массажные маты;
  • детские вибрирующие стульчики;
  • Массажные кресла и раскладушки;
  • вибрирующие зубные щётки.

8. Щётка Wilbarger

Внимание: это широко используемый, но очень особый вид лечения, который может быть применен только под руководством специалиста по оккупационной терапии. Для такого лечения требуется хирургическая щётка и чёткие инструкции о том, как и с какими интервалами, использовать её в течение дня.

https://www.youtube.com/watch?v=eNkEynZYo2o

Тем не менее, это – один из успешных методов лечения детей с тактильными и сенсорными проблемами. Одной из главных причин для использования этого метода является уменьшение чувствительности кожи, что помогает ребенку легче переносить другие сенсорные ощущения.

9. Игры с туннелями и палатками

И то и другое очень полезно для сенсорной интеграции, и как всегда главное – проявить фантазию. Ниже представлены некоторые советы.

  • Используйте тоннели для развития крупной и билатеральной моторики.
  • Даже просто ползая через тоннель, ребенок развивает координацию.
  • Обогатите тактильный опыт ребенка, размещая в тоннели разные предметы или помещая в него ковровое покрытие.
  • Вы можете немного потрясти тоннель (настоящее землетрясение!), когда малыш внутри, чтобы улучшить его проприоцептивные и вестибулярные реакции.
  • Используйте палатки для создания безопасной атмосферы, необходимой детям, перегруженным сенсорными стимулами, малыш может даже подремать в таком уютном месте, отдохнуть или почитать (вы можете положить там мягкие подушки, одеяла, наушники с приятной музыкой, лава-лампы, ночники, чтобы создать расслабляющую атмосферу).

10. Проприоцептивная деятельность

Количество таких занятий – почти бесконечно. Проприоцепция относится к воздействию на мышцы, суставы, связки, сухожилия и соединительные ткани. Это касается контроля моторики, управления тела, планирования движений, осознания положения тела в пространстве и постуральной стабильности.

Если проприоцептивное чувство работает плохо, ребенку может быть трудно двигаться плавно, быть скоординированным в своих движениях. Такие дети имеют проблемы как с крупной, так и с мелкой моторикой, им тяжело ездить на велосипеде, писать, гулять, заниматься спортом, и даже ползать.

Некоторым детям необходима проприоцептивная стимуляция, для того чтобы их тело успокоилось, а они смогли регулировать уровень возбуждения.

Проприоцептивное чувство – это огромная сфера для развития и лечения у детей с проблемами сенсорного восприятия, и очень часто такие проблемы можно решить ещё в самом раннем детстве.

12. Сенсорные комнаты

В каждой школе, клинике, доме, детском саду должны быть сенсорные комнаты, не важно есть ли у детей нарушения в сенсорном восприятии или нет. Всем полезно расслабиться и отдохнуть. Что же разместить в такой сенсорной комнате? Во многом это зависит от того, для кого вы её делаете, и каким пространством для этого располагаете.

Вот несколько идей:

• Магнитофон, воспроизводящий звуки природы• Ароматические приспособления (диффузеры, лампы)• Мягкие подушки и одеяла• Пузырьковые трубы• Кресла-мешки• Массжаные кресла и маты• Расслабляющая музыка

• Ночники, особые светильники, лава-лампы

Для тех, кто нуждается в дополнительной сенсорной стимуляции:

• Тактильные маты и мячи• Кресла-качалки, гамаки, качели• Вибрирующие раскладушки, подушки и игрушки• Интерактивные пузырьковые трубы• Прожекторы жидкого света• Машины для мыльных пузырей• Утяжеленные одеяла и игрушки• Тактильные игрушки• Свистки, свистульки, музыкальные инструменты

• Лестницы, шведские стенки, тележки, скейты

Прочитать материал на эту тему:

Немного о сенсорной интеграции

Симптомы нарушения сенсорной интеграции, терапия методом сенсорной интеграции

Задержка речевого развития у ребенка — основные причины

Успехов Вам!

Андрей Шевченко

Подписывайтесь на канал, чтобы оставаться на связи.

Слово педагога | «Формирование тактильных ощущений у детей с ТМНР»

Развитие тактильной чувствительности. Тактильно-двигательное восприятие. Занятия для развития тактильной чувствительности

Зикеева Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ “Кунцевский”
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья для воспитателей, работающих с детьми с ДЦП, ОВЗ и ТМНР.
Тема: «Формирование тактильных ощущений у детей с ТМНР»
21.08.2019
Раздел: дополнительное образование

«Формирование тактильных ощущений у детей с ТМНР».

Статья для воспитателей, работающих с детьми с ДЦП, ОВЗ и ТМНР.

Зикеева Ольга Николаевна, воспитатель ГКУ ЦССВ “Кунцевский”

г. Москва

«У человека есть специфический орган осязания – рука, и притом, главным образом,

движущая рука»

Л.С. Выготский

Весь окружающий мир ребенок познает через взаимодействие с ним с помощью органов

чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. В связи с этим трудно переоценить значение

сенсорного развития ребенка.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о

внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе,

вкусе и т.п. Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий,

представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Информация от них

анализируется в соответствующих отделах головного мозга и выдает целостную картину.

Сенсорная система – это датчик восприятия окружающего мира. Это система, которая

считывает информацию извне, опираясь на ранее сформированные сенсорные эталоны.

Именно сенсорное развитие служит базой для совершенствования деятельности органов

чувств и накопления представлений об окружающем мире.

Важно знать, что развитие положительной динамики сенсорной чувствительности является

залогом здорового развития человека.

Несмотря на наличие других жизненно важных навыков, без сенсорного развития ребенок не

может положительно развиваться.

По сравнению с другими чувствами, чувство прикосновения очень трудно изолировать, так

как тактильная сенсорная информация поступает в нервную систему от каждой части тела, и

мозг постоянно реагирует на касания.

В контексте нейробиологии сенсорная чувствительность определяется как «особый контакт с

телом, который воспринимается в сознании человека».

Благодаря тактильным ощущениям, человек может определить размер, форму, вес, фактуру и

температуру любого объекта, а также понять какие ощущения вызывает исследуемый объект

— болезненные или приятные. Также, получив информацию об внешних объектах, сенсорная

чувствительность позволяет узнать внутренние ощущения, а также понять форму своих

костей, мышц и других мягких тканей.

В связи с этим, развитие базовых сенсорных эталонов является важным в развитии и

воспитании детей со сложными и множественными нарушениями развития. Дети со

сложными нарушениями развития – это, как правило, дети с врожденной патологией, у

которых отмечаются аномалии развития органов чувств. А это значит, что они с первых дней

жизни воспитываются в условиях сенсорной и двигательной депривации.

Анализ научно-методической литературы, практика обучения и воспитания, педагогические

наблюдения за детьми данной категории позволяют выделить некоторое своеобразие

сенсорного развития и интеграции детей со сложными нарушениями развития. Очевидно, что

слабое развитие восприятия оказывается одной из основных причин замедленного овладения

деятельностью, а так же жизненно необходимыми двигательными и социально-бытовыми

умениями и навыками, что отрицательно сказывается на физическом и психическом развитии

данной категории детей.

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития в еще большей мере, чем

нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии

взрослого. Спонтанное усвоение общественного опыта, особенно в раннем возрасте, у них

практически не происходит. Ученые, исследующие особенности развития детей с нарушением

интеллекта, в первую очередь отмечают у них патологическую инертность, отсутствие

интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей

особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих

отклонений, активизацию их познавательной деятельности.

Конкретный участок головного мозга, в котором определяется сенсорный сигнал,

активизируется и человек усваивает полученную информацию. Поэтому если имеются

нарушения в нейронных связях или сами нейроны не активированы, то и информация не будет

усваиваться.

Сенсорному развитию детей с различными нарушениями в развитии уделяли большое

внимание такие известные ученые-исследователи, как И. М. Сеченов, П.Ф. Лесгафт, Л.С.

Выготский, И.А. Соколянский, Н. А. Бернштейн и др. В настоящее время эта проблема

освещена в работах Т.А. Басиловой, М.А. Боровской, Т.В. Лисовской. Все они сходятся в том,

что фундамент сенсорного развития и интеграции – это взаимодействие органов чувств

ребенка. А для полноценного развития мозгу необходимо постоянное поступление сенсорной

информации.

У многих детей с ТМНР может быть нарушена тактильная чувствительность. Ощущения от

касания кончиками пальцев какого-либо предмета у них нечеткие, они сравнимы с

впечатлениями, которые испытывает человек, когда берет предмет в плотных перчатках. С

помощью тактильных ощущений, наряду со зрительными, слуховыми и вкусовыми, ребенок

воспринимает окружающий мир. Существует множество игр и упражнений, помогающих

ребенку совершенствовать тактильную чувствительность всего тела и чувствительность

пальчиков.

Основными задачами игр-упражнений по развитию тактильных ощущений являются:

улучшение осознания ребенка самого себя через тактильные ощущения;

побуждение к высказыванию чувств (вербальный/не вербальный способ), которые

вызывает соприкосновение с различными материалами и поверхностями;

расширение опыта тактильного восприятия ребенком объектов ближайшего умений

дифференцировать осязательные ощущения; развитие у детей умения выражать свое

эмоциональное состояние, чувства через соприкосновения;

развитие.

Вся работа по развитию тактильной чувствительности у детей с ограниченными

возможностями здоровья (со сложными и множественными психофизическими нарушениями)

проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным

усложнением, как самого процесса, так и словесного обозначения качества и свойства

предмета, его основного признака.

На первом этапе работа начинается с определения зон кожной чувствительности тела ребенка

и приучения детей к положительному реагированию на определенные раздражители. На

данном этапе целесообразно использовать следующие приемы стимулирования: засыпка тела

шариками; опутывание тела лентами; поглаживание различных частей тела; пожатие рук;

прикосновение теплой грелкой к различным частям тела; ритмичное похлопывание;

помещение ребенка в сенсорный бассейн.

На втором этапе педагог начинает прикасаться предметами различной фактуры к различным

частям тела ребенка: поглаживание ваткой или мягкой игрушкой доступных частей тела (щек,

шеи, ладоней, пальцев, рук, ног); поглаживание, используя гипотермию и гипертермию

(марлей, салфеткой, смоченной в холодной и теплой воде, резиновой грушей, игрушкой,

грелкой); поглаживание поролоном, щеткой, плотной тканью; прокатывание по рукам, ногам,

предплечьям войлочных, резиновых и пластмассовых мячей (шариков); обдувание

обнаженных частей тела феном, обмахивание веером; растирание (более глубокое и

интенсивное поглаживание) кистей рук, стоп, каждого пальца рук и ног. Выполняется тремя

пальцами: указательным средним и безымянным; массирование тела мехом, шерстяным

лоскутком, щеткой, звучащей игрушкой.

На третьем этапе педагог побуждает выполнять сопряженные (совместные) действия по

обследованию различных предметов. Руки педагога выполняют направляющие действия:

проведение руками ребенка по поверхности обследуемого предмета (в руке педагога рука

ребенка); упражнение в совместном сжимание поролоновых игрушек; упражнение в

совместном сжимание резиновых мячей, резиновых игрушек; используя вязаную перчатку с

нашитыми пуговицами различной величины и формы, побуждение ребенка ощупывать

пальцы с пуговицами (ребенок ощупывает каждый палец, здоровается с ним); упражнять

ребенка в удерживании небольшой игрушки одной рукой, упражнять в удерживании игрушки

двумя руками, манипулировать ею.

На четвертом этапе педагог побуждает ребенка выполнять полусопряженные, потом

самостоятельные действия с предметами: упражнение в ощупывание предметов одной, потом

двумя руками; обследование предметов с помощью рта; упражнение детей в удерживании

предметов руками: двумя, одной; формирование умения манипулирования

предметами: трясти, толкать, перекладывать из руки в руку; побуждать играть с бумагой: мять,

листать, сгибать, комкать; побуждать играть с лоскутками ткани; побуждать играть с

предметами различной фактуры; отбрасывать, толкать,

Игровые упражнения на развитие тактильно-двигательного восприятия положительно влияют

на развитие мелкой моторики рук, координацию движений пальцев рук, совершенствуют

зрительные и двигательные анализаторы детей, обогащают сенсорный опыт, способствуют

развитию концентрации внимания. Так же эти упражнения обладают колоссальным значением

для развития психики ребенка.

Список используемой и рекомендуемой литературы:

Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития ;

М.: Теревинф, 2009.

Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу. Пособие для сложным нарушением в развитии;

родителей, М. : Просвещение, 2008.

Кислинг Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, помочь обрести равновесие /Улла Кислинг;

под ред. Е. В. Клочковой; М.: Теревинф, 2010. распознать проблему,

Ростомашвили Л. Н. Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития.

Учебное пособие /Л. Н. Ростомашвили. – М.: Советский спорт, 2009.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.