Теория снов юнга. Персонажи снов в рамках юнгианской концепции. Экзистенциальный анализ сновидений

Cновидения и его роль в психической жизни по З. Фрейду и К.Г. Юнгу

Теория снов юнга. Персонажи снов в рамках юнгианской концепции. Экзистенциальный анализ сновидений

Введение 3

1. Механизм сна и сновидение в жизни человека 5

2. Значение сновидения в жизни человека согласно воззрениям З. Фрейда 8

Теория сновидений Зигмунда Фрейда подробно изложена в его работе «Толкование сновидений»: «Сновидение — это способ высвобождения неосуществленных желаний человека посредством его сознания без пробуждения физического тела». 8

3. Роль сновидения в жизни человека согласно представлениям К.Г. Юнга 11

4. Сравнение теорий сновидения З. Фрейда и К.Г. Юнга 14

Заключение 16

Список использованной литературы 18

?

Введение

Сон как неотъемлемая часть человеческой жизни и сновидение, ка большая отдельная область познания издавна представляли интерес для исследований и до сих пор не теряют актуальности в рамках настоящей работы рассмотрим взгляд на природу сновидений в концепциях двух выдающихся аналитиков: З. Фрейда — родоначальника психоанализа, и его ученика К.Г. Юнга — создателя аналитической психологии.

Взрослый человек проводит в состоянии сна около трети своей жизни. Сопровождающее сон состояние общего покоя имеет важное значение для организма, способствуя восстановлению функции, в первую очередь нервной системы. Сон — явление очень интересное, важное и сложное в жизни каждого.

Погружение в сон — естественное завершение каждого прожитого дня. Считают, что сон восстанавливает силы, лечит дневные раны, освобождает от тревог. Но в то же время повторяющийся ночной кошмар может надолго лишить человека покоя.

Значение сна, происхождение сновидений до сих пор во многом представляют загадку для учёных.

Сновидения — отражение физической и психической реальности человека. Анализируя их можно открыть неизвестные тайны человеческого бессознательного. Сновидение — прекрасный инструмент для познания скрытых проблем человека.

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

… в осознании тех достижений, которые господствовали в его жизни. Жизнь человека имеет как бы свои лейтмотивы, и на этих … происходящей на земном плане.

После, среди так называемых сновидений, отделяются чувствования, как бы отдельной деятельности, происходящей не … . Реальность их указывает на реальность Тонкого Мира.

Субстанция сновидений иного порядка, нежели природа Физического Мира. Название «мир …

Объект работы: сновидения.

Предмет работы: сновидения и его роль в психической жизни по З. Фрейду и К.Г. Юнгу.

Цель работы: изучение сновидения и его роли в психической жизни личности по З. Фрейду и К.Г. Юнгу.

Для достижения поставленной цели представляется важным решение следующих задач:

1) изучить механизм сна и сновидение;

2) рассмотреть значение сновидения в жизни человека согласно воззрениям З. Фрейда;

3) охарактеризовать роль сновидения в жизни человека согласно представлениям К.Г. Юнга;

4) сравнительный анализ теорий сновидения З. Фрейда и К.Г. Юнга.

Структура работы: введение, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.

?

1. Механизм сна и сновидение в жизни человека

Сторонником признания сна активным процессом был В. Гесс, предположивший существование двух основных состояний: эрготропное (греч.

«направленный на деятельность») преобладает у человека и животных днем, организм способен к проявлению активных форм поведения — борьбе, нападению; трофотропное (греч.

«направленный на питание, пополнение запасов»), находясь в этом состоянии, организм восстанавливается, сохраняет энергию, избегает слишком сильного напряжения. Гесс рассматривал сон, как особую функцию, являющуюся частью общей трофотропной (парасимпатической) функции .

В 1953 году американские физиологи Ю. Азерински и Н. Клейтман обнаружили у испытуемых периоды быстрых глазных движений, названные «периодами быстрого сна» (ПБС или REM (rapid eyes moving)-фаза сна).

Дальнейшими исследованиями У. Димента было установлено, что все видят сны, хотя не все их помнят; у взрослого человека в течение ночи проходит 4−5 периодов быстрого сна (20% всего времени сна); люди, принимающие в качестве снотворного барбитураты, слабоумные и старики видят сны значительно реже; у недоношенных младенцев периоды быстрого сна составляют 75% от общего времени сна.

Роль сновидений в жизни человека

… бодрствования.[3] Поэтому изучение данной проблемы является актуальным и интересным. Цель работы – изучить особенности сна и сновидений, а так же роль сновидения в жизни человека.

Объект работы … электроэнцефалограмме высокоамплитудных альфа -, тета- и дельта- колебаний взамен быстрого бета-ритма, свойственного состоянию бодрствования.

Однако в последнее время описаны формы глубокого сна …

В 1963 году Клейтман установил соотношения различных фаз сна, наблюдая за быстрыми движениями глаз .

Согласно современным научным данным, сон представляет собой разлитое торможение коры больших полушарий, возникающее по мере расходования нервными клетками своего биоэнергетического потенциала в течение периода бодрствования и снижения их возбудимости.

По мере распространения торможения на более глубокие отделы мозга — средний мозг, подкорковые образования, сон углубляется. В таком состоянии нервные клетки восстанавливают свой биоэнергетический потенциал и обмениваются информацией, необходимой для последующей деятельности.

После слишком долгого бодрствования в электроэнцефалограмме наблюдается периодическое исчезновение альфа-ритма, а значит, понижается уровень внимания и бдительности. Возможны галлюцинации, например, когда начинают спотыкаться о несуществующие предметы.

Нью-Йоркский радиокомментатор сумел удержаться в состоянии бодрствования 200 часов, но при этом испытывал весьма неприятные ощущения. На третьи сутки бодрствования, видя на столе чернильные пятна и отблески света, он принимал их за насекомых, ему казалось, что радиостудию заполняют кролики.

После 100 часов он уже не помнил своего имени, профессии, не мог понять, где находится. Ему казалось, что из ящиков стола вырываются языки пламени, что костюм врача усеян гусеницами. Если человек мало спит, в его речи появляются повторения и ошибки, речь становится бормочущей, смазанной.

Человек становится экспансивен, могут наблюдаться эпизодические припадки ярости. Физиологами было экспериментально доказано, что собака может прожить без пищи около месяца, а без сна — всего10−12 дней. Человек может голодать около двух месяцев, а без сна проживет не более двух недель. Это свидетельствует о том, что сон — жизненно важная потребность организма, не менее необходимая, чем пища и вода.

Известно несколько исключений из этого правила. Ученым до сих пор не удалось разгадать причину их возникновения.

В 1919 году швед Олаф Эриксон перенес тяжелую форму гриппа. Возможно, болезнь дала какие-либо осложнения на мозг. С тех пор он не спал более 46 лет. Врачам не удалось усыпить его с помощью наркоза, когда ему потребовалась хирургическая операция, и пришлось ее провести под местным наркозом, что было нелегко…

Сон и бодрствование у человека и животных

… состояний человека, патологических форм сна, состояния пассивного бодрствования. Не меньший интерес представляют, сделанные за последние годы открытия при изучении природы и физиологии сновидений … Реферат тема: Сон и бодрствование у человека и животных Введение С древнейших времен, вероятно, еще с тех пор, как человек обрел сознание и только …

?

Заключение

Сон — специфическое активное состояние мозга. Он способствует использованию полученных опыта и информации для более совершенной деятельности организма в период бодрствования.

Сновидения — отражение физической и психической реальности человека. Анализируя их можно открыть неизвестные тайны человеческого бессознательного. Изучая символику, проявляющуюся в сновидении можно поставить диагноз болезни, еще не проявившейся на физическом плане. Сновидение — прекрасный инструмент для познания скрытых проблем человека.

Один из первых, кто попытался анализировать сновидения как проявление вытесненных в подсознание нежелательных факторов, был Зигмунд Фрейд. Он предполагал, что сновидения символизируют бессознательные потребности и беспокойства человека. Согласно представлениям З.

Фрейда, сновидения являет собой своеобразную «форму ежесуточной психотерапии», позволяя проживать возникающие напряжения и конфликты. Сновидения не являются беспорядочными или случайными, а представляют собой способ удовлетворения неосуществленных желаний.

Работа сна состоит, с одной стороны, в «обходе цензуры», снятии сопротивления, а с другой, в выработке фантазий «на тему» вытесненного желания. Мысли во сне переводятся в образы, а реальные отношения выступают в виде символических.

Истолкование сна состоит в расшифровке символов на основе того «языка», который выработался у данного конкретного человека. К «сонникам», раскрывающим якобы уникальную символику сновидений, Фрейд относился отрицательно, т. к он говорил что каждый человек индивидуален в своих мыслях и психологии.

Ученик З. Фрейда и родоначальник аналитической психологии, Карл Густав Юнг одходит к сновидениям как к живым реальностям. Их надо получить посредством опыта и внимательно наблюдать.

Иначе Уделяя внимание форме и содержанию сновидения, он пытался раскрыть значение символов сна и при этом постепенно отходил от свойственного психоанализу доверия к свободным ассоциациям в анализе сновидений. Для интерпретации снов не может быть простой механической системы, так как сон связан с символами, имеющими более одного значения.

Он классифицировал образы сновидений по их символическому значению, в контексте архетипов присущих всему человечеству в процессе филогенеза и передачи через поколения по наследству.

Фрейд — Введение в психоанализ

… лекция. Цензура сновидения      Десятая лекция. Символика сновидения      Одиннадцатая лекция. Работа сновидения   & …    Зигмунд Фрейд.    Введение в психоанализ      Перевод Г.В. … и вытеснение    Двадцатая лекция. Сексуальная жизнь человека    Двадцать первая лекция. Развитие либидо и …

?

Список использованной литературы

1. Клейтман Н. Сон и бодрствование. — Кишинев. 1990 — С.125−128

2. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия.- В.М.Лейбин. -М.: Политиздат, 1990.-397с.

3. Мишель Жуве Замок снов // пер. с французского В. М. Ковальзона. — М.: Научная жизнь — 2008 — с.91−92

4. Рохлин Л.Л. «Сон, гипноз, сновидения». — М.: Наука. — 2005 — С.66−68

5. Сахакиан У. С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты./ Ред. и сост. У. С. Сахакиан. Пер. с англ. — М.: Апрель Пресс, Из-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 127 с

6. Сновидения по Гессу // под ред. Коровина Е.Н. — М.: Владос. — 2005 — .144−146

7. Соколов Э.В. Введение в психоанализ / Э.В.Соколов// Социокультурный аспект, изд третье.- Спб.: Лань, 2002.- 318с.

8. Фрейд З. Введение в психоанализ. М.: АСТ, 2016 — 544 с.

9. Фрейд З. Толкование сновидений. М.: Поппури, 2012 — 576 с.

10. Фрейджер Р., Фрейдимер Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. — СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2001. — 99 с.

11. Юнг К. Г. Синхронитстичность. Сборник. Пер. с англ., — М., «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997 — 182 с.

12. Юнг К.Г. Стурктура психики и архетипы, М. Академический проспект, 2009. — 303 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Толкование сновидений — Фрейд и Юнг

Теория снов юнга. Персонажи снов в рамках юнгианской концепции. Экзистенциальный анализ сновидений

Физиологическое объяснение состоит в том, что сновидение — это глюк, побочный эффект специфической мозговой активности.

Во время сна с мозгом что-то происходит и это сопровождается потоком визуальных образов, проплывающих перед внутренним взором сновидца. Почему так происходит и, какова функция этих видений, нейрофизиологи не знают.

И уж тем более они не знают, почему в сновидениях появляются те, а не иные образы и сюжеты.

Но как бы то ни было, во все врема люди видели в сновидениях особый мистический смысл и в меру сил старались их понять. Попытки толкования сновидений описаны в Библии, в древней Греции был составлен уже целый сонник, а в некоторых культурах толкование сновидений было (и остается?) самостоятельной специальностью.

Вполне возможно, что стремление раскрыть тайный смысл сновидения заложено в самой природе человека. Практически каждый человек может вспомнить сновидение, оставившее в душе глубокий след. Сновидение, от которого нельзя было так просто отмахнуться, — как будто оно действительно имело какой-то особый судьбоносное значение и настойчиво требовало к себе внимания…

Вместе с бурным развитием психологии в 19–20 веках интерес к толкованию сновидений разгорелся с новой силой, и с подачи Фрейда содержание сновидений наконец-то вошло в сферу научных интересов. На рубеже веков, в 1900 году, Фрейд опубликовал большую книгу — «Толкование сновидений», и именно она сделала его известным и прорубила дорогу для зарождающегося еще психоанализа. Вот с него и начнем…

Фрейд

Чтобы понять логику Фрейда в толковании сновидений, нужно помнить, что его теория возникла не на ровном месте. Тема сексуальности легла в основу психоанализа не в силу личного помешательства Фрейда, а потому, что таковы были времена.

Пуританские нравы викторианской эпохи создали благодатную почву для произрастания всевозможных психических расстройств на почве сексуальности. И огромная заслуга Фрейда состоит в том, что он вытащил на поверхность этот конфликт между требованиями морали и зовом звериной сущности в человеке и заставил людей начать «говорить об этом».

Фрейд первым заглянул в бессознательное и неудивительно, что в первую очередь он там обнаружил то, что лежало с самого верху, самую напряженную проблему — подавленную ханжеской моралью сексуальность.

После десятилетий (столетий?) старательного вытеснения, тема сексуальности оказалась практически полностью погруженной в бессознательное.

А поскольку сексуальность — это естественная и в буквальном смысле жизненно важная сфера человеческого бытия, то и энергетическая насыщенность психических конфликтов, возникших на почве этого вытеснения, была очень велика и повсеместна.

Можно сказать, что во времена Фрейда каждый фаллический символ действительно был фаллическим символом.

Так вот и получилось, что исследования Фрейда привели его к выводу, что все психические проблемы сводятся к сексуальному подтексту. Сновидения, разумеется, Фрейд рассматривал в том же русле, но при этом он сформулировал две гипотезы, которые интересны нам русле нашей темы.

Во-первых, Фрейд выдвинул предположение, что сновидения — это способ, которым психика отыгрывает подавленные, забытые или просто недоступные желания. То есть, он считал, что в сновидениях нам снится то, чего бы мы хотели сделать или получить в повседневной жизни.

А во-вторых, Фрейд предложил рассматривать образы сновидения не в буквальном их смысле, а в форме метафор, аналогий, знаков и символов. То есть, если снится лодка плывущая по воде, то это сновидение не о лодке, не о воде, и не о путешествии, а о чем-то таком, на что эти образы символически указывают.

А задача толкования, как раз и сводится к тому, чтобы проложить дорожку от буквального к символическому и понять, какое конкретное подавленное желание скрывается за смутными и неопределенными образами сновидения (фрейдовское толкование сновидения про лодку очевидно, поэтому не будем заострять внимания).

И вот здесь Фрейд сам себе сделал подножку, применив для поиска истинных значений этих образов разработанный им же метод свободных ассоциаций. В двух словах, суть метода сводится к тому, чтобы пациент продуцировал цепочку ассоциаций на какой-то первоначальный образ, и продолжал до тех пор, пока это не приведет его к какой-то болезненной теме.

Принципиальный недостаток этого метода состоит в том, что каков бы ни был первоначальный образ, цепочка свободных ассоциаций, всегда ведет к наиболее напряженному внутреннему конфликту — он как магнитом ее притягивает.

Поэтому у Фрейда так и получалось, что любой образ сновидения рано или поздно приводил к наиболее заряженной проблеме — к подавленной сексуальности, а большая часть обнаруженных таким образом желаний касалась удовлетворения сексуального инстинкта.

Фрейд этого свойства свободных ассоциаций не учел, и в результате сделал множество далеко идущих выводов, основываясь на том, что за какую ниточку не потяни, везде вылезают сексуальные проблемы. Так и вышло, что весь классический психоанализ оказался пропитан этим заблуждением.

Тем не менее, Фрейд проделал огромную работу, и его первые попытки разобраться в истинном значении сновидений создали мощный плацдарм для дальнейших исследований. Все-таки, даже неправильное понимание — это гораздо лучше, чем отсутствие какого-либо понимания вообще или, того хуже, нежелания что-либо понимать вовсе.

Юнг

Если мы говорим о том, что Фрейд был помешан на сексуальности, то Юнг, в свою очередь, был одержим исследованием символов. Одной из центральных идей его теории было предположение о том, что бессознательное «мыслит» универсальными символами и наиболее явно выражает себя в мифологических сюжетах.

Отталкиваясь от классической теории психоанализа, Юнг шагнул гораздо дальше и глубже в понимании устройства человеческой психики. За очевидными и поверхностными душевными конфликтами, он увидел проблемы иного порядка — те, что волновали человечество на протяжении всей истории и независимо от культуры.

Юнг считал, и находил тому массу подтверждений, что в самой природе человека заложены универсальные основы, определяющие способы его реагирования на окружающую реальность — он называл из архетипами, психическими инстинктами. Точно так же, как животные инстинкты требуют и помогают человеку исполнять свою биологическую программу, архетипы определяют структуру его восприятия, основные модели поведения и главные движущие мотивы.

И в сновидениях Юнг, в первую очередь, искал как раз манифестацию этих универсальных психических инстинктов. За свою жизнь Юнг проанализировал по меньшей мере 80 000 сновидений и выстроил новый более целостный подход к толкованию сновидений.

К сожалению, по какой-то причине он не стал оформлять результаты своих исследований в виде отдельной монографии, поэтому чтобы составить представление о его методе, нужно переворошить множество других его работ, где часто встречаются практические примеры анализа сновидений с обширными пояснениями, что и почему.

Принципиальное отличие юнговского подхода состоит в очень бережном отношении к их содержанию. Если Фрейд тут же уводил пациента в свободные ассоциации, оставляя оригинальный сюжет и образы сновидения без особого внимания, то Юнг, наоборот, все время напоминает, что не следует далеко отходить от первоначальных образов, потому что вся ценность скрывается именно в их символическом значении.

Самая сложная часть в юнгианском толковании сновидений состоит в том, что от исследователя требуются глубокие и широкие познания в мифологии и «символической философии».

Юнг считал, что без этого невозможно будет отличить сюжеты сновидения, порожденные повседневным жизненным контекстом сновидца, от тех, что возникли из глубин коллективного бессознательного, и как таковые имеют гораздо более важное значение.

По сути, юнговская теория говорит о том, что каждый человек может проследить в своей душе отражение всех основных мифологических сюжетов известных человечеству, потому что мифы — это не пустые сказки, а символическое изображение глубинных психологических процессов, происходящих в каждом человеке. Именно поэтому, во всем мире и в самых различных культурах эти сюжеты повторяются снова и снова.

Однако снятся нам не только мифы и универсальные символы. Огромное значение имеет и личный жизненный опыт сновидца — так называемый контекст сновидения.

Юнговский подход к толкованию также подразумевает использование ассоциаций, но в отличие от фрейдовского метода, где каждая новая ассоциация «придумывается» к предыдущей, здесь ассоциации все время возвращаются к первоначальному образу и формируют что-то вроде «облака понимания».

Это дает возможность понять и более глубоко прочувствовать каждый образ и поворот сюжета, и тем самым приблизиться к пониманию всего послания.

По-другому Юнг видел и задачу сновидений. Одним из основных принципов функционирования психического аппарата он считал его постоянное стремление к равновесию, а целью всякого психического симптома видел восстановление этого равновесия.

Соответственно, и сновидения он рассматривал, как попытку психики восстановить нарушенный баланс. Например, человеку с необоснованно раздутым самомнением может присниться, что оказывается голым на публике.

Известный сюжет, да? Цель этого сновидения в том, чтобы сдвинуть самооценку в более адекватное положение, показав, что король-то голый.

То есть, с точки зрения аналитической психологии, бессознательное в сновидениях показывает нам спектакли, рассказанные метафорическим языком, цель которых — восстановить нарушенное психическое равновесие.

И не в том смысле, чтобы «успокоить» сновидца, а в смысле ликвидации глубоких перекосов в его сознательной позиции.

Вообще, сновидения бывают довольно жесткими в том, чтобы достичь своей цели, — кошмары начинают сниться именно тогда, когда более мягкую форму рекомендаций человек отказывается замечать. Чем ярче эмоциональный накал в сновидении, тем важнее его послание.

Однако следует сделать одну оговорку. Хотя Юнг и предложил гораздо более глубокий подход к толкованию сновидений, его все равно нельзя считать однозначно «правильным». Это был метод Юнга и он хорошо работал в ЕГО руках. У сновидений есть такое общее свойство, что они разговаривают с человеком на том, языке, который он готов понимать.

Юнг всю свою жизнь — с ранней молодости — изучал мифы и символы, и неудивительно, что это отразилось на его психологической теории.

Он видел в человеке то, что хотел видеть, и сейчас уже очень сложно отделить юнговскую одержимость символами от истинной природы человеческой психики.

Может быть Юнг был прав, а может быть его теория — лишь отражение свойств его собственной уникальной и, безусловно, богатой личности.

Есть такое известное наблюдение — юнгианцам снятся юнгианские сны, переполненные мифологическими параллелями, сказочными персонажами, драконами и демонами. Но вполне возможно, что это как раз тот случай, когда бессознательное говорит со сновидцем на понятном ему языке.

Сатов

Нравится последовательность имен: Фрейд, Юнг, Сатов — не удержался. 🙂

Вообще-то, я хотел еще написать пару слов про Перлза и работу со сновидениями в гештальт-терапии, но как-то устал уже от этой статьи, да и рассказывать там особо нечего. Гештальтисты не особенно жалуют психологическую теорию — им важнее практика психотерапии. Поэтому и со сновидениями они работают постольку, поскольку это может дополнить общий терапевтический процесс.

Толкованием в буквальном смысле они вообще не занимаются, а используют образы сновидения, как отправную точку для проговаривания своих переживаний.

В каком-то смысле это похоже на фрейдовские свободные ассоциации, так что конкретный сюжет конкретного сновидения в гештальт-терапии не так уж и важен — все равно пациент в своем рассказе быстро уходит к своим актуальным и наиболее напряженным проблемам.

Чтобы пояснить, что они делают со сновидениями, можно вспомнить пример, который приводит Энрайт. Там пациенту приснился какой-то сюжет про вокзал, поезда и каких-то персонажей.

Во время сеанса ему было предложено поочередно ставить себя на место основных действующих лиц и говорить от их имени — «Я такой-то и такой-то, еду туда-то, у меня такое вот настроение.

Я хочу того-то…» — ну и так далее.

Цель этой процедуры в том, чтобы попробовать вытащить скрытые за этими образами эмоции — незавершенные гештальты.

Но никаких эмоций у пациента не возникло до тех пор, пока ему не предложили высказаться от имени «вокзала» — и вот тут его прорвало, потому как напомнило ему о том, что его — такого большого и значительного — никто на самом деле не замечает, все просто проходят его «насквозь» и отправляется по своим делам.

В общем, в гештальте сновидение — это сырой расходный материал, не требующий к себе особо трепетного отношения. Однако сама эта методика с проговариванием, определенно, заслуживает внимания.

А что касается товарища Сатова… ничего нового он в теорию сновидений не привнес и поэтому бессовестно паразитирует на чужих открытиях. 🙂

Пишите в комментарии свои сновидения, и в следующей статье я постараюсь показать обобщенную технологию толкования на конкретных примерах.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.