Загадки к году экологии. Экологическая игра «Загадки природы»

Детские загадки и игры про экологию. Экологическая игра «Загадки природы»

Загадки к году экологии. Экологическая игра «Загадки природы»

Экология– молодая прогрессивная наука, которую изучают и развивают для того, чтобы беречь здоровье, чистоту планеты. Природа умна и предусмотрительна. Но, к сожалению, взаимодействие человека с природой не всегда даёт позитивные результаты.

Технологический прогресс приносит пользу и благополучие, но не без побочных эффектов. Нельзя исключать влияние независящих от человека факторов на чистоту и здоровье окружающей среды.

Однако, если в случае с космическими факторами нам почти не под силу что-то изменить, то минимизировать антропогенное влияние при должных усилиях можно.

Забота о природе с детства

Чтобы люди действительно ценили и берегли мир, в котором они живут, стоит воспитывать эту заботу с детства. С самых малых лет, когда ребёнок уже начинает понимать что к чему, нужно воспитывать в нём правильные взгляды и рассказывать о природе и взаимоотношениях человека с окружающим миром, природной средой.

Лучший метод развития ребенка в направлении основных экологических понятий – это игровые занятия. Можно изучать материал в стихах, песенках и при помощи сказок. А вот закреплять усвоенное легко при помощи загадок. В школе, детском саду или дома в семейном кругу можно устроить викторину на тему экологии.

Отличным подспорьем в этой познавательной игре будут загадки про экологию. Принять участие в состязании на эрудицию смогут дети любого возраста (от 3-х лет) и даже взрослые.

Ведь мамам, папам, бабушкам, дедушкам, дядям и тётям полезно освежить в своей памяти всё, что им известно об экологии и охране окружающей среды.

Загадки про экологию для детей и взрослых

Загадки на тему экологии бывают разными. Но начинать нужно с самых простых. Разберём несколько интересных загадок, которые под силу разгадать и детям, и взрослым.

  • Эти речные жители – профессиональные строители. Они пилят брёвна, досточки и строят домики и мостики.(Бобры)

Оно охватывает разные направления смежных наук. Жизнедеятельность животных оказывает своё позитивное влияние на окружающую среду.

  • Слепой землекоп упорно роет и почву копает, и очень много строит.(Крот)

Думать, что обычные действия животных, которые они совершают для благоустройства своего жилища и добычи пропитания, ничего не значат для природы опрометчиво. Бобры, кроты и другие представители фауны, создавая свои жилища, формируют необходимый баланс в своей экосистеме.

Например, в экологии существует такое понятие, как «бобровые угодья». Считается, что «мокрые» ландшафты, густозаселённые бобрами и застроенные этими животными ценны в плане получения полезной энергии.

За счёт деятельности бобров очищаются водоёмы, становится насыщенней и богаче рыбная фауна пруда, улучшается качество жизни водоплавающих пород птиц и животных.

  • Кругом вода, С утолением жажды беда.(Море)
  • С неба падали пушинки На замёрзшие поля. Ель окутали косынкой, Жаркой шубой – тополя. И укрыли дом да площадь Необычным одеялом. «Как же их зовут?» – ты спросишь. Имя здесь я написала.(Снежинка)
  • Сверкает, моргает, Кривые копья мечет, Стрелы пускает.(Молния)

Казалось бы, такие простые природные явления и объекты, но как важны они для здоровья мира, знать должен каждый. Круговорот воды в природе, атмосферные осадки, моря и океаны – каждый вопрос интересен для изучения.

Всё это очень важно для понимания природы и зависимости от её законов, жизни и здоровья Земли. Говоря о морях, сложно не отметить красоты и насыщенности прибрежных районов.

Но, вспоминая вкус морской воды, нельзя не отметить важность проблемы измельчания объёмов пресных вод.

  • Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки.(Дерево)
  • Что за дерево-девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год.(Ель)
  • Он деревьев младший брат, Только ростом маловат, А ещё стволов полно У молодчика того.(Кустарник)

Значение растений и деревьев для окружающей среды и здоровья человека понимает даже ребёнок. Для улучшения экологии промышленных городов и малых населённых пунктов существуют специальные службы озеленения.

В их задачи входит не только облагораживание парковых и уличных пространств, но также и разработка плана озеленения с учётом экологических требований и стандартов. Поэтому, думая, что сорта деревьев, посаженных вдоль аллей и спальных районов, выбраны случайно, вы ошибаетесь.

Выбор деревьев для озеленения городов – это целый раздел экологии, в котором заняты профессионалы.

Загадки про природу, явления, различные факторы окружающей среды являются подготовительным материалом для освоения более сложного формата изучения науки. Загадки по экологии для школьников и взрослых – это уже более высокий уровень, который покажется сложным дошколятам и ученикам начальных классов. Но попрактиковаться в отгадывании таких задачек не лишним будет никому.

Загадки по экологии для взрослых

Рассмотрим вопросы повышенного уровня. Эти загадки по экологии смогут разгадать школьники (3-й класс и старше) и взрослые.

Про животных

  • Самое большое животное из всех, которые когда-либо жили на земле. Оно больше трёх динозавров и весит(?) столько, сколько весят 33 африканских слона.(Голубой кит)
  • Он отлично переносит суровый климат, морозы и засуху. Летом он выдерживает без воды 5 дней, а зимой – 20. После столь продолжительной жажды он выпивает до 120 литров воды. (Верблюд)
  • Какая птица не желает «исполнять свой родительский долг» по отношению к своему будущему потомству, подбрасывая яйца в чужие гнёзда?(Кукушка)

Про растительный мир

  • Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глазами.(Крапива)
  • Из какого дерева делают спички?(Из осины)
  • Какое дерево по праву считается символом России?(Берёза)

Научные термины

  • Что такое экотоп? (Это часть суши или водного пространства, занятая популяцией организмов и отвечающая их потребностям в плане условий для их жизнедеятельности)
  • Что такое биота? (Это совокупность живых организмов, объединённых средой обитания в настоящее время или в исторических сведениях)
  • Что такое биотоп?(Участок суши или водного пространства, объединённый одним биоценозом)
  • Что такое биоценоз?(Совокупность живых организмов, населяющих однородное жизненное пространство)
  • Что такое экология?(Экология – это наука о «доме», о земле. Это наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой)
  • Кто такой эколог?(Это специалист, который занимается изучением вопросов экологии и решением важных экологических задач в какой-либо сфере)

Терминологические понятия – это материал для продвинутых любителей экологии и для тех участников викторины, кто не выбыл из состязания на 1–2 уровне.

Знать ответы на узкоспециализированные вопросы желательно, но необязательно. А вот отгадывая простые, но занимательные загадки о природе и взаимодействии её законов с жизнедеятельностью живых организмов, полезно всем.

С целью развития экологического мышления можно брать готовый материал или придумывать загадки по экологии самостоятельно. Главное, чтобы это были простые головоломки.

Ведь цель – не запутать, а научить понимать природу и любить мир.

Доступная экология для детей и взрослых

Придумаем несколько полезных загадок по экологии «на ходу». Это очень просто!

Все мы знаем, что вода – источник жизни. Без живительной влаги не сможет жить, работать, развиваться и становиться счастливым человек, не смогут расти растения, не будет развиваться фауна.

Такая загадка:

  • Все мы знаем: без воды Ни туды, и ни сюды. Тот, кто лучше знает,Пусть всем объясняет!

Отвечающий должен рассказать, какую пользу несёт вода людям. Какие проблемы в направлении водных ресурсов ему знакомы. И как, по его мнению, эти проблемы можно решить.

Стоит поговорить с детьми и взрослыми участниками викторины о том, что такое мусор. Как они понимают значение этого слова. Действительно ли словом «мусор» можно обозначить только совершенно бесполезный набор элементов и вещей. Возможна ли вторичная переработка, и есть ли в этом польза?

  • Мы по улице идём. С мусором пакет несём. Раз бумажка, два бумажка, Кинем это всё в отсек. Пластик, банка, промокашка… Всё в корзину, или нет? Скажем правильный ответ. Весь мусор собирается вместе?(Нет!) Или каждый вид в отдельный пакет?(Да!)

Здесь предлагается объяснить, как правильно выбрасывать мусор. Стоит ли смешивать пластиковые и бумажные отходы со строительным мусором? Почему следует разделять мусор по типу материала? Что это даст окружающей среде?

Сегодня проблема рационального распределения и утилизации мусорных отходов стоит остро. В регионах, где пристальное внимание нацелено на эти вопросы, внедряются ёмкости, контейнеры, отсеки для раздельного сбора мусора (пластик, бумага, стекло).

Придумывать можно любые вопросы и загадывать любые загадки. Главное, чтобы люди научились понимать проблемы экологии и стали заботиться о чистоте окружающей среды. Ведь сохраняя чистоту и здоровье нашего мира, мы сами становимся чище, красивей и благородней.

Экологические игры Натальи Рыжовой

Загадки к году экологии. Экологическая игра «Загадки природы»

Воспитатель показывает детям рисунок с изображением дома и спрашивает, кто в нем может жить (человек, люди, папа, мама, бабушка, дедушка и т.п.). Затем предлагает рассмотреть пейзаж и спрашивает, кто может жить в таком лесу (на лугу, в тундре).

рисунка зависит от особенностей природной зоны, в которой находится детский сад. Воспитатель выставляет на стол игрушки: лошадку, корову, собаку, кошку, зайца, лису, белку, волка, тигра.

(Игрушки можно заменить рисунками, но детям интереснее работать с игрушками.)

Воспитатель просит назвать животных, которых дети знают, и спрашивает, кто из этих животных живет рядом с человеком.

Затем предлагает каждому ребенку по очереди взять одно животное и поставить его на большой рисунок с домом, если это животное живет рядом с человеком, или же поместить на рисунок с пейзажем, если оно обитает в лесу (на лугу, в тундре и т.п.

). Если дети затрудняются с определением места нахождения какого-либо животного, воспитатель задает наводящие вопросы.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина кофе “Coffeerelax”.

В каталоге товаров представлен широкий ассортимент кофе – кофе Covim в зёрнах, в чалдах, в капсулах, молотый кофе, растворимый, а также чай, бумажные стаканы и крышки, сахар в стиках, средства от накипи.

Гарантия качества, низкие цены и скидки, доставка по Киеву и другим городам Украины. Посмотреть цены и оформить заказ Вы сможете по ссылке: http://coffeerelax.com.ua/.

Примерные вопросы

— Это животное может жить в лесу, без помощи человека? — Что оно ест?

— Как оно защищается?

Когда все животные поделены на две группы, воспитатель обобщает: есть животные, которые всегда живут рядом с человеком, они называются «домашними». Где у нас находятся домашние животные? (Дети показывают на рисунок с домом.) Как они называются? (Дети перечисляют животных, которые размещены на листе с домом.)

Воспитатель продолжает: «А животные, которые живут сами по себе, без помощи человека, в лесу, на лугу, в тундре, в степи, называются «дикими». Где у нас находятся дикие животные? Как они называются?» Воспитатель рассказывает, что дикие животные сами находят себе еду.

Воспитатель просит найти фигурку кошки. (Дети находят кошку и ставят ее на столе отдельно от других животных.) Где живет кошка? Кто-нибудь видел кошку в лесу? Что ест кошка? Человек кормит ее молоком, мясом.

Какой дикий зверь похож на кошку? (Тигр, лев.) А кто видел кошку в городе или поселке?
У кого из ребят дома есть кошка? Кто ее кормит и чем? Люди кормят кошек молоком, мясом.

Какое кошка животное — домашнее или дикое?

Воспитатель предлагает детям найти фигурку тигра и поставить его рядом с кошкой. Что ест тигр? Может, ему кто-нибудь приносит молоко и мясо? Нет, тигр сам охотится на других зверей. А может ли он жить вместе с людьми? (Нет, его дом — природа.) Значит, тигр — домашнее или дикое животное?

Аналогичным образом воспитатель обсуждает других представителей диких и домашних животных, по возможности сравнивая их, например: волка и собаку, свинью и дикого кабана.

В заключение воспитатель раздает детям маски разных животных и предлагает всем «домашним» животным собраться у домика или у стола, а всем диким — у окошка (или в уголке природы). Затем все обсуждают, правильно ли дети определили свои места.

Возможен другой вариант: воспитатель загадывает загадку, ребенок в маске животного, о котором идет речь, ее отгадывает и подходит к домику. Примеры загадок:

— Зверь рогат, молоком богат. (Корова)

— Мяукает громко и прыгает ловко,
— Мягоньки лапки, но остры царапки.  (Кошка)

— Дом хозяйский охраняет,
На чужого громко лает.  (Собака)

— Розовый пятачок, хвост похож на крючок. (Поросенок)

— Возит всех, кто ни попросит, ей хозяин сено носит.  (Лошадь)

В заключение воспитатель еще раз обобщает, вспоминая вместе с детьми, какие животные называются домашними, а какие — дикими.

Что в мешочке?

На прогулке дети собирают разные плоды, семена, кусочки коры, камешки и складывают их в коробочку. В конце прогулки воспитатель предлагает им рассмотреть содержимое коробочки, вспомнить, кто что нашел.

Затем наиболее крупные и не очень хрупкие предметы складываются в мешочек. Детям предлагается по очереди на ощупь отгадать название плода, семени или природного объекта. Например: «Миша, опусти, пожалуйста, руку в мешочек и вынь шишку».

Или: «Маша, что ты нащупала?»

Мешочек можно пополнять домашними находками детей.

Загадки природы

Педагог дает описание какого-нибудь объекта природы, а дети отгадывают, о чем идет речь, и находят этот объект на территории (в уголке природы). Например:

— То, о чем я говорю, большое, гладкое, прочное и твердое. Если солнышко греет, он теплый. Если на улице холодно, то и он холодный. (Камень.)

— То, о чем я говорю, небольшое, круглое, красное, висит на веточке. Ее любят есть снегири. (Рябина.)

— То, о чем я говорю, может быть сухим и мокрым. Из него получаются отличные куличики и замки. (Песок.)

— То, о чем я говорю, сегодня ярко светит у нас над головой (спряталось за тучку). Оно не только светит, но и греет нас своими лучиками. (Солнце.)

— Тот, о ком я говорю, прыгает на двух лапках и ищет зернышки, крошки. У него коричневые перышки и он говорит: «Чик-чирик!» (Воробей.)

Для того чтобы детям было легче отгадать, о чем идет речь, воспитатель может подводить их к объекту, о котором говорит. (Например, к рябине, камню, участку, где прыгает воробей, и т.п.)

Если детям такая игра нравится, они могут попробовать придумать загадки такого типа (при необходимости с помощью воспитателя).

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.